Долгосрочный проект «Формирование у детей представлений о жизни птиц через создание пространства «Пернатые друзья» действующего на территории ДОУ круглый год».
проект

Проект по экологическому воспитанию дошкольников, среднего и старшего возраста. Расчитан на все сезоны года. Включает в себя, работу с детьми, работу с родителями воспитанников, оформление территории учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Пернатые друзья»


Пояснительная записка

Актуальность

Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, чему научится в своем окружении, обязательно отразится на его будущей взрослой жизни. Ребенка необходимо учить любить окружающих людей, родителей, друзей, природу, животных и растения. Любовь к природе, особенно  у детей, не приходит сама по себе – её нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют  заботу  и бережное отношение  лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно  глубокие и разносторонние  знания.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете. Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы экологического проекта «Пернатые друзья» обусловлен пониманием педагога значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы постепенно сможем повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка.

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные.

Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зелёные насаждения, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи.

Птицы бывают перелётные и оседлые. Перелётные птицы меняют среду обитания в зимний период, в связи с недостатком корма. Оседлые птицы не покидают те места, на которых они живут, так как могут отыскать себе корм в любое время года. Но птицам приходится трудно зимой: корм засыпает снегом, его очень мало и недостаточно для пропитания, а потому многие птицы не выживают зимой. А ведь значение птиц в природе многозначно. Сохранение птиц в настоящее время волнует не только специалистов, но и тысячи простых людей, которые любят свой край и думают о будущем.

Полноценная реализация проекта «Пернатые друзья», охватывающая календарный год  знакомит нас с многообразием птиц нашего региона и условиями их обитания в разные временя года.

Проектная деятельность позволяет развивать у нас активность, организаторские навыки и нравственные качества. Тема проекта дает возможность побуждать к более глубокому изучению и познанию животного мира, бережному отношению к окружающему миру. Проект поможет выделить существенные и отличительные признаки, показать приспособляемость разных птиц к среде обитания. Раскрыть значение птиц в жизни человека и показать возможности человека помогать пернатым, пробудить у нас желание помогать птицам в трудное время.  

Разработка проекта продиктована необходимостью упорядочить и систематизировать работу по организации экологической деятельности, пересмотреть формы работы, создать условия для активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Проект обеспечивает преемственность работы по формированию экологического воспитания при переходе из одной возрастной группы в другую.

Цель проекта: 

Создание условий для формирования бережного, осмысленного отношения к родной природе через организацию круглогодичных экологических пространств на территории детского сада.

Задачи проекта:

Ожидаемые результаты:

Оборудовать на территории ДОУ действующее круглый год пространство для птиц.

Создание условий для осмысления связей и отношений между человеком и птицами.

Улучшить экологическое и эстетическое состояние пространства для птиц.

Проявление интереса и любознательности в процессе наблюдений за повадками птиц, способом их передвижения и поведения.

Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ.

Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);

Привлечь родителей воспитанников к работе по улучшению состояния территории (пространства) ДОУ.

 Удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников.

Расширить представление о пернатых друзьях, их важной роли в природе.

Формирование основ экологической культуры дошкольников.

Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.

Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);

Развивать интерес и любовь к природе родного края.

Вдумчивое, осознанное, эмоциональное отношение к окружающему миру.

Формировать умение работать с энциклопедическими и научно-популярными источниками.

Формирование представлений детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Осуществлять трудовое воспитание детей в процессе ухода за пространством для птиц.

Формирование желания помочь нашим крылатым друзьям , умение

 детей правильно их подкармливать, наблюдать, ухаживать.

Вид, тип проекта: долгосрочный, познавательно - творческий.

Сроки реализации: 1 год.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: с 4 до 7 лет.

Этапы реализации проекта:

Первый сезон: зима

1 этап. Организационный.

Цель:  планирование работы  по подготовке необходимого материала для реализации проекта

Методическая работа

№ п/п

Содержание работы

Цель

Составление и обсуждение поэтапного плана работы

Определение действий, необходимых для достижения поставленных цели и задач

Подбор и изучение методической, справочной и художественной литературы по данной теме

Выбор методов, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями  детей, основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ

Разработка и подбор методических и наглядных материалов:

-подготовка наглядного материала с изображением птиц (открытки, картинки, плакаты, фотографии, иллюстрации из книг);

-картотека экологических игр;

- видео презентаций.

Обогащение и пополнение предметно-развивающего пространства детского сада.

Подбор информации о зимующих птицах нашего края.

Формирование представлений детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Подбор необходимого оборудования и пособий.

Анализ и подбор оснащения, средств ИКТ, ТСО, интернет ресурсов и материально-технической базы проекта.

Разработка концепции совместной деятельности родителей и детей.

Поиск новых, эффективных форм работы с родителями.

Разработка материалов для работы с детьми

№ п/п

Содержание работы

Цель

Разработка диагностических материалов.

Осуществление педагогической диагностики представлений детей о  жизни птиц в зимний период.

Создание лэпбука «Накормите птиц зимой».

Развитие интереса у детей к экологическим занятиям.

Разработка плана продуктивной деятельности.

Планирование различных форм работы с детьми.

Подбор и разработка

 -текстов бесед,

- дидактических и подвижных игр,

-детской художественной литературы,

-сценариев сюжетно-ролевых игр, обеспечение их необходимыми атрибутами

- фото и видео презентаций.

Использование разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию экологического воспитания.

Разработка материалов для работы с родителями

№ п/п

Содержание работы

Цель

1

Разработка комплекта консультаций для родителей:

- «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»;

- «Воспитание у детей любви к природе»;

- «Как и из чего можно сделать кормушки»

- «Как приготовить зимнее лакомство для птиц»

Просвещение родительской общественности об экологическом воспитании. Приобщение родителей  к непосредственному участию в реализации проекта.

2

Анкетирование родителей «Экология глазами родителей».

Проведение диагностики отношения родителей к вопросу экологического воспитания детей

3

Разработка агитационных и наглядных материалов  для родителей

Привлечение внимания родителей к проблеме экологического состояния окружающей среды.

4

Изготовление календарей для родителей с указанием этапов реализации проекта.

«Птичий календарь»

Популяризация экологических мероприятий проводимых в ДОУ среди родителей для повышения их активности. 

5

Разработка конспектов мероприятий для совместного проведения с родителями:

- Выставка рисунков «Поможем птицам вместе»

- акция «С каждого по зернышку»

- мастер-класс «Зимнее печенье для птиц»

Приобщение родителей к экологическим мероприятиям проводимых в ДОУ. Формирование желания участвовать в данных мероприятиях.

Преобразование территории

№ п/п

Содержание работы

Цель

        Определение местонахождения кафе «Вкусняшки для пташки»

Создание условий для наблюдений и изучения детьми жизни птиц зимой

Разработка макетов наглядной информации:

- баннер «Чем кормить птиц»

- вывеска «Мы открылись»

- информационный лист «Меню»

Привлечение внимания родителей и детей к реализации проекта

Обсуждение и определение необходимого количества атрибутов для организации кафе для птиц

Определение необходимых материалов для изготовления атрибутов

2 этап. Практический

Цель:  формирование представлений у детей, накопление и закрепление полученных знаний о жизни птиц зимой через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями. 

Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Цель

1.

Проведение педагогической диагностики детей  

Выявление представлений детей о жизни птиц в зимний период

Речевое развитие

1

-составление рассказов по иллюстрациям;

-отгадывание загадок о птицах

- инсценировка "Сорока, сорока. 

Обогащение и активизация словарного запаса детей. Развитие связной речи.

Художественно-эстетическое развитие

2.

-лепка: «Снегири»;

-аппликация: «Птичка-синичка»;

-песенки о птицах;

-рисование: «Птичка-невеличка»

-ручной труд: «Кормушка»

Развитие творческих способностей. Использование разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию знаний о птицах.

Познавательное развитие

3.

Дидактические игры: «Что за птица?», «Угадай, какая птица поет?».

Развитие любознательности, понимания взаимосвязи определенных явлений.

Социально-коммуникативное развитие

4.

- организация выставки «Портреты птиц»

-проведение конкурса «Птичьи лакомства»

-оформление фотогазеты: «Они остались зимовать, мы им будем помогать»

-проведение викторины «Птицы – наши друзья»

Использование разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию знаний о птицах.

Физическое развитие

5.

Подвижные игры:

«Воробьи, вороны», «Охотники и птицы», «Чай,чай-выручай! »

Совершенствование выполнения определенных видов движений, развитие ловкости, смекалки

Работа с родителями

№ п/п

Содержание работы

Цель

Ознакомление родительской общественности с комплектом консультаций  для родителей.

Повышение  уровня экологического воспитания у родителей, вызвать желание на собственном примере показать детям, что нужно заботиться о птицах.

Проведение анкетирования родителей.

Выявление отношения родителей к вопросу экологического воспитания

Распространение среди родителей агитационных и наглядных материалов  для родителей.

Привлечение внимания родителей к проблеме  развития экологического воспитания у детей дошкольного возраста.

Вручение «Птичьих календарей»

Популяризация экологических мероприятий среди родителей.

Совместная деятельность родителей и детей:

- изготовление кормушек

- приготовление корма для птиц

- выставка рисунков «Поможем птицам вместе»

- акция «С каждого по зернышку»

-мастер-класс «Зимнее печенье для птиц»

Активизация деятельности родителей:

-приобщение родителей к экологическому воспитанию

- приобщение к совместной деятельности с детьми

Преобразование территории

№ п/п

Содержание работы

Цель

1.

Расчистка снега на территории ДОУ

Подготовка территории для организации пространства кафе

2.

Размещение наглядных материалов на территории

Привлечение внимания родителей и детей к реализации проекта

3.

Размещение кормушек на территории кафе для птиц

Создание условий для формирование желания заботиться о птицах

Цель: подведение итогов реализации проекта по первому сезону (зима), выявление сильных и слабых сторон в работе с детьми и родителями, формулирование выводов и постановка задач на следующий учебный год.

Содержание работы

№ п/п

Мероприятие

Цель

Оформление пространства…

Создание условий

Преобразование территории

№ п/п

Содержание работы

Цель

1

Поддержание постоянного запаса корма для птиц

Воспитывать трудолюбие , желание доводить начатое дело до конца

2

Контроль и ремонт кормушек

Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам зимующих птиц

3

Поддерживание чистоты на территории ДОУ

Воспитывать бережное отношение к труду других людей

Второй сезон: весна

1 этап. Организационный.

Цель:  планирование работы  по подготовке необходимого материала для реализации проекта

Методическая работа

№ п/п

Содержание работы

Цель

1.        

Составление и обсуждение поэтапного плана работы.        

Определение действий, необходимых для достижения поставленных цели и задач.

2.        

Изучение методической, справочной и художественной литературы, народных примет, русского фольклора и творчества по данной теме.

Выбор методов, форм и содержания работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями  детей, основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ

3.

Разработка и подбор методических и наглядных материалов:

-подготовка наглядного материала с изображением птиц прилетающих веной (открытки, картинки, плакаты, фотографии, иллюстрации из книг);

-составление коллекции аудио файлов с записями  звуков птиц и видео файлов птиц их внешний вид, особенности питания и выведения птенцов.

- видео презентаций о редких птицах родного края.        

Обогащение и пополнение предметно-развивающего пространства детского сада.

4

Подбор информации о перелетных птицах нашего края.

Формирование представлений детей о перелетных птицах, их образе жизни и поведении, об особенностях кормления и выведения птенцов. Связи с окружающей средой, продолжение рода через зарождение новой жизни.

5

Подбор необходимого технического оборудования и пособий,

Анализ и подбор оснащения, средств ИКТ, ТСО, интернет ресурсов и материально-технической базы проекта в данный климатический период.

6.        

Разработка концепции совместной деятельности родителей и детей по модернизации экологического пространства, приуроченного к 1 апреля международный  «День птиц».

Поиск новых, эффективных форм работы с семьями воспитанников для преобразования экологического пространства в весенний период «Птичий городок»

Разработка материалов для работы с детьми

№ п/п

Содержание работы

Цель

1

Разработка диагностических материалов

Осуществление педагогической диагностики представлений детей о перелетных птицах.

2

Создание наглядного пособия «Загадочное гнездо»

Развитие интереса у детей к познанию окружающего мира и привлечение внимания к охране и сохранности видов птиц.

3

Разработка листа наблюдения за перелетными птицами .

Педагогическое диагностирование имеющихся представлений у детей.

4

Разработка плана продуктивной деятельности.

Тематическое планирование образовательного процесса.

5

Подбор дидактических и словесных игр, детской художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок.

6

Разработка квеста, познавательных игр, мини-лабораторных.

Проектирование разнообразных и вариативных форм работы с дошкольниками.

7

Подбор познавательных фильмов и презентаций о размножении птиц.

Включение в образовательный процесс ТСО.

8

Подбор наглядного материала о птицах, и птенцах, способах гнездования и кладки яиц.

Обогащение и пополнение развивающего пространства

Преобразование территории

№ п/п

Содержание работы

Цель

        Определение местонахождения аллеи скворечников «Птичкин городок»

Создание условий для наблюдений и изучения детьми жизни птиц весной

Разработка макетов наглядной информации:

- баннер «Чем кормить птиц»

- вывеска «Добро пожаловать»

Привлечение внимания родителей и детей к реализации проекта

Обсуждение и определение необходимого количества атрибутов для организации аллеи скворечников для птиц

Определение необходимых материалов для изготовления атрибутов

2 этап. Практический

Цель:  формирование представлений у детей, накопление и закрепление полученных знаний о жизни птиц весной, через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Цель

1.

Проведение педагогической диагностики детей  

Осуществление педагогической диагностики представлений детей о перелетных птицах, способах гнездования, питания и размножения.

Развитие речи

1

Беседы: -Птицы, какие они?

-Зимующие и перелетные

-Разрешение проблемных ситуаций

-Почему птицы летают?

- «Птицы весной»

Активизация речевой активности, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.

Художественно-эстетическое развитие

2.

Рисование «Птички»

Развитие творческих способностей, закрепление знаний о строения птиц

3.

Лепка из соленого теста по мотивам народной игрушки «сказочная птичка»

Развитие творческих способностей детей, мелкой моторики.

4.

Конструирование и аппликация:

-Птичка оригами

-Соловей из крупы

-Скворец в технике торцевания и декупаж.

Развитие ловкости и координации рук, воображения и восприятия.

Познавательное развитие

5.

Мини-лаборатория:  

-Как устроено гнездо?

-«Что хранит в себе яйцо?»

Формирование у детей причинно-следственных связей, осознание хрупкости жизни птенцов и роли родителей в жизнеобеспечение птенцов.

6.

Дидактические игры: -Что за птица?

- «Накорми птиц»

- «Чей клюв», «Чье яичко», «Чье гнездо»

- «Перелетные птицы»

- «Зимующие и перелётные птицы сходства и отличия»

- «Птицы в картинках»

- лото «Птицы»

Работа с макетом «Загадочное гнездо» наблюдения за яичками и ведение листа наблюдения.

Формирование знаний и умений, систематизация имеющихся понятий и связей. Осмысление ценности жизни в любом ее проявлении.

Социально-коммуникативное развитие

Проблемные ситуации:

- Как узнать птицу?

- Весенние заботы птиц

- Птицы наши друзья

Социально-значимые акции:

-«Правила поведения в лесу»

-«Зачем нужны скворечники?»

Развитие логического мышления, причинно-следственные связи и прослеживание цепочки событий.

Загадывание загадок, заучивание пословиц.

Народный птичий календарь.

Приобщение детей к устному народному творчеству русского народа, формирование доброжелательного отношения к другим детям.

Торжественное открытие «Птичьего городка», размещение скворечников, приуроченное ко Всемирному дню птиц.

Побуждение доводить начатое дело до конца, оценка вклада труда в общее дело.

Физическое развитие

Подвижные игры:

 «Коршун и наседка»

«Воробушки и кот»

«Серая утка»

«Гуси-лебеди»

«Не боимся мы кота»

Совершенствование выполнения определенных видов движений, развитие ловкости, смекалки

Пальчиковые игры: 

Птички

Сколько птиц в кормушке нашей

Десять птичек стайка

Синичка

Ворона

Развитие координации мелкой моторики рук, активизация речевых зон, тренировка межполушарных связей.

Преобразование территории

№ п/п

Содержание работы

Цель

1.

Расчистка территории ДОУ от проталин и листвы

Подготовка территории для организации пространства аллеи скворечников

2.

Размещение наглядных материалов на территории

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей, мотивации их на совместное изучение и практическое применение имеющих знаний

3.

Размещение скворечников на территории аллеи «Птичий городок»

Создание условий для формирования желания заботиться о птицах

3 этап. Заключительный

Преобразование территории

№ п/п

Содержание работы

Цель

1

Поддержание постоянного запаса корма для птиц

Воспитывать трудолюбие , желание доводить начатое дело до конца

2

Контроль и ремонт скворечников

Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам птиц и оказание помощи с целью сохранения их численности

3

Поддерживание чистоты на территории ДОУ

Воспитывать бережное отношение к труду других людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирования у детей представлений о безопасности жизни и здоровья, через знакомство их с правилами поведения в доме (в быту)».

Статья знакомит педагогов с моим опытом работы по формированию у детей представлений о безопасном поведении в доме. В статье раскрываются и предлагаются к использованию нетрадиционные формы работы, ко...

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность

В статье представлено описание работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни посредством реализации проекта "Быть здоровыми хотим!"...

Проект «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни старшего дошкольного возраста»

Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости, гибкости, выносливости, быстроты реакции и др.), на формирование психических качеств (внимания, мыш...

Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"

Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...