«Организация совместной партнерской деятельности – важнейшее условие реализации как основной части образовательной программы»
статья на тему

Чулкова Елена Николаевна

Данный материал интересен как для воспитателей, так и для старших воспитателей детского сада. В статье рассматриваются вопросы организации совместной партнерской деятельности, как правильно ее организовать, чем отличается совместная партнерская деятельность от традиционных методов воспитания. Что такое партнерство, каким уровнем профессионализма должен обладать педагог, чтобы отвечать современным требованиям. Данный материал был опубликован в учебно-методическом пособии "Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду"к журналу "Обруч",  понравился, использовали в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_na_sayt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация совместной партнерской деятельности – важнейшее условие реализации как основной части образовательной программы»

Современная система дошкольного образования характеризуется сменой ценностно-целевых, мотивационных установок, что нашло отражение в ФГОС ДО. Стержневыми задачами ФГОС ДО являются:

  1. позитивная социализация ребенка;
  2. индивидуализация ребенка;
  3. поддержка детской инициативы.

Образовательный процесс в ДОО реализуется в двух основных моделях: в современной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельностью детей. Образовательная деятельность реализуется через организацию детских видов деятельности или «культурных практик», присущих ребенку дошкольного возраста. Взрослый выступает партнером, который умеет заинтересовать детей, вызвать мотивацию и посредством партнерской формы занятия, в противовес школьно-урочной. Решает основные задачи ФГОС ДО. В совместной партнерской деятельности учитываются специфика и самоценность периода дошкольного детства, свобода детей сочетается с организующим началом, которое приносит взрослый.

Совместная партнерская деятельность есть важнейшее условие реализации как основной части образовательной программы, так и ее парциальной части. Современная педагогика не является авторитарной. О совместной партнерской деятельности громко  заговорили после выхода в свет в 1989 году Концепции дошкольного воспитания, разработанной Временным научно-исследовательским коллективом «Школа» и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (научный редактор В.В. Давыдов). Одним из авторов концепции была Н.А. Короткова. Именно ей принадлежит большая заслуга в изучении и разработке содержания понятия «совместная партнерская деятельность».

В ФГОС ДО основными психолого-педагогическими условиями развития ребенка являются:

- поддержка инициативы и творчества;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

В связи с этим возникает вопрос: чем отличается совместная партнерская деятельность от спонтанного воспитания? При спонтанном воспитании ребенок принадлежит сам себе, траектория его развития хаотична. В совместной партнерской деятельности активность и самостоятельность ребенка сочетаются с руководящей ролью педагога. Теперь зададимся другим вопросом: в чем отличие совместной партнерской деятельности от традиционных методов образования, которое тоже осуществляется при участии взрослого? Главное отличие состоит в том, что в партнерской деятельности исключается психологическое давление на ребенка, взаимодействие строится на основе мотивации, т.е. без принуждения.

Т.Н. Доронова и С.Г. Якобсон выделяют три типа мотивации, которые лежат в основе совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:

1. Личная заинтересованность ребенка: Продукт деятельности, которой занимается ребенок, будет принадлежать только ему. Работа, поделки, выполненные детьми, не предназначаются для выставки, отчета. Они изготавливают их для себя по причине личной заинтересованности.

2. Мотивация общения со взрослым. Взрослый организует взаимодействие с детьми через создание ситуации поддержки. Такая модель общения требует от педагога педагогического мастерства и элементов актерского искусства. Инициируя совместную деятельность, педагог может обратиться к детям с таким вопросами: «Ребята, кто мне может помочь?», «Как вы думаете, а что надо сделать, чтобы…?», «я прошу тебя мне помочь, потому что уверена, что ты это знаешь и умеешь», «Я буду выполнять эту работу, а что планируешь делать ты?»

Игровая мотивация. Партнерская деятельность организуется на основе игры, которая в разном возрасте имеет свою специфику. У ребенка раннего возраста преобладают действия с предметами. Взрослый может обратиться с к детям с таким предложением: «Ребята, кукла не причесана, ее надо причесать». В среднем дошкольном возрасте основной компонент игры – это роль, ролевое поведение. Педагог может спросить у детей, кто из них возьмет роль мамы, а кто – сестры. При этом выбор роли дети осуществляют самостоятельно. В старшем дошкольном возрасте главное для игры – это взаимоотношения детей, сюжетосложение, комбинирование историй. Детям интересно проиграть модели социальных отношений взрослых. При этом вымышленный сюжет требует сначала постановки игровой задачи, а потом – учебной. Разберем такой пример – знакомство детей с холодными и теплыми цветами. При этом игровая задача для ребенка формулируется так: «Подбери букет для Снегурочки». Учебная задача такова: «Мы будем учиться смешивать краски для получения холодных и теплых цветов».

Второе важное отличие совместной партнерской деятельности от традиционных методов обучения состоит в позиции взрослого. Он – не воспитатель, не учитель, а партнер, он наравне с ребенком. Партнер – это тот, кто умеет заинтересовать детей и на равных участвовать с ними в общем деле. Педагогу следует воздержаться от таких фраз: 2Дети! Подойдите ко мне. Мы будем рисовать». Лучше сказать: «Ребята! Кто хочет, чтобы мы с вами сделали…» или «Скоро настанет праздник! А заметно ли в нашей группе, что приближается праздник? Как вы думаете, что надо сделать, чтобы…?» Партнерство – это всегда мотивация без принуждения, когда дети по собственной инициативе участвуют в деле, которое предлагает взрослый. Педагог должен уметь заинтересовать ребенка. В этом состоит педагогическое мастерство. В совместной партнерской деятельности воспитатель не оказывает на детей авторитарного воздействия, имея с ними равные права и обязанности. Например, педагог, включаясь с детьми в общее дело, говорит: «Я буду вырезать звезды! Далее он рассказывает, как он будет выполнять работу, какие у него возникают трудности. Из этого разговора дети усваивают, что взрослый не учитель, а равноправный партнер, друг, единомышленник.

Третье отличие совместной партнерской деятельности состоит в том, что она полностью исключает школьно-урочную форму обучения. Место педагога – не около доски, а среди детей. В ходе продуктивной деятельности они имеют возможность наблюдать за действиями, операциями, которые он совершает. Дети по ходу работы могут вставать, подходить к воспитателю, задавать ему вопросы. В этих действиях важна детская инициатива.

При совместной партнерской деятельности занятие имеет «открытый конец». Если ребенок закончил дело раньше, он может покинуть свое место. Он вправе отправиться играть, заняться свободной самостоятельной деятельностью. При этом ребенок должен осознавать, что нельзя мешать другим, шуметь, кричать. В этом проявляется его волевая саморегуляция, один из целевых ориентиров ФГОС ДО. Педагог может объяснить требования к поведению детей в такой форме: «Ребята, вы стали взрослыми, и теперь мы будем поступать так. Если кто-то закончил работу, он может встать и, никому не мешая, идти в книжный уголок».

ФГОС ДО един для всех: педагогов, логопедов, психологов, музыкальных работников, специалистов по изодеятельности, инструкторов по физической культуре. Все они должны искать новые формы взаимодействия с детьми, перестроить свою работу на новых принципах, максимально ориентируясь на совместную партнерскую деятельность.

Организуя совместную партнерскую деятельность с детьми, педагоги в своей ежедневной педагогической практике должны самостоятельно фиксировать трудности, с которыми они встречаются при организации детских видов деятельности, вырабатывая педагогически целесообразные пути их преодоления. Здесь может помочь самообразование педагога и разнообразные обучающие формы работы: консультации, семинары, семинары-практикумы  и т.д.

Чтобы достичь целей ООП ДО, которые совпадают с целями Стандарта, педагог должен обладать высоким уровнем профессионализма, отвечать следующим требованиям:

- иметь специальное образование;

- повышать квалификацию один раз в три года (ФЗ «Об образовании № 273, стр.75);

- владеть компетенциями в рамках профессионального стандарта педагога;

- иметь представление о психологических основах педагогической деятельности;

- уметь определять зону ближайшего развития ребенка, составлять его индивидуальный образовательный маршрут, вступать во взаимодействие со специалистами, решать многокомпонентные психолого-педагогические задачи.

Таким образом, высокий уровень педагогического мастерства достигается именно практико-ориентированной профессиональной подготовкой. Педагог,  не стремящийся повысить свою квалификацию, не сможет овладеть приемами совместной партнерской деятельности с детьми.

Новации ФГОС ДО

в области целей и задач дошкольного образования

До введения ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС ДО

Детский сад – преимущественно место присмотра и ухода за ребенком

ДОО является институтом социализации личности. Пребывание в детском саду способствует формированию у ребенка базиса личностной культуры.

Ребенок должен соответствовать требованиям, формулируемым школой.

Школа, учитель должны адаптироваться к запросам ребенка.

Социальный заказ, предъявляемый к детскому саду, - подготовить ребенка к школе.

Дошкольное образование направлено на создание условия для позитивной социализации и индивидуализации ребенка.

Социализация – не только усвоение норм и правил, но и развитие мотивации, коммуникации, жизненных навыков, исследовательских умений и пр.

Индивидуализация – выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка.

Обучение – главный ориентир дошкольного образования. В ребенке ценится готовность к обучению.

Главное – готовность ребенка к развитию. Его перспектива – развиваться - развиваться – развиваться.

Образовательная деятельность строится в форме специально организованного занятия.

Образовательная деятельность осуществляется в ходе детских видов деятельности.

Приоритет учебной модели. Доминирования в работе с детьми «занятия» как дидактической формы учебной деятельности.

Приоритет совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В зоне ближайшего развития взрослый играет ведущую роль; в зоне вариативного развития – опосредованную, так как ребенок учится не только от взрослого, но и от «продвинутого сверстника»

Нацеливает на результат: ребенок должен знать, уметь, владеть.

Нацеленность на создание условий социальной ситуации развития ребенка.

До введения ФГТ основной единицей образовательной деятельности с деть дошкольного возраста было занятие, содержание  образовательной деятельности состояло в усвоении детьми конкретных знаний, умений и навыков (как в школе). Теперь учебную модель должна заменить совместная партнерская деятельность. Поэтому нам нужно перестроить свое мышление и осуществлять образовательную деятельность в форме совместной партнерской деятельности.

Используемая литература:

 Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие /И.Ф. Слепцова. М.: Обруч, 2015 г. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми на основе лэпбука

Методическая разработка содержит материал для проведения индивидуальных или подгрупповых занятий на основе лэпбука (интерактивной книжки).Адресована воспитателям ДОУ и учителям начальных классов. Може...

Статья «Организация совместной партнерской деятельности с детьми в группе раннего возраста, с элементами конструктивной деятельности»

Статья «Организация совместной партнерской деятельности с детьми в группе раннего возраста, с элементами конструктивной деятельности».Детский сад является новым периодом в жизни ребёнка. Д...

«Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями)»

Опыт работы с родителями «Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с...

Всероссийский журнал "Воспитатель" Статья: «Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного ...

«Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях дошкольной образовательной организации» (из опыта работы)

laquo;Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного ...

Лэпбук как одна из форм организации совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО

Лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.  Созд...

Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы» Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС.

С внедрением ФГОС дошкольного образования в детском саду создана система образования, при которой преемственность образовательной Программы позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой...