Долгосрочный проект "Наши пернатые друзья!"
проект (средняя группа)
Познавательно-творческий проект духовно-нравственной направленности "Наши пернатые друзья" для детей средней группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 521.77 КБ | |
| 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
Познавательно-творческий проект духовно-нравственной направленности «Наши пернатые друзья»
для детей средней группы
г. Красноуфимск
2024-2025 год
Содержание.
Паспорт проекта………………………………………………………….………3
Художественная литература……………………………………………………..9
Используемая литература и ссылки на сайт…………………………………….10
Приложение Технологическая карта организации НОД «Птицы, в гости собирайтесь!»
Приложение «Сценарий театрализации сказки»
Познавательно-творческий проект духовно-нравственной направленности
«Наши пернатые друзья»
Авторы проекта: Кузнецова Татьяна Александровна, Семейкина Евгения Алексеевна.
Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев (ноябрь – март).
Тип проекта: познавательно-творческий. Групповой. Духовно-нравственное направление воспитания – ценности «жизнь», «милосердие», «добро». Эстетическое направление воспитания
Участники проекта: дети средней группы 4-5 лет, воспитатели – Кузнецова Татьяна Александровна, Семейкина Евгения Алексеевна, Овчинникова Юлия Анатольевна, музыкальный руководитель – Шашмурина Анна Владимировна.
Актуальность темы: Птицы – наши друзья, они помогают защитить наш урожай от насекомых. С осени до весны птицы нуждаются в нашей заботе. В холодное время года нашим пернатым друзьям часто не хватает корма, и они прилетают за помощью к домам людей. Голодные птицы не переносят даже слабых морозов и погибают.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребёнка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
По мнению психологов, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На наш взгляд, взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, привлекая их к созданию хороших условий жизни для пернатых.
Значимость для ребёнка выбранной темы: Дети любят наблюдать за птицами во время прогулки. Вместе мы вспоминаем названия птиц; считаем, сколько птиц прилетело. Ребята прислушиваются к пению птиц и стараются узнать по голосу. Зимой дети любят искать следы на снегу.
Ребята любят читать сказки и вместе с детьми мы собрали книжную выставку художественных произведений с участием птиц. Детям нравится рассматривать иллюстрации птиц в энциклопедиях, они задают вопросы: «Как называется эта птица?», «Что она ест?». Иллюстрации птичьих гнёзд с яйцами вызвали много удивления.
Цель: Воспитание любви к природе через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотрудничеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Задачи воспитательные:
- способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте, воспитанию любви к прекрасному в природе (эстетическое направление воспитания – ценности «культура», «красота»);
- воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края, родной страны, способствовать приобретению первого опыта действий по сохранению природы (воспитывать у детей и родителей заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях);
- создавать условия для возникновения у ребёнка нравственного социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
- воспитывать эстетические чувства (удивление, радость, восхищение, любовь) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (сказки и рассказы о птицах, картины, фотографии, телепередачи, скульптура).
Задачи развивающие:
- формировать способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению (духовно-нравственное направление воспитания – ценности «жизнь», «милосердие», «добро»);
- развивать у детей желание и умение творить (рисование, лепка, аппликация, конструирование, песни, танцы, театрализация);
- развивать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по голосам, внешнему виду и по следам;
- развивать речь детей в разных ситуациях;
- способствовать развитию памяти, речи, внимания, познавательных способностей, инициативы и самостоятельности.
Задачи образовательные:
- расширять представления о перелётных и зимующих птицах, рассказать детям о трудностях птиц в зимний период, о том, как нужно помогать птицам и ухаживать за ними;
- продолжать знакомить детей с народными приметами и литературными произведениями о птицах.
Задачи для воспитателей:
- пополнить РППС группы литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, сказками и рассказами о птицах;
- привлечь внимание родителей к значению и важности чтения книг и участия в творческой деятельности в процессе воспитания и обучения детей;
- пополнить «Центр театрализации и музицирования» костюмами «платочный театр» - птицы, театром кукол «говорунчики», театром «ростовые куклы», подвижными игрушками «игрушка-дергунчик».
Подготовительный этап.
Постановка цели, задач проекта.
Подборка иллюстраций и художественной литературы по теме проекта.
Постепенное обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта.
Подборка соответствующих дидактических, подвижных игр, планирование различных видов деятельности.
Материально-техническое и методическое обеспечение проекта: телевизор, иллюстрированные книги со сказками и рассказами о птицах, энциклопедии, иллюстрации и фотографии птиц.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о зимующих и перелётных птицах, узнают их по внешнему виду.
Дети знают, каким кормом подкармливать птиц и проявляют заботу о птицах.
Дети умеют наблюдать и делают выводы.
Дети проявляют творческую активность, исследовательский интерес, стремятся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, с желанием участвуют в праздниках, развлечениях, викторинах, театрализованной деятельности.
Дети с увлечением смотрят телепередачи о птицах, фильмы, читают художественную литературу и делятся своими впечатлениями.
Образовательные события:
12 ноября «Синичкин день»
15 января «День зимующих птиц в России»
20 февраля «День леденцовых петушков»
17 марта День грача
20 марта День воробья
27 марта Международный день театра
1 апреля Международный день птиц
Основной этап.
Реализация проекта:
НОЯБРЬ
Беседа «Какие виды птиц мы знаем?» - домашние, перелётные, зимующие.
Оформление выставки книг о птицах (рассказы, сказки, энциклопедии).
Обсуждение знакомых сказок с участием птиц «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Гуси-лебеди» - русские народные сказки, «Колосок» - украинская народная сказка.
Рассматривание фотографий с экскурсии на птичий двор, обобщение знаний «Что мы знаем о домашних птицах?», «Где живут домашние птицы?», «Чем можно кормить домашних птиц?»
Речевая игра «Назови семью домашних птиц» - куриная семья (петух, курица, цыплёнок), семья уток (утка, селезень, утёнок), семья гусей (гусыня, гусь, гусёнок), семья индюков (индюшка, индюк, индюшонок). Озвучивание птиц «Беседа на птичьем дворе» (звукоподражание).
Чтение сказки «Петушок» Раисы Адамовны Кудашевой
Обсуждение сказки: герои сказки, в какое время года происходит действие, поступки героев. Беседа-рассуждение «Какие атрибуты нужны для инсценировки сказки?», «Какие нужны декорации?»
21.03.2024 Открытое занятие с детьми средней группы «Птицы, в гости собирайтесь!» в рамках реализации проекта «Наши пернатые друзья». Сотрудничество детей и родителей при подготовке к театрализации сказки. Изготовление платочных кукол. В ходе территориального практико-ориентированного семинара «Отражение семейных ценностей, традиций семьи и дошкольной образовательной организации через эффективные воспитательные практики, полезные идеи, успешный опыт»
Инсценировка сказки «Петушок» Р. Кудашевой
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ
Акция «Птичья столовая» - кормушки для птиц, пополнение запасов корма с участием родителей. Наблюдение за птицами на кормушках.
Беседа «Чем можно кормить птиц?»
Ситуативный разговор у кормушки: «Каких птиц можно кормить?»
Пластилинопластика с семенами «Кормушка для птиц» - коллективная подгрупповая работа
Статья для родителей «Покормите птиц зимой» (в раздевалку)
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ
Беседа-рассуждение «Как птица помогла изобрести самолёт?»
«Стайка снегирей на ветках рябины» - познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир)
Рисование с элементами аппликации «Снегирь на ветке рябины»
Мастер-класс с родителями и детьми, по инициативе родителей «Фигурные кормушки для птиц»
МАРТ
Рисование «Дымковская уточка»
Лепка «Птичка», «Птицы на кормушке»
Создание игры «Чья тень, птицы»
Создание мини-бука «Птицы: зимующие, перелётные и домашние, строение птиц…»
Чтение сказки «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршак
Чтение сказки «Как маленькая синичка научилась летать» Елена Ульянова
Создание альбомов «Детям о птицах», «Птицы России»
Ссылки на заметки в ВК:
https://vk.com/wall-217001944_1947
21.01.2025 Событие – День зимующих птиц, Кузнецова Т.А.
https://vk.com/wall-217001944_2082
17.02.2025 Мастер-класс «Корм для птиц», Семейкина Е.А.
https://vk.com/wall-189387866_4335
4.03.2025 Участие в Интернет-фотоконкурсе «Крылатые соседи – 2025», Кузнецова Т.А.
https://vk.com/wall-217001944_2230
12.03.2025 Развиваем эмоции, играя в театр, Кузнецова Т.А.
https://vk.com/wall-217001944_2248
14.03.2025 Украшение дымковской уточки в рамках реализации проекта «Наши пернатые друзья», Семейкина Е.А.
https://52kruf.tvoysadik.ru/news-svc/item?id=795869&lang=ru&type=news&site_type=school
22.11.2024 «Школа практической педагогики» открыла двери для гостей
21 ноября - Открытое занятие «Птицы, в гости собирайтесь!», средняя группа, воспитатель Кузнецова Т.А и группа родителей (сотрудничество детей и родителей при подготовке к театрализации сказки. Изготовление платочных кукол), помогала Семейкина Е.А.
Фотоальбом
Заключительный этап.
Итоговое мероприятие - Творческая презентация:
Театрализованное представление «В гости к бабушке и дедушке» и песни «Два весёлых гуся» для педагогического сообщества Рабочей проектной группы «Театрализованная деятельность» 1.04.2025 г. с представлением разных видов театра (платочный театр, «игрушка-дергунчик» - подвижная игрушка, театр кукол «говорунчики», театр ростовых кукол).
Продукт проектной деятельности:
Фотоальбом, отражающий мероприятия проекта
Методические разработки (мини-бук, игры, альбомы), конструкт занятия.
Взаимодействие с родителями:
Участие в Акции «Покормите птиц зимой!» - Изготовление кормушек для птиц,
пополнение запасов корма для птиц.
Участие родителей в изготовлении костюмов и декораций для театрализованной деятельности.
Вывод:
Многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой (экскурсии на природу, наблюдения за живым объектом…). В процессе ознакомления с природой мы создаем условия для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру; учим детей видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
В ходе реализации проекта мы создаем условия для самоопределения и социализации детей на основе духовно-нравственных ценностей, для воспитания нравственных качеств, интереса, чувства любви к природе. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств.
Чтение художественной литературы обогащает и расширяет кругозор ребёнка, развивает эмоциональную сферу и помогает усвоению морально-этических норм и сведений об окружающем мире. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к книгам. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.
Перспектива проекта:
Видеоролик «Птицы, в гости собирайтесь!» для участия во II Территориальном фестивале-конкурсе театрального творчества «Театральная весна-2025»
Статья на сайт для родителей «Наши пернатые друзья».
Фотоальбом на сайт по проекту.
Создание книги о птицах «Пернатые друзья» своими руками с участием детей и родителей к Образовательному событию 2 апреля «Международный день детской книги»
Родительское собрание «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста».
«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». М. Горький
Художественная литература (для чтения детям):
Курочка Ряба (русская народная сказка)
«Курочка Ряба и десять утят» С. Маршак
«Петушок» Р. Кудашева
Полезные сказки для смелости и уверенности в себе / Елена Ульева. – Ростов н/Д: Феникс, 2022
Птичья столовая. Стихи / Владимир Сибирев – Свердловск. Среднеуральское книжное издательство, 1984
Петушок – золотой гребешок (русская народная сказка) в обр. А.Н. Толстого Мои первые книжки – М.: «Детская литература», 1984
Крылатый, мохнатый да масляный (русская народная сказка) в обр. И.В. Карнауховой – М.: Издательство «Малыш», 1987
Используемая литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023 Федеральная рабочая программа воспитания.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
Ссылки на сайты:
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=птицы%20%20раскраски%20для%20детей%204%20лет
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пернатые друзья"
Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...
Интегрированное занятие "Пернатые друзья"
Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....
Долгосрочный исследовательско-творческий проект "Пернатые друзья"
Направление деятельности проекта: Знакомство с особенностями жизнедеятельности птиц; исследовательская деятельность по изменению жизни птиц со сменой сезонов года; Отражение данной тематики в литерату...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Долгосрочный проект «Формирование у детей представлений о жизни птиц через создание пространства «Пернатые друзья» действующего на территории ДОУ круглый год».
Проект по экологическому воспитанию дошкольников, среднего и старшего возраста. Расчитан на все сезоны года. Включает в себя, работу с детьми, работу с родителями воспитанников, оформление территории ...
Презентация "Пернатые друзья"Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес.
Презентация «Пернатые друзья. Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять...

Долгосрочный проект для детей старшей группы «Наши пернатые друзья»
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостат...

