Доклад для педагогов на тему "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
материал

Соловьева Мария Александровна

Доклад для педагогов на тему "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для педагогов на тему:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Подготовила: Соловьёва Мария Александровна, воспитатель

ГБОУ лицей №16 СПДС «Красная Шапочка», г. Жигулевск

   «Знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства».                                     В. А. Сухомлинский «Цитата» [1, сhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/31/sukhomlinskiy-va-ya-serdtse-otdayu-detyam-tsitaty-iz].


   На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Речь и мышление  взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли оказывает  влияние на ее словесное оформление. С помощью речи человек может передать свои мысли до окружающих.
   Для развития речи и  мышления ребенка необходим богатый чувственный опыт, который он получает  от окружающей его действительности: людей, общественной жизни,  различных предметов, игр. Особую роль  на развитие речи детей играет природное окружение. Ведь природные объекты вызывают разные чувства: восторг, радость, страх, отвращение. Природа окружает ребенка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…».
«Цитата 2, [https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/06/26/soobshchenie-na-temu-razvitie-rechi-doshkolnikov-v-protsesse].
 Нам, взрослым, необходимо только способствовать развитию у ребёнка  наблюдательности, которая формируется  в процессе познания природы. Это поможет развить у ребёнка  привычку делать выводы, воспитать логику мысли, а тем самым развить  мышление и речь. Познание природы и её объектов позволяет  развить творчество и самостоятельность, учит «вдумчивее» относиться к ней. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, сравнивает,  делает  выводы. Это создает предпосылки для формирования рассуждений, развитию связной речи, составлению описательных рассказов, четкости речи. Так ребенок развивается.
   В данном тексте описаны примеры из личного опыта работы воспитателей с детьми по экологическому воспитанию, позволяющие развить мышление и речь дошкольников.

Для обогащения и активизации словаря воспитателям следует обращать внимание на следующее:
1) проводить отбор необходимого словарного материала;

2) следить за правильностью собственной речи;

3) создавать речевые ситуации, которые побуждали бы детей употреблять определенное слово или предложение.

   При проведении наблюдения, экскурсии, прогулки, заранее планировать для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определять какие приемы нужно будет использовать для активизации речи детей. Каждое слово в беседе с детьми четко проговаривать, а затем просить повторить  детей, причем акцентировать  внимание  на то, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторять новое слово и стараться так поставить вопросы, чтобы ответы на них от детей требовали обязательного использования  данного слова. Новые слова закреплять с детьми  в процессе беседы, при рассматривании картин, в свободной деятельности, индивидуальной работе  и на других занятиях. Воспитателям нужно  стараться развить у детей умение правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. Например,  когда дети рассматривали  ель и сосну, нужно  обратить внимание на иголки на ветках– ввести  в словарь детей слово хвоя. Затем закрепить слово. С детьми вспомнить, где в природе встречаются иголки, вспомнить  животных – ежа, дикообраза. Можно усложнить задания для детей: попросить подобрать к существительным прилагательные и глаголы, синонимы и антонимы, обобщающие слова, придумать конец предложения и др.
    Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи. А для того, чтобы ребенок составил сложное предложение, ему нужно понимать связь, закономерность, о которой он  хочет передать в речи собеседнику. Например: «Когда жарко на улице, можно купаться в речке», «Когда зимой солнце греет, начинают таять сосульки», «Когда на улице сильный мороз, он щиплет за щёки»,  «Когда идёт дождь, на улицах лужи». Эти предложения составляются детьми, и постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так наши совместные наблюдения за явлениями природы создают возможность для развития и совершенствования речи детей, она становится  богаче и разнообразнее по форме и содержанию. Наша положительная оценка самостоятельной речевой активности  даёт ребёнку уверенность в своих силах.
     Развитие диалогической речи детей происходит  при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности. Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причем простые нераспространенные предложения. Предложения с однородными членами, сложные предложения встречаются крайне редко. Дети употребляют много неполных предложений. И от воспитателя требуется умение естественно строить разговор, чтобы привлечь к участию детей, дать им возможность высказаться.
    В беседах о природе вопросы, требуют обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного  возраста, рекомендуем использовать  альтернативные вопросы, которые требуют выбора ответа из двух или нескольких возможных. Дети в беседе стараются как можно полнее охарактеризовать явление, обозначить в своей речи последовательность развития событий, рассказывают из собственного опыта, делятся  субъективными ощущениями: «Сегодня мороз большой, даже щеки щиплет», «Мороз за нос хватает и за щеки». Такие высказывания детей всегда нужно приветствовать.
    Во время бесед по новому материалу следует предложить детям  повторить речевой образец педагога. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно».  Для наглядного примера, мы, например, проводили с детьми эксперимент - наливали воду в ёмкость и выносили на улицу, на мороз. Вода в сосуде замерзала. Дети на конкретном примере наблюдали  взаимосвязь природного явления. Им было легче рассказать о произошедшем. После завершения эксперимента, детям была предложена фраза, в которой обозначена связь явлений: «Зимой вода замерзает, потому что холодно»,  «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно». Дети должны были повторить фразу. Такое повторение не будет механическим, ведь оно строится на основе непосредственного восприятия явления.
Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, дети  легко устанавливают связь между явлениями и отвечают на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи. Дети приучаются  к составлению различных видов сложных предложений. В беседах с детьми  хорошо использовать  пословицы и поговорки о времени года, предмете или явлении природы. Это тоже очень ценно в развитии речи детей.
    Хочется отметить, что даже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Несложные сюжетные картины стилизации стимулируют развитие речи детей. С детьми старшего дошкольного возраста, рекомендуем  рассматривать  картины мастеров живописи. С помощью речи нужно помочь  детям понять замысел художника, расширить представления детей, а тем самым расширить словарный запас детей.
    Развитие монологической речи способствует умению детей рассказывать.   Наша работа, как воспитателя, по развитию монологической речи детей строиться как обучение видам рассказов. Это:

  1. сюжетные рассказы на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы убирали участок»); «Как мы сеяли семена», «Как мы кормили голубей» и т. п.);
  2. сюжетные и описательные рассказы на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как выращивают хлеб», «Что случилось с лисьей избушкой весной » и т.п.);
  3. описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года («Наш сад зимой и летом», «Рябина весной и осенью» и т.п.), и описание пейзажной картины;
  4. описательные рассказы о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
  5. описательные рассказы о явлении природы или отдельном предмете (« Бабочка», «Ветка акации», «Букет цветов», «Одуванчик», и т.п.).

Вся последовательность видов рассказов осуществляется  «от простого к сложному».
Процесс обучения рассказыванию о природе отличается от обучения рассказыванию на другие темы, потому, что при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ. Для развития умения детей самостоятельно составить последовательный сюжетный рассказ, воспитателям рекомендуем  использовать  приём анализа образца педагога: после прослушивания рассказа-образца ребята отвечают  на вопросы: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?». Таким образом, развивается  четкость изложения, рассказ получается по плану. Но постепенно следует  отступать от подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.
       В заключении можно сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. На речь дошкольника надо обращать внимание во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от нас, воспитателей,  огромного терпения, знаний и умений. Но результаты не заставят себя ждать. Всегда нужно помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребенка данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Литература: 

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.- М.,2008
  2. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.-СПб.,2007
  3. Развитие речи и творчества дошкольников. Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений М. : Сфера, 2001.
  5. https://moluch.ru/archive/383/84362/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания"

Статья расчитана на воспитателей, может быть использована для сообщения на педсовете или для консультаций воспитателей....

Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по...

«Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания»

Современное общество нуждается в  личности, способной к познавательной деятельности, к проявлению   инициативности и творчества.Проблема развития  дошкольника, подготовки его к шко...

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания...

«Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ   Цель: Развивать речь дошкольников в процессе экологического воспитания.Задачи:-Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;-...

Доклад на педсовет "Использование игровых технологий в образовательном процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в  работе по формиров...

Консультация для педагогов на тему "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"

Консультация для педагогов на тему "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"...