Статья «Формирования у детей представлений о безопасности жизни и здоровья, через знакомство их с правилами поведения в доме (в быту)».
статья по обж на тему

Щетина Марина Витальевна

Статья знакомит педагогов с моим опытом работы по формированию у детей представлений о безопасном поведении в доме. В статье раскрываются и предлагаются к использованию нетрадиционные формы работы, которые сделают ваши занятия более увлекательными и интересными, а значит более запоминающимися для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_obzh.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Формирования у детей представлений о безопасности жизни и здоровья, через знакомство их с правилами поведения в доме (в быту)».

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всех стран. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан- маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

                Уже несколько лет наш детский сад работает по программе Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Целью этой работы является обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

В этой статье я хочу коснуться проблемы формирования у детей представлений о безопасности жизни и здоровья, через знакомство их с правилами поведения в доме (в быту).

    Этот выбор не случаен. Множество опасностей подстерегает наших детей именно дома. Как часто, уставшие на работе родители, вечером занимаются домашними делами, или смотрят телевизор, при этом оставляют детей без присмотра, надеясь на то, что дети сами найдут чем себя занять. И они находят. Поэтому, к сожалению, не пустеют больничные палаты, ожоговые центры. Детей старшего дошкольного возраста некоторые родители оставляют дома одних, зачастую не объяснив, как вести себя в случае звонка в дверь или по телефону, в случае пожара, получения травмы или другой опасной ситуации.

                Но порой, даже заботливые, любящие родители и педагоги не знают, как внушить ребёнку некоторые правила поведения. И их работа сводится только к запретам. При этом взрослые порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребёнок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята ребёнком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Работая с подготовительной группой по программе Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «БЕЗОПАСНОСТЬ», я решила сделать свои занятия по закреплению правил безопасности в доме более увлекательными, интересными, а значит и более запоминающимися для детей. С этой целью я использовала в работе специально подобранные к данной теме: детскую литературу, стихи, загадки, пословицы, скороговорки, сюжетные картинки, дидактические игры, а также я широко использовала нетрадиционные формы работы: театрализацию, викторины, КВН. В младшей и средней группе в работе можно использовать потешки, стихи, сюжетные картинки, инсценировки плоскостного театра и театра би-ба-бо, после просмотра которых, необходимо обсудить с детьми неправильное поведение героев (зверюшек) в быту, к чему это привело, и как нужно было бы поступить правильно.

В подготовительной к школе группе (во втором полугодии, когда большинство детей научились читать и писать), я ввела такую форму работы, как – решение ребусов, кроссвордов,  сканвордов и чайнвордов.

Кроссворды можно активно использовать как на занятиях, так и вне их для закрепления знаний детей по безопасности жизнедеятельности.

        Необходимо предварительно объяснить детям, что такое кроссворд, сканворд, чайнворд; обязательно показать, как он выглядит и заполняется, если дети раньше не сталкивались с этим видом игры. Также дети должны уметь читать, считать и знать цифры.

        При решении кроссвордов возникает ситуация непринуждённого игрового общения на серьёзные темы (как при индивидуальных, так и при подгрупповых занятиях). Если у ребёнка возникают трудности с ответом на тот или иной вопрос, всегда есть возможность для игровой подсказки, например: «Слово, которое ты угадываешь, начинается на букву п..».

        Постепенно можно привлекать детей не только к отгадыванию, но и к составлению кроссвордов.

        Следующий форма работы, которую я использовала с детьми, это – ребусы. Ребус представляет собой комбинацию рисунков, букв, цифр и других изображений. В ребусе могут быть зашифрованы слова, пословицы, поговорки, изречения (афоризмы).

        Ребусы бывают разные: по степени сложности и алгоритму разгадывания. Я учила детей такой последовательности разгадывания ребусов:

  • сначала запиши словами всё, что ты видишь (названия всех изображений)
  • затем, зачеркни буквы в начале или конце слов (их количество зависит от количества запятых перед рисунком или после него).

-   Затем нужно соединить и прочитать то, что осталось.

Если над словами стоят цифры в определённой последовательности, значит, разгадке поможет перестановка букв в слове.

Нарисованная буква внутри буквы, так и читается с предлогом, получается

слог с буквой «в», например:              В  «О» – «Д». Получилось – «Вод» (часть от слова «вода»). Также нужно читать с предлогами и изображения одной буквы ПОД  другой, НА или НАД другой и т.п.

Дети с большим удовольствием выполняют подобные задания. Кроме закрепления правил безопасного поведения в доме, такие задания способствуют развитию навыков письма и чтения, грамотности, выполнению буквенного анализа слов, правильного использования предлогов; тренируют ребёнка в счёте, ориентировке на листе бумаги закрепляют знание цифр.

             Ребятам очень нравится выполнять задания из рабочих тетрадей: «Безопасность» (приложение к программе Авдеевой, Князевой, Стеркиной) и «Шаг за шагом». Безопасное поведение – 1». Для их выполнения необязательно приобретать тетради на всех детей группы, я делала  ксерокопии нужных мне страниц с заданиями. Эти задания, я использовала и как часть занятия, и в работе с подгруппой детей, и при индивидуальной работе, а также, использовала их в качестве домашнего задания (для выполнения с родителями или самостоятельно). Например, нарисовать опасные предметы, которые есть дома или электрические приборы и т. п.  

        Для того, чтобы закрепить полученные на  занятия знания, необходимо поощрять их использование в сюжетно – ролевых играх. Например: в сюжетно-ролевой игре «Семья», мама (девочка), уходя на работу, учит свою дочку (другую девочку или куклу), как себя вести дома, чего делать нельзя. В с/р игре «Больница», дети могут проиграть, тем самым закрепить навыки оказания первой медицинской помощи при получении различных травм, а в с/р игре «Пожар» - проиграть свои действия в случае пожара. Т.О., с/р игры являются как бы тренингом для детей.

Все вышеперечисленные формы работы создавали атмосферу заинтересованности, включённости и стимулировали у детей внимание, мышление и память. Активно развивается речь детей, обогащается словарный запас (названия предметов, бытовых приборов и т.д.), дети учатся правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по картинке, принимать участие в беседе, выражать свои мысли, отвечать на вопросы. Старшие дошкольники, помимо всего вышеперечисленного, упражняются в чтении и письме печатными буквами, буквенном анализе слов, ориентировке на листе бумаги (решение кроссвордов и чайнвордов).

Примерный дидактический материал.

         Стихи.

Кто с огнём неосторожен, у того пожар возможен.

Дети, помните о том, что нельзя шутить с огнём.

Тили – тили – тили – бом! Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила, глаза выпучила,

Бежит курица с ведром – заливает кошкин дом!

Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те отнять!

Знают все: человек без огня не живёт ни единого дня!

При огне, как при солнце светло, при огне и зимою тепло.

Посмотрите ребята вокруг, огонь – наш лучший друг!

Но когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом.

Человеку друг огонь, только зря его не тронь.

Если будешь баловаться, то беды не миновать.

Знайте, в гневе он сердит, ничего не пощадит.

Уничтожить может садик, поле хлебное, твой дом,

И взметнувшись до небес, перекинется на лес…

Гибнут в пламени пожара даже люди иногда,                                                                   это помните всегда!

Сам не справишься с пожаром – это труд не для детей!

Не теряя время даром, «01» звони скорей!

Набирай умело, чтоб не всё сгорело.

Огонёк всегда такой – и хороший и плохой:

Он и светит, он и греет и проказничать умеет.

        Трое маленьких зайчат, с огоньком сидят, шалят.

        Им, зайчатам, невдомёк, что опасен огонёк.

Возле газовой плиты расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой перед газовой плитой.

        Каждый знает, что утюг – добрый, но серьёзный друг.

        Кто с пожарами знаком, не играет с утюгом.

Чайник всё кипел, кипел и весь выкипеть успел.

И от злости поволок чёрный дым под потолок.

        - У окна, - сказала мать, - калорифер не включать!

        - Поздно, - зайка говорит, - занавеска уж горит!

Пословицы и поговорки.

  • Искра мала, а велик пламень родит.
  • Дерево с огнём не дружит.
  • Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.
  • Спичка – не игрушка, огонь – не забава.
  • Огонь – не вода, схватит – не выплывешь.
  • Не имей привычки носить в кармане спички.
  • Спичка – невеличка, а сынок её, огонь, - великан.
  • Пожар слезой не потушишь.
  • Не играй кошка с огнём, лапку обожжёшь.
  • Чтобы с пламенем бороться умело,                                                                    нужно знать пожарное дело.
  • Дорого при пожаре и ведро воды.
  • Сену с огнём не ужиться.
  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  • Дыма без огня не бывает.
  • Огонь маслом заливать - лишь огня добавлять.
  • С огнём не шути, с водой не дружись, ветру

не верь.

  • Москва от копеечной свечки сгорела.
  • Огонь – воды боится.
  • Где огонь, там и дым.
  • Ахи да охи не дают подмоги.
  • Берегись бед, пока их нет.
  • От маленькой искры большой пожар бывает.
  • На огонь дров не напасёшься!
  • Огонь кочерги не боится.
  • Плохая шутка до добра не доведёт.
  • Нога споткнётся, а голове достаётся.
  • В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.
  • Гляди в оба, да не разбей лоба.
  • Дурной пример заразителен.
  • Гляди под ноги: ничего не найдёшь,                                                                           так хоть не упадёшь.
  • Не кидай иголку – ноге будет колко.

Стихи.

  • Дом в порядке содержи: вилки, ножницы, ножи

    И иголки и булавки ты на место положи.

  • Ножницы стригут отлично, но и колются прилично.

    Просто так их не бери, - очень острые они!

  • Бритвой щёки можно брить, можно карандаш точить.

    Бритва острая, смотри, без спросу бритву не бери!

  • Химикаты – это яд!

    И не только для ребят.

  • Жили в доме великаны, жили в доме тараканы.

    Что же делать, как тут быть? – тараканов уморить!

    И купили великаны средство против тараканов…

    Но остались тараканы, а не стало великанов.

    Аккуратней надо быть, чтоб себя не отравить.

  •  Громко стонет бегемотик, «Ой-ой-ой, болит животик!

     Зря я маму не послушал, витаминок много скушал!»

  • Таблетки горькими и сладкими бывают,
     От болезней разных их люди принимают.

     Знает только мудрый врач, кому таблетки назначать.

  • Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

     Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.

  • Иголка, иголка, ты остра и колка;
     Не коли мне пальчик, а сшей сарафанчик!
  • Всем с напёрстком нужно шить, чтобы пальцы защитить,

     Хоть невзрачен он на вид, но иголку усмирит.

  • Чтобы слёзы вам не лить дождевым потоком,
     Не знакомьтесь никогда за руку вы с током!
  • Ты малыш, запомнить должен, будь с розеткой осторожен

С ней не должен ты играть, шпильку, гвоздь туда совать

Дело кончится бедой, ток в розетке очень злой!

  • Много тюбиков и баночек есть в шкафах у наших мамочек.

В них хранятся средства разные, к сожалению, опасные.

Лаки, краски, порошки в руки лучше не бери.

Эта бытовая химия яд, отрава очень сильная!

  • Не играйте острыми вилками, ножами,

     А-то ткнёшь нечаянно в глаз, не увидишь больше нас!

  • В уши, нос нельзя совать мелкие предметы.

     Могут там они застрять, помните про это!

  • Когда в кастрюле кипяток, не прикасайся к ней дружок!

И очень осторожен будь, её старайся не толкнуть.

  • Каждый знает, что утюг – добрый, но серьёзный друг.
     Кто с ожогами знаком – не играет с утюгом!

Скороговорка:                                                                                                Уголёк в уголок отнеси, уголёк в уголке погаси.

Загадки:

1.Иголка, булавка.

 *Весь мир одевает, а сама нагишом.

 *Маленького роста я, тонкая и острая, носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.

 *Я одинокая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутину я тяну.

 *Тонка, длинна, одноуха, стройна, всему миру красна.

 *Остренькая проволочка, дырявая головочка, остренький зубок - береги-ка свой глазок.

 *Конь стальной, хвост льняной – подружись-ка ты со мной.

 *Я иголкина родня, но нет ушка у меня.

2.Нож, шило.

 *У меня есть лезвие, острое, железное. Обращайтесь осторожно, ведь порезаться им можно.

 *Лишний раз его не трожь, не игрушка острый ….

 *Маленький мужичок, костяная ручка.

 *Если остриём упрётся, сразу дырочка найдётся.

3.Ножницы.

 *Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик.

 *Кто готов свои две шпаги скрестить из-за бумаги?

 *Два братца, одно сердце.

 *Очень любят вырезать, обрезать и разрезать.

4.Гвоздь, молоток, пила.

*В доске спрятался бедняжка, чуть видна его фуражка.

 *Бьют Ермилку по затылку, а он не плачет, а только носик прячет.

 *Маленький Ерофейка утонул до шейки.

 *Есть у моего Антошки только шляпка, да железная ножка.

 *Молоток стук-стук, торчит в стене сук. Постучу опять, будет не видать.

 *Сам худ, голова с пуд.

 *Не хочу я молчать, дайте вволю постучать! И стучу я день- деньской своей железной головой.

 *Зубы есть, а рта не надо.

 *Зубов много, а ничего не ест.

5.Кнопка, скрепка, циркуль.

 *Чтобы что-то прикреплять, можно гвоздь не забивать, если есть крошка на короткой ножке.

 *Вот железная плутовка, листы держит очень ловко. Крепко вместе их сжимает, никогда не растеряет.

 *Я железною ногою поверчу, на бумаге я кружочек начерчу. А нога моя вторая- остриё и опасно натыкаться на неё.

6.Посуда.

 *Очень хрупкая я – берегите меня. Если только разобьёте, лишь осколки соберёте.

 *Посмотрите на меня, острая и в дырках я, но зато я ловко тру тебе морковку.

 *Что опасного во мне, если супа нет на дне? Только если суп горяч – от детей меня ты прячь.

 *В брюхе жарко у меня, а в носу моём дыра; когда всё во мне кипит, из дыры той пар валит.

 *Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

  Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по формированию  у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников...

Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни.

Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....

Консультация на тему: "Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни"

Консультация на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....

Перспективное планирование по методической теме: «Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников» на 2018– 2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме:«Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников»на 2018– 2019 у...

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым

Здоровье-это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко. вернуть же его очень трудно....

Проектная деятельность в старшей дошкольной группе «Быть здоровым – здорово!» как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.

В методической разработке представлен опыт работы по реализации проектной деятельности в старшей группе «Быть здоровым – здорово!». Цель проекта – формирование у дошкольников п...

Методическая разработка НОД по физической культуре на формирование у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

Методическая разработка НОД по физической культуре на формирование у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья....