Долгосрочный исследовательско-творческий проект "Пернатые друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Направление деятельности проекта: Знакомство с особенностями жизнедеятельности птиц; исследовательская деятельность по изменению жизни птиц со сменой сезонов года; Отражение данной тематики в литературе, музыке и живописи; осуществление экологического воспитания, через непосредственную образовательную деятельность, цикл бесед, акцию: «Накормим птиц вместе». Знакомство с жизнью птиц через художественные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pernatye_druzya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16

Проект

«Пернатые друзья»

Автор:

 Логинова Роза Фаритовна

(воспитатель)

г. Дегтярск

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект

«Пернатые друзья»

Информационная карта проекта: МКДОУ д/с №16 г. Дегтярск, Свердловской области

  1. Полное название проекта: «Пернатые друзья»
  2. Автор проекта: Логинова Роза Фаритовна (воспитатель МКДОУ д/с №16)
  3. Участники проекта: воспитатель, дети группы, родители; социальные партнёры: библиотекарь, музыкальный руководитель
  4. Район, город, представивших проект: г.Дегтярск, Свердловской области
  5. Адрес организации: 623270 Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Литвинова 8
  6. Телефон:….
  7. Вид, тип проекта: Групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий
  8. Цель, направление деятельности проекта: Знакомство с особенностями жизнедеятельности птиц; исследовательская деятельность по изменению жизни птиц со сменой сезонов года; Отражение данной тематики в литературе, музыке и живописи; осуществление экологического воспитания, через непосредственную образовательную деятельность, цикл бесед, акцию: «Накормим птиц вместе». Знакомство с жизнью птиц через художественные произведения.
  9. Краткое содержание проекта:
  • Накопление информации по данной теме в ходе практической деятельности на прогулке, НОД «Познание», «Коммуникация», через произведения художественной литературы, экскурсий; привлечение ближайших взрослых.
  • Обобщение и систематизация знаний в процессе наблюдения об изменениях в жизни птиц со сменой сезонов года.
  • Изучение жизни птиц и зависимость от времён года.

В рамках социальной экологии:

  • Влияние деятельности человека на жизнь птиц
  • Природоохранная деятельность: осуществление акций: «Берёза встречает птиц», «Накормим птиц вместе», «Моя кормушка»

Нравственно-патриотическое воспитание:

  • Образ птицы в произведениях живописи, литературы; знакомство с народными промыслами;
  • «Птицы моей Родины» (выпуск альбома)
  1.  Сроки проведения: сентябрь 2012 – август 2013г
  2. Количество участников проекта: 45 человек (1 воспитатель, 21 ребёнок, 21 родитель) + социальные партнёры: 1 музыкальный руководитель, 1 библиотекарь
  3. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса и повседневной жизни с учётом частичной интеграции)
  4. Ожидаемые результаты:
  • Повышение экологической культуры участников проекта;
  • Осуществление в МКДОУ образовательно воспитательного процесса по обозначенной проблеме в следующих направлениях:

- экологическое;

- социальное;

- нравственно – патриотическое.

  • Формирование различных видов отношения у детей к природе:

- природоохранного;

- эстетического;

- познавательного;

- патриотического.

  • Развитие устойчивого интереса к жизнедеятельности птиц;
  • Освоение элементарных трудовых навыков;
  • Развитие логического мышления через понимание причинно-следственных механизмов сезонных изменений в жизни птиц, а также влияния деятельности человека на жизнь птиц;
  • Успешное нравственно- патриотическое воспитание;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • Создание творческих работ детей для альбома: «Птицы моей Родины», оформление выставки декоративно - прикладного искусства.
  • Организация и проведение акций: «Берёза встречает птиц», «Накормим птиц вместе», «Моя кормушка», экскурсия в библиотеку,
  • Организация и проведение литературной гостиной для родителей и участников проекта: «Писатели - о птицах».

Паутинка к проекту «Пернатые друзья»

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

*Рассматривание детьми познавательной литературы (детские энциклопедии, журналы);

*НОД «Птицы», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «В.Бианки о птицах»

*Составление описательного рассказа: «Если бы я был птицей»

*Эко-минутки: «На что жалуется птица?», «Что для птицы страшнее: голод или холод?», «Надо ли кормить птиц с приходом тёплых весенних дней?», «Нужны ли хищные птицы?» и др.

*Составление рассказа о бережном отношении к объектам природы, птицам;

*Рассказ воспитателя о любимой птице;

*Что мы знаем о птицах? Викторины по вопросам из серии «Уроки тётушки Совы»;

*Решение проблемных ситуаций: («Представим, что все птицы исчезли», «Что это за птица?», «Оранжевое горлышко», «Сова»и др.

* Опытно – экспериментальная деятельность: «Что выбирают птицы: пшено, семечки, крошки хлеба? «Какая кормушка надёжнее, та что висит выше или ниже?

*Установление в процессе наблюдения причинно-следственных связей изменений в жизни птиц со сменой времён года.

*Составление описательного рассказа «Птица моей Родины»

*Беседа «Птица в жизни человека и человек в жизни птицы»;

* Просмотр мультфильмов: «Серая шейка», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Что это за птица?», «Оранжевое горлышко», «Сова»

*Д/и «Птицы»;

*Д/и «Перелётные птицы»

*Разрезные картинки.

*Карточки. Схемы.

*Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,

*И. Тургенев «Воробей»,

* И.А. Крылов «Ворона и лисица»

* М.М. Пришвин «В краю непуганых птиц», «Птица под снегом»,
*В.В Бианки:

«Разговор птиц весной»
(в прозе),

«Чей нос лучше?» «Кукушонок»,

«Наши птицы»,

«Сова»,

«Синичкин календарь», «Плавунчик»,

«На великом морском пути»

«Красная горка»,

«Оранжевое горлышко»

*Г.А. Скребицкий, «Про наших птиц»,

*Д. Горлов и Г.А. Скребицкий «Кто как живёт»,

* ГВ. Чаплина и Г.А. Скребицкий «Про птиц и зверей», «Про птиц наших»

*М.В. Черкасова «Они должны жить»,

*О. Бурский и др. Птицы родного края» (энц.)

*Е. В. Лукина «Птичий городок»

*В.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.)

*Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок»

Стихи:

*В. Звягин «Воробышки»,

И.Галиновская «Вышит снег красивой строчкой..»

Пер. с нем. К. Орешина

Зимний разговор через форточку»

А. Яшин «Покормите птиц зимой»,

3. Александрова «Новая столовая»

И. Токмакова «Голуби»,

Г. Ладонщиков «Здравствуй, зимушка-зима»,

А.Барто «Страшная птица»

В. Левин «Галчата»,

«Гнездо», «Мой приятель воробей»

В. Берестов «Синицы»,

А. Говоров «Снегири»,

Н. Рубцов «Ворона»

Произведения малых фольклорных жанров: «По дубочку постучишь, прилетает синий стриж», «Грачи-киричи…», «Уж ты пташечка, ты залетная»,

«Ласточка-ласточка», «Ой, зачем ты жаворонок» (укр.нар.)

* Кукольный театр «Петушок и воробей»; *Привлечение родителей к организации литературной гостиной «Писатели о птицах»

*Создание творческого альбома «Птицы мой Родины»

*НОД:

* «Игрушка –свистулька» *«Богородская игрушка»

*«Дымковская игрушка», *«Дымковская роспись»

*Ярославская игрушка»,

*Тверская игрушка»,

*«Филимоновская игрушка»;

*«Курские соловьи»,

*«Городецкая

роспись»;

*Привлечение родителей к совместному изготовлению кормушки;

* НОД «Птицы в кормушке» (Коллективная лепка)

* НОД «Синица» (Аппликация);

*Привлечение родителей к организации выставки декоративно-прикладного творчества: «Пернатые друзья»;

* «Берёза встречает птиц» (Аппликация)

Социализация

Труд

Познание

*Кукольный театр «Петушок и воробей»;

* Развлечение «Ворона и волк»;

* «Ворона, петух и лиса попали в беду» (интегрированная НОД);

*Что я могу сделать для птиц? Беседа

*Рассматривание репродукций картин:

А.К.Саврасов «Весна. Грачи прилетели»;

К.Ф. Юон «Весенний солнечный день»;

Н.А. Пахомов «Снегири»;

О.С. Камынин «Ворона»;

В.Ю. Стахеев «Птенчик»;

*НОД «Игрушка-свистулька», «Богородская игрушка», «Дымковская игрушка»,

«Ярославская игрушка»,

«Тверская игрушка»,

«Филимоновская игрушка»;

*Цикл бесед «Мое право на Родину»;

*Интервью с ближайшими взрослыми: «На что жалуется птица?»

*Привлечение родителей к совместному изготовлению кормушки, участию в акции «Моя кормушка»

*Акция «Накормим птиц вместе»;

*Экскурсия в библиотеку.

*Изготовление кормушек и их развешивание;

*Консультация «Из чего можно сделать кормушку?»;

*Подбор иллюстраций с изображением птиц;

*Изготовление поделки для выставки в эко-уголке «Пернатые друзья», подготовка представления своей работы (совместно с родителями);

* Подбор стихов, загадок о птицах;

* Кормление птиц с осени до лета.

*Экскурсия в парк «Горняков»;

*Д/и «Найди птицу по описанию»;

* «Из каких материалов можно изготовить кормушку?»;

*Интервью с ближайшими взрослыми: «Где птицы троят гнездо?»

*Рассматривание детьми познавательной литературы (детские энциклопедии, журналы);

*НОД «Птицы», «Перелётные птицы», Зимующие птицы»

*Составление описательного рассказа: «Если бы я был птицей»

*Эко-минутки: «На что жалуется птица?», «Что для птицы страшнее: голод или холод?», «Надо ли кормить птиц с приходом тёплых весенних дней?», «Нужны ли хищные птицы? и др.

*Составление рассказа о бережном отношении к объектам природы, птицам;

*Рассказ воспитателя о любимой птице;

*Что мы знаем о птицах? Викторины по вопросам из серии «Уроки тётушки Совы»;

*Решение проблемных ситуаций: («Представим, что все птицы исчезли», «Представим, что нет хищных птиц») и др.

* Опытно – экспериментальная деятельность: «Что выбирают птицы: пшено, семечки, крошки хлеба? «Какая кормушка надёжнее, та что висит выше или ниже?

*Мини-исследование:

 «В моем доме есть птицы?»

Музыка

Физическая культура

Здоровье

Безопасность

*Слушание муз произведений: *Муз Г. Струве «Жаворонок»;

*Муз. С. Майкапара «Пляска птиц»;

*Муз. П.И. Чайковский «Песня жаворонка»;

Пение:

*Детская песенка «Ворон»;

*Муз. Е.Зарицкой, сл. Л. Куклина «Где зимуют зяблики?»;

«Журавли» муз. А.Лавшица, сл. М.Познанской;

«Птичий дом» муз. Ю.Слонова, сл. О. Высотской;

*« Улетают журавли» муз. В. Кикто.

*П/и «Воробьи и вороны»;

*П/и «Перелёт птиц»;

*Спортивное развлечение: «Быстрее птицы»

*Упр. «Ласточка»,

*Упр. «Гуси»,

*Упр. «Изобрази птицу»

*Утренняя гимнастика: «Ранние птахи»,

*Побудка: «Начинается полёт»

*Экскурсия в парк «Горняков»;

*Слушание пения птиц (в природе и аудио- запись);

*Значение птиц;

*Утренняя гимнастика «Ранние пташки»

*Беседы с детьми о правилах безопасного поведения во время экскурсий;

*Беседа с детьми, консультация для родителей: «Птичий грипп»,

*Беседа «Как я могу предотвратить беду, если увижу, что разоряют гнездо»,

*Беседа «Птице хорошо в моих руках?»

*Беседа «Гнездо на высоком дереве»

План реализации проекта

«Пернатые друзья»

Осень:

  • Изучение нормативно - правовых документов;
  • Анализ содержания образовательной области «Коммуникация», «Познание» в соответствие требования ФГТ;
  • Анализ организационных, программно-методических, материальных, технических, социокультурных, мониторинговых условий реализации проектировочной деятельности;
  • Изучение современной методической литературы по заданной теме;
  • Организация развивающей среды в группе.
  • Организация взаимодействия с родителями и социальными партнёрами.
  • Знакомство с изменениями в жизни птиц с приходом осени (через НОД, прогулки, художественные произведения);
  • Установление причинно-следственных связей изменений жизнедеятельности птиц с наступлением осени.
  • Акция: «Моя кормушка» (привлечение родителей);
  • НОД «Художественная литература»: «Красота поэтического слова», «В. Бианки о птицах»;
  • НОД «Художественное творчество» (Рисование. Лепка) «Дымковская игрушка», Дымковская роспись», «Игрушка свистулька»;
  • НОД «Коммуникация», Познание», «Птицы», «Перелётные птицы»;
  • Эко-минутки: «На что жалуется птица?», «Нужны ли хищные птицы?» и др.;
  • НОД «Музыка» «Журавли» муз. А. Лапшина, сл. М. Познанской; «Птичий дом» муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотской; «Улетают журавли» муз. В. Кикто;
  • Рассказ воспитателя о любимой птице;
  • Слушание пения птиц (в природе и аудио-запись);
  • Составление описательного рассказа «Птица моей Родины»
  • Беседа «Что я могу сделать для птиц?»
  • Беседа с детьми, консультация для родителей: «Птичий грипп»; Решение проблемных ситуаций: «Представим, что все птицы исчезли»; Просмотр мультфильмов: «Серая шейка», Путешествие Нильса с дикими гусями»;
  • Продолжение знакомства с жизнью птиц через художественные произведения: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», И. Тургенев «Воробей», И.А. Крылов «Ворона и лисица», М. М. Пришвин «В краю непуганых птиц», В. В. Бианки «Синичкин календарь», Г.А. Скребицкий, «Про наших птиц», М. В. Черкасова «Они должны жить», О. Бурский и др. Птицы родного края» (энц.);
  • Стихи: И. Токмакова «Голуби»;
  • Д/и «Птицы»; Д/и «Перелётные птицы»;
  • П/и «Перелёт птиц»; П/и «Воробьи и вороны»;
  • Экскурсия в парк «Горняков»;
  • Беседы с детьми о правилах безопасного поведения во время экскурсий;
  • Спортивное развлечение: «Быстрее птицы»;
  • Разрезные картинки;
  • Карточки. Схемы.
  • Начать работу над созданием творческого альбома: Птицы моей Родины»;
  • Русский народ о птицах (Знакомство с работами мастеров, малыми фольклорными жанрами).

Зима:

  • Установление причинно-следственных связей изменений жизнедеятельности птиц с наступлением зимы (НОД, прогулки, наблюдения и др.);
  • Выполнение творческой коллективной работы;
  • НОД «Зимующие птицы»;
  • Составление описательного рассказа: «Если бы я был птицей»;
  • НОД: «Богородская игрушка», Курские соловьи», «Городецкая роспись»;
  • НОД «Птицы в кормушке» (Коллективная лепка), НОД «Синица» (Аппликация);
  • Эко-минутка: «Что для птицы страшнее: голод или холод?»;
  • Составление рассказа о бережном отношении к объектам природы, птицам;
  • Что мы знаем о птицах? Викторины по вопросам из серии «Уроки тётушки Совы»;
  • Слушание пения птиц (в природе и аудио-запись);
  • Решение проблемных ситуаций: («Представим, что все птицы исчезли», «Представим, что нет хищных птиц») и др.
  • Рассматривание репродукций картин: I I.А. Пахомов «Снегири»; О.С. Камынин «Ворона»;
  • НОД «Музыка». Детская песенка «Ворон»; Муз. Е.Зарицкой, сл. JI. Куклина «Где зимуют зяблики?»;
  • Организация и проведение акции: «Накормим птиц вместе»;
  • Привлечение родителей к изготовлению кормушек, обеспечению корма для птиц;
  • Опытно - экспериментальная деятельность: «Что выбирают птицы: пшено, семечки, крошки хлеба? «Какая кормушка надёжнее, та что висит выше или ниже?
  • Составление описательного рассказа «Птица моей Родины»;
  • Продолжение работы над творческим альбомом: «Птицы моей Родины»;
  • Продолжение знакомства с жизнью птиц через художественные произведения: М.М. Пришвин «Птица под снегом», Г.В. Чаплина и Г.А. Скребицкий «Про птиц и зверей», «Про птиц наших», Е. В.
  • Лукина «Птичий городок»;
  • Стихи: В. Звягин «Воробышки», И.Галиновская «Вышит снег красивой строчкой...», Пер. с нем. К. Орешина «Зимний разговор через форточку», А. Яшин «Покормите птиц зимой», 3. Александрова «Новая столовая», Г. Ладонщиков «Здравствуй, зимушка-зима», А. Говоров «Снегири», Н. Рубцов «Ворона»;
  • Упр. «Ласточка», «Гуси», «Изобрази птицу»;
  • Акция «Накормим птиц вместе»;
  • Кукольный театр: «Петушок и воробей»;
  • Развлечение «Ворона и волк»;
  • Беседы с детьми о правилах безопасного поведения во время экскурсий;
  • Экскурсия в библиотеку;
  • Д/и «Птицы»;
  • Д/и «Перелётные птицы»
  • Разрезные картинки.
  • Карточки. Схемы.

Весна-лето:

  • Установление причинно-следственных связей изменений жизнедеятельности птиц с наступлением зимы (НОД, прогулки, наблюдения и др.);
  • Просмотр мультфильмов: «Что это за птица?», «Оранжевое горлышко», «Сова», «Что за птица?» «Наши птицы», «Плавунчик»,
  • «На великом морском пути», «Красная горка»,
  • «Оранжевое горлышко»;
  • НОД Ярославская игрушка», Тверская игрушка», «Филимоновская игрушка»;
  • «Берёза встречает птиц» (Аппликация);
  • Слушание муз произведений: Муз Г. Струве «Жаворонок»; Муз. С. Майкапара «Пляска птиц»; Муз. П.П. Чайковский «Песня жаворонка»;
  • Рассматривание детьми познавательной литературы (детские энциклопедии, журналы);
  • Утренняя гимнастика: «Ранние птахи»;
  • Слушание пения птиц (в природе и аудио-запись);
  • Побудка: «Начинается полёт»;
  • Продолжение знакомства с жизнью птиц через художественные произведения: В.В Бианки: «Разговор птиц весной» (в прозе), «Сова», «Чей нос лучше?» «Кукушонок», В.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.);
  • Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок»;
  • Стихи: А.Барто «Страшная птица», В. Левин «Галчата», «Гнездо»,
  • «Мой приятель воробей», В. Берестов «Синицы»;
  • Произведения малых фольклорных жанров: «По дубочку постучишь, прилетает синий стриж», «Грачи-киричи...», «Уж ты пташечка, ты залетная», «Ласточка-ласточка», «Ой, зачем ты жаворонок» (укр.нар.);
  • Рассматривание репродукций картин: А.К.Саврасов «Весна. Грачи прилетели»; К.Ф. Юон «Весенний солнечный день»; В.Ю. Стахеев «Птенчик»;
  • Мини-исследование: «В моем доме есть птицы?»
  • Организация и проведение акции: «Берёза встречает птиц»;
  • Интервью с ближайшими взрослыми: «Где птицы троят гнездо?»
  • Беседа «Как я могу предотвратить беду, если увижу, что разоряют гнездо»;
  • Беседа «Птице хорошо в моих руках?»;
  • Беседа «Гнездо на высоком дереве»;
  • Решение проблемных ситуаций: «Представим, что все птицы исчезли»;
  • Осуществление заботы о птицах с наступлением тёплых весенних дней;
  • Интервью с ближайшими взрослыми: «На что жалуется птица?»
  • Создание творческого альбома «Птицы мой Родины»;
  • Эко-уголок: Выставка декоративно-прикладного творчества «Пернатые друзья»;
  • Экскурсия в парк «Горняков»;
  • Беседы с детьми о правилах безопасного поведения во время экскурсий;
  • Д/и «Найди птицу по описанию»;
  • Цикл бесед о праве ребёнка на Родину;
  • НОД «Безопасность», «Социализация»: «Ворона, петух и лиса попали в
  • беду»;
  • Подбор стихов, загадок о птицах;
  • Привлечение родителей к организации и проведению литературной гостиной «Писатели о птицах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»

Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения...

ГБОУ Школа №2017 (2здание) Долгосрочный экологический проект «Вода -водичка» Исследовательско -творческий, оздоровительный.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Руководители проекта:Ширшова О.М. Воспитатель высшей категорииМолева Е.Н. инструктор ф/к(плавание) 1 категории Цель:1.Закрепить знания детей оводе, ее свойствах....

ГБОУ Школа 2017 (2здание) Долгосрочный экологический проект «Вода -водичка» Исследовательско -творческий, оздоровительный.

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }EM { font-style: italic; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; }A.western:link { }A.ctl:link { } Задачи: Дать пер...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "зЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ"

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Проект «Тайны овощей» познавательно – исследовательский, творческий. Среди детей группы №10 «Зайчата» Долгосрочный

Актуальность реализации проекта Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и ...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...