Мастер-класс для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством игр».
материал (младшая группа)

Жанара Наурзовна Дуйсембаева

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством игр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ивановская СОШ
(дошкольный уровень)

Мастер-класс для воспитателей на тему:

«Речевое развитие детей раннего возраста посредством игр».

Воспитатель Дуйсембаева Ж.Н.

Цель мастер-класса: привлечь внимание воспитателей на проблему развития речи детей раннего возраста.

Задачи:

- заинтересовать воспитателей и родителей данной проблемой;

- предоставить практические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игр со стаканчиками для речевого развития детей раннего возраста.

Оборудование: стаканчики основных цветов: синий, красный, зеленый, желтый.

Ход мастер-класса.

I Вступление (теория).

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Это наиболее сензитивный период для развития речи.

Развитие речи в этом периоде осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослым. Поэтому необходимо всю жизнь малышей сопровождать речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментарием происходящего. Развивая речь, следует заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Желательно, чтобы то, о чем говорят с ребенком, он слышал своими ушами, видел своими глазами и по возможности ощущал своими руками. Ведь основной принцип развития речи детей этого возраста – взаимосвязь слова и наглядно-практических действий.

Игра, наиболее соответствующая данному возрасту, форма обучения. Организуя игры, взрослый имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать доступные им сведения, формировать умения и некоторые важные качества. В игре ребенок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему передать.

Организуя игры, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей. В этом возрасте индивидуальные различия могут быть весьма существенными. К тому же дети двух лет и двух с половиной – трех лет – разные дети. Это необходимо учитывать при выборе тематики игр, их содержания и длительности. Длительность будет зависеть прежде всего от реакции детей, их интереса. Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка.

Формирование словаря.

В период с двух до трех лет совершенствуются все стороны речи. Увеличивается словарный запас. Если в два года он в среднем составляет 270 слов, то в два с половиной – уже 400-450 и в три – 800-900, а у хорошо развитых детей до1000 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. «Ощущения и восприятия» – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Поэтому работа по формированию словаря тесно связана с работой по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим). Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократное повторение его в сочетании с уже известными словами.

Формирование звукопроизношения.

Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи.

После двух лет у детей совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, иногда даже искажаются, то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. У большинства детей третьего года жизни движения языка, губ, нижней челюсти вялы, замедленны, часто неточны, координация более мелких движений несовершенна. Эти несовершенства не следует считать отклонением от нормы, они физиологически вполне оправданы и закономерны. Но, разумеется, не стоит ждать, пока они исчезнут сами: необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, так как именно в игре ребенок может многократно повторять одни и те же звуки, слова, не испытывая при этом особой усталости, и тем самым упражнять и укреплять свой речевой аппарат.

II Практическая часть.

Игра №1 «Повторяем звуки»

Цель: упражнять детей в четком произношении гласных звуков, побуждать произносить звуки с различной громкости, формировать речевой слух детей. Материал: стаканчики разных цветов.

Ход игры: - Ребята, посмотрите, перед вами стоят разноцветные стаканчики, а давайте мы с ними поиграем, они волшебные и умеют повторять за вами звуки.

Воспитатель берет стаканчик и подносит к своему рту и произносит гласные звуки, далее подставляем ко рту ребенка, чтобы он также произнес звук. Воспитатель произносит звуки в разной тональности.

Игра № 2 «Стакан на стакан»

Цель: упражнять ребенка в произношении слога «оп»

Материал: стаканчики.

Ход игры:

Первый вариант: Воспитатель строит перед ребенком башню из стаканчиков при этом проговаривая слог «оп», затем разбирает его и предлагает повторить ребенку.

Второй вариант: Игру можно усложнить, задавая вопрос «Куда?», «Туда».

Игра №3 «Найди пару»

Цель: Учить детей соотносить стаканчики по картинкам, употреблять слова «Где?», «Тут», «Вот». Оборудование: стаканчики основных цветов по 2 шт., на которых приклеены картинки с изображением зверей: заяц, медведь, волк, лиса.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребятки посмотрите, какие разноцветные стаканчики с изображениями зверей, а давайте с ними поиграем и найдем для них пару. Где заяц? Тут заяц (воспитатель ставит стаканчик на стаканчик с одинаковыми изображениями). Ребенок должен повторять за воспитателем, сопровождая словами «тут» или «вот».

Второй вариант: можно усложнить наклеив геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) также ребенок ставит стакан на стакан и называют формы.

Игра №4 «Кто там живет?»

Цель: побуждать детей произносить слова: «тук-тук-тук, звукоподражать животным.

Материал: стаканчики, мелкие игрушки с изображением животных.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в прятки. Под нашими стаканчиками спрятались животные, давайте посмотрим кто там. Постучим по нашим стаканчикам «тук-тук-тук»

Ребенок поднимает стакан, воспитатель спрашивает: кто там? (собачка) собачка как говорит «гав-гав»….

Второй вариант: Ребенок стучит по стаканчику, воспитатель спрашивает есть кто-нибудь? Ребенок должен ответить «да» или «нет».

Игра №5 «Разноцветные шарики»

Цель: Побуждать детей произносить слова «Ура», «Правильно» , вызвать эмоциональный отклик.

Ход игры: Ребенок должен соотнести шарик по цвету со стаканчиком при правильном действии произнести слова «ура» или «правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр, сделанных своими руками»

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирования представлений о внешних признаках предметов: форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. Но очень часто нам нехватает ка...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 1,5 – 3 лет»

Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок буд...

Мастер – класс для воспитателей «Развиваем сенсорное восприятие у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр»

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.  Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), ...

Мастер- класс «Многофункциональное дидактическое пособие по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста «Скатерть Развивай- ка!»».

Цель: Обогащение развивающей – игровой среды, развитие мелкой  моторики рук детей, развитие и обогащение речи детей.Задачи:1. Развитие мелкой моторики рук;2. Развитие творческих способносте...

Мастер-класс: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в речевом развитии детей раннего возраста».

Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию активной речи детей средствами артикуляционной и дыхательной гимнастики...