Календарно-тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий Педагога психолога на 2023-2024 учебный год
материал

Лейман Оксана Николаевна

При поступлении в Дом  ребенка все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Чтобы этого не произошло необходимо помочь ребенку адаптироваться, важную роль в этот период играют развивающие - профилактические занятия психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_temat_planirov_2023-2024.docx117.25 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-мансийского автономного округа-Югры

Урайский специализированный Дом ребенка

                   

                        Календарно-тематическое планирование

                     коррекционно-   развивающих занятий

                   Педагога психолога на 2023-2024 учебный год

                                                         Составила: педагог-психолог Лейман О.Н.

                                                   Первая младшая группа

Психологические особенности детей 2-3 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в любви.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый - источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Способ познания

Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и

ошибок.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; физический комфорт..

Новообразования

возраста

Формирование Я-концепции

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в

                                           1младшей группе

При поступлении в Дом  ребенка все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Чтобы этого не произошло необходимо помочь ребенку адаптироваться, важную роль в этот период играют развивающие - профилактические занятия психолога.

Описание группы:

- Психологическая характеристика детей: в результате обследования на начало года выявлены 8 детей с тяжелой степенью адаптации, 2 ребенка с психомоторной гиперактивностью и 6 детей с неустойчивым настроением.

Две подгруппы были сформированы из 8 детей на основании результатов, полученных в ходе обследования, анамнестических сведений о детях, наблюдений за ними, информации о них от воспитателей и родителей. Группа составляется не по одному какому-то признаку (только боязливые, трвожные, агрессивные и т.п.), напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе, в одной группе.

  •  Общая характеристика работы психолога в этой группе: занятия с детьми проводятся по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к Дому ребенка».

Возраст: 2-3 года Количество занятий: 15 Форма работы: групповое занятие Продолжительность: 15 минут Периодичность занятий: 2 раза в неделю Количество детей: 5-7 человек.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям Дома ребенка.

Задачи:

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к д/с;

  •  снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

  •  развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  •  развитие внимания, восприятия и речи, воображения;
  •  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координаций движений;
  •  развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы (групповая)

Ноябрь

Тема,

дата проведения

Задачи

Количество

Часов

1- неделя

№1 «Божья коровка»

гр.№        02.11.23

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

-развитие умения действовать соответственно правилам игры;

  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);

-развитие внимания, речи и воображения

1

1-я неделя №2 «Листопад»

гр.№      05.11.23

Создание атмосферы эмоциональной безопасности;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

1

Ноябрь

2-я неделя №3 «Мячик»

гр.№        09.11.23

Создание атмосферы эмоциональной безопасности;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

1

2-я неделя №4 «Прогулка»

гр.№ -       11.11.23

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

  • повышение эмоционального тонуса;
  • развитие чувства ритма, координации движений;

-развитие ориентации в пространстве;

  • обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
  • развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

1

3-я неделя

№5 «Веселый

Сплочение группы, развитие эмпатии; - снижение излишней двигательной

1

Петрушка»

гр.№       16.11.23

активности;

- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

-развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

3-я неделя №6 «Мячики»

гр.№          18.11.23

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

-закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);

  • закрепление пространственных представлений («верх», «вниз»);
  • развитие общей и мелкой моторики.

1

4-я неделя №7 «Зайка»

гр.№      23.11.23

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

  • развитие умения подражать движениям взрослого;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
  • снижение излишней двигательной активности, импульсивности

1

4-я неделя №8 «Мыльные пузыри»

гр.№      25.11.23

Снятие эмоционального напряжения и агрессии;

-снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

-обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

1

1-я неделя №9 «Маму я люблю»

гр.№        30.11.23

Оптимизация детско-родительских отношений;

  • воспитание доброго отношения к маме;
  • развитие двигательных навыков;
  • развитие восприятия, внимания и речи.

1

1-я неделя №10 «Музыканты»

гр.№     03.12.23

Создание положительной эмоциональной обстановки;

-сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

- развитие образности слухового восприятия; -развитие слуховой и зрительной памяти.

1

2-я неделя №11

 «Мишка»

гр.№       07.12.23

Сплочение группы, развитие эмпатии;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

-развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

1

2-я неделя №12 «Непослушные мышата»

гр.№       09.12.23

Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

-формирование положительной самооценки;

- развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

1

Декабрь

3-я неделя №13 «Колобок»

гр.№        14.12.23

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;

- снятие страхов перед сказочными героями; -развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного).

1

3-я неделя №14 «Котята»

гр.№    16.12.23

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;

- снятие страхов перед сказочными героями; -развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

1

4-я неделя №15

«Новый год»

гр.№    21.12.23

-создание положительного эмоционального настроя в группе;

-отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;

-отработка быстроты реакции.

1

Количество занятий: 15

Итого: 15 часов

                                                                   

                                                                         II младшая группа

                                                 Психологические особенности детей 3-4 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская с взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый - источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.

Способ познания

Экспериментирование. Конструирование.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы - заместители, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения с взрослыми.

Новообразования возраста

Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.

   

                                       Календарно-тематическое планирование

                           коррекционно-развивающих занятий во 2 младшей группе

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Чтобы этого не произошло необходимо помочь ребенку адаптироваться, важную роль в этот период играют развивающие - профилактические занятия психолога.

Описание группы:

  •  Психологическая характеристика детей: в результате обследования на начало года выявлены 8 детей с тяжелой степенью адаптации, 2 ребенка с психомоторной гиперактивностью и 6 детей с неустойчивым настроением.

Две подгруппы были сформированы из 8 детей на основании результатов, полученных в ходе обследования, анамнестических сведений о детях, наблюдений за ними, информации о них от воспитателей и родителей. Группа составляется не по одному какому-то признаку (только боязливые, трвожные, агрессивные и т.п.), напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе, в одной группе.

  •  Общая характеристика работы психолога в этой группе: занятия с детьми проводятся по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к ДОУ».

Возраст: 3-4 года Количество занятий: 15 Форма работы: групповое занятие Продолжительность: 15 минут Периодичность занятий: 2 раза в неделю Количество детей: 5-7 человек.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям Дома ребенка.

Задачи:

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к Дому ребенка;

  •  снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

  •  развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  •  развитие внимания, восприятия и речи, воображения;
  •  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координаций движений;
  •  развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающей работы (групповая)

Тема,

Задачи

Количество

дата проведения

часов

1- неделя

Создание положительного

1

№1 «Божья коровка»

эмоционального настроя в группе;

гр.№

-развитие умения действовать

   14.09.23

соответственно правилам игры;

03.11.23

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации

в собственном теле;

- развитие зрительного восприятия

(цвета, формы, размера предметов);

-развитие внимания, речи и

Воображения

1-я неделя

Создание атмосферы эмоциональной

1

№2 «Листопад»

гр.№     16.09.23

гр.№      05.11.23

безопасности;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

2-я неделя

Создание атмосферы эмоциональной

1

№3 «Мячик»

безопасности;

гр.№-

-снятие эмоционального и мышечного

                21.09.23

напряжения;

гр.№     10.11.23

  • снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • развитие умения двигаться в одном

ритме с другими детьми,

подстраиваться под их темп;

2-я неделя

Сплочение группы, развитие умения

1

№4 «Прогулка»

взаимодействовать со сверстниками;

гр.№     23.09.23

- повышение эмоционального тонуса;

гр.№     12.11.23

  • развитие чувства ритма, координации движений;

-развитие ориентации в пространстве;

  • обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
  • развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

3-я неделя

Сплочение группы, развитие эмпатии;

1

№5 «Веселый Петрушка»

- снижение излишней двигательной

гр.№    28.09.23

активности;

           

- обучение различению цветов,

гр.№     17.11.23

соотнесению предметов по цвету; -развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

3-я неделя №6 «Мячики»

Развитие умения согласовывать свои

1

гр.№     30.09.23

действия с действиями других детей, с

правилами игры, с ритмом стиха;

гр.№     19.11.23

               

-закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);

-закрепление пространственных представлений («верх», «вниз»); -развитие общей и мелкой моторики.

4-я неделя №7 «Зайка»

Создание положительного

1

гр.№         05.10.23

эмоционального настроя в группе;

                 

- развитие умения подражать

гр.№-          24.11.23

движениям взрослого;

- развитие координации движений,

общей и мелкой моторики;

- развитие умений подчиняться

правилам игры, отработка быстроты

реакции;

- снижение излишней двигательной

активности, импульсивности

4-я неделя №8 «Мыльные

Снятие эмоционального напряжения и

1

пузыри»

агрессии;

гр.№       07.10.23

-снижение излишней двигательной

             

активности, импульсивности;

гр.№     26.11.18

-обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

1-я неделя №9 «Маму я

Оптимизация детско-родительских

1

люблю»

отношений;

гр.№         12.10.23

- воспитание доброго отношения к

маме;

гр.№          01.12.23

  • развитие двигательных навыков;
  • развитие восприятия, внимания и речи.

1-я неделя №10

Создание положительной

1

«Музыканты»

эмоциональной обстановки;

гр.№      14.10.23

-сплочение группы, отработка умения

               

согласовывать свои движения с

гр.№       04.12.23

движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

- развитие образности слухового восприятия;

-развитие слуховой и зрительной памяти.

2-я неделя №11 «Мишка»

Сплочение группы, развитие эмпатии;

1

гр.№                 19.10.23

- снятие эмоционального и мышечного

                         

напряжения, тревожности;

гр.№                 08.12.23

-развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры

2-я неделя №12

Преодоление упрямства, негативизма в

1

«Непослушные мышата»

период кризиса трех лет;

гр.№          21.10.23

-формирование положительной

                   

самооценки;

гр.№           10.12.123

- развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

3-я неделя №13 «Колобок»

Сплочение группы, развитие эмпатии,

1

гр.№         26.10.23

обучение детей навыкам

                   

сотрудничества;

гр.№           15.12.23

- снятие страхов перед сказочными героями;

-развитие общей и мелкой моторики,

координации движений;

-развитие восприятия (вкусового,

тактильного, зрительного,

обонятельного).

3-я неделя №14 «Котята»

Сплочение группы, развитие эмпатии,

1

гр.№          28.10.23

гр.№           17.12.23

обучение детей навыкам сотрудничества;

- снятие страхов перед сказочными героями;

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

4-я неделя №15 «Новый год»

гр.№           02.11.23

гр.№          22.12.23

-создание положительного эмоционального настроя в группе; -отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;

-отработка быстроты реакции.

1

Количество занятий: 15

Итого: 15 часов

                 

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по развитию   познавательной сферы дошкольников во 2 младшей группе

                                             Пояснительная записка

Проблема подготовки к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения. У детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети нуждаются в профессиональной помощи психолога.

Описание группы:

  •  Психологическая характеристика детей: программа рассчитана на детей с проблемами в развитии познавательной сферы. По результатам обследования на начало года у 5 ребенка выявлены низкие уровни в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, восприятия).
  •  Общая характеристика работы психолога в этой группе: работа с ребенком будет проводиться по программе В.Л. Шарохиной
  •  Количество занятий: 16 занятий (1 раз в неделю).
  •  Форма работы: индивидуальная
  •  Длительность: 15 минут.

Цель программы: развитие познавательной сферы.

Задачи программы:

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
  3. Развитие слуховой и зрительной памяти.
  4. Совершенствование навыков счета.
  5. Развитие мышления и речи.
  6. Развитие общей и мелкой моторики.
  7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Планируемые результаты психологической работы с ребенком.

Повышение уровня развития воспитанника в познавательной сфере психики.

Календарное планирование коррекционно-развивающей работы

(индивидуальная работа)

№ занятия, дата проведения

Задачи

Количе

ство

часов

1 неделя  Занятие №1

06.11.23

  1. Развитие зрительного восприятия.
  2. Закрепление словесного обозначения величин и навыков счета.
  3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.

1

Ноябрь

2- неделя Занятие №2

13.11.23

1. Развитие зрительного восприятия.

  1. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине)
  2. Развитие внимания, памяти, моторики.

1

3-я неделя Занятие №3

20.11.23

  1. Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).
  2. Закрепление навыков счета.
  3. Развитие мышления и воображения.

1

4-я неделя Занятие №4

27.11.23

  1. Развитие внимания и восприятия.
  2. Развитие речи
  3. Развитие мелкой моторики.

1

1-я неделя Занятие №5

04.12.23

  1. Развитие зрительной и слуховой памяти.
  2. Развитие мышления (классификация)
  3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

1

Декабрь

2-я неделя Занятие №6

11.12.23

1. Развитие восприятия (форма)

  1. Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
  2. Развитие навыков счета.
  3. Развитие общей и мелкой моторики.

1

3-я неделя Занятие №7

18.12.23

  1. Развитие зрительного и тактильного восприятия.
  2. Развитие внимания, памяти и мышления.
  3. Развитие навыков счета.
  4. Развитие речи

1

Январь

3-я неделя Занятие №8

25.12.23

  1. Развитие зрительного восприятия.
  2. Развитие внимания и наблюдательности .
  3. Развитие мышления и зрительной координации.

1

2-я неделя Занятие №9

15.01.24

  1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
  2. Развитие внимания и наблюдательности.
  3. Развитие зрительной памяти, речи и мышления.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

1

3-я неделя Занятие №10

22.01.24

  1. Развитие        речи и мышления.
  2. Развитие общей и мелкой моторики.
  3. Совершенствование невербальных средств общения.
  4. Воспитание нравственно-волевых качеств.

4-я неделя Занятие №11

29.01.24

1. Развитие речи и мышления.

  1. Развитие общей и мелкой моторики.
  2. Развитие эмоциональной сферы.
  3. Совершенствование коммуникативных навыков.

1

1-я неделя Занятие №12

05.02.24

  1. Развитие восприятия и воображения.
  2. Развитие внимания и наблюдательности.
  3. Развитие речи и мышления.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

1

2-я неделя Занятие №13

12.02.24

  1. Развитие        слухового и зрительного
  2. Развитие внимания и памяти.
  3. Развитие речи и мышления.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

1

3-я неделя Занятие №14

19.02.24

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  2. Развитие внимания и памяти.
  3. Развитие речи и мышления.

1

4-я неделя Занятие №15

26.02.24

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  2. Развитие внимания и памяти.
  3. Развитие речи и мышления.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

1

1-я неделя Занятие №16

04.03.24

1 . Развитие, внимания, памяти, общей и мелкой моторики.

2. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

Количество занятий: 16

  1. асов

                                                                 

                                                                  Средняя группа

                                            Психологические особенности детей 4-5 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения с взрослыми

Внеситуативно-деловое: взрослый - источник информации

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции

Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.

Способ познания

Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.

Внимание

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов

Память

Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.

Мышление

Наглядно-образное

Воображение

Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразование возраста

Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

                         Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по          развитию   познавательной сферы дошкольников в средней группе

Пояснительная записка

Проблема подготовки к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения. У детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети нуждаются в профессиональной помощи психолога.

Описание группы:

  •  Психологическая характеристика детей: программа рассчитана на детей с проблемами в развитии познавательной сферы. По результатам обследования на начало года у 4 детей выявлены низкие уровни в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, восприятия).
  •  Общая характеристика работы психолога в этой группе: работа с ребенком будет проводиться по программе В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в средней группе».
  •  Количество занятий: 16 занятий (1 раз в неделю).
  •  Форма работы: индивидуальная
  •  Длительность: 20 минут.

Цель программы: развитие познавательной сферы.

Задачи программы:

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
  3. Развитие слуховой и зрительной памяти.
  4. Совершенствование навыков счета.
  5. Развитие мышления и речи.
  6. Развитие общей и мелкой моторики.
  7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Планируемые результаты психологической работы с ребенком.

Повышение уровня развития воспитанника в познавательной сфере психики.

Календарное планирование коррекционно-развивающей работы

(индивидуальная работа)

№ занятия,дата проведения

Задачи

Количеств о часов

1 неделя, понедельник Занятие №1

02.11.23

  1. Развитие зрительного восприятия.
  2. Совершенствование навыков счета.
  3. Развитие мышления и речи.
  4. Развитие внимания, памяти.

1

2- неделя Занятие №2

09.11.23

1. Развитие зрительного восприятия.

  1. Развитие целенаправленного внимания.

3.Развитие        мышления и речи.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

1

3-я неделя Занятие №3

16.11.23

  1. Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).
  2. Закрепление навыков счета.
  3. Развитие мышления и воображения.

1

4-я неделя Занятие №4

23.11.23

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

  1. Развитие внимания и памяти.

3.Развитие        мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса по темам «Осень», «Фрукты», «Овощи»).

1

1-я неделя Занятие №5

30.11.23

1.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие        мышления и речи.

1

Декабрь

2-я неделя Занятие №6

07.12.23

1. Развитие восприятия (форма)

2.Развитие внимания, памяти, мышления, речи.

3.Развитие навыков счета.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

1

3-я неделя Занятие №7

14.12.23

1.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2.Развитие внимания, памяти и мышления.

3.Развитие навыков счета.

4.Развитие речи

1

Январь

3-я неделя Занятие №8

21.12.23

  1. Развитие зрительного восприятия.
  2. Развитие внимания и наблюдательности .

3.Развитие мышления и зрительной координации.

1

2-я неделя Занятие №9

11.01.24

1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

  1. Развитие внимания и наблюдательности.

3.Развитие зрительной памяти, речи и мышления.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

1

3-я неделя Занятие №10

18.01.24

1.Развитие        речи и мышления.

2.Развитие общей и мелкой моторики.

3.Совершенствование невербальных средств общения.

4.Воспитание нравственно-волевых качеств.

4-я неделя Занятие №11

25.01.24

1. Развитие речи и мышления.

  1. Развитие общей и мелкой моторики.
  2. Развитие эмоциональной сферы.

4.Совершенствование коммуникативных навыков.

1

1-я неделя Занятие №12

01.02.24

  1. Развитие восприятия и воображения.
  2. Развитие внимания и наблюдательности.
  3. Развитие речи и мышления.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

1

2-я неделя Занятие №13

08.02.24

1.Развитие        слухового и зрительного

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

1

Февраль

3-я неделя Занятие №14

15.02.24

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

1

4-я неделя Занятие №15

22.02.24

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  2. Развитие внимания и памяти.
  3. Развитие речи и мышления.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

1

5-я неделя Занятие №16

29.02.24

1 . Развитие, внимания, памяти, общей и мелкой моторики.

2. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

Количество занятий: 16

16 часов

                 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по развитию   эмоциональной сферы дошкольников в средней группе

Пояснительная записка

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уходят, уступают место более спокойным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми дошкольного возраста с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих.

Описание группы:

  •  Психологическая характеристика детей: в результате обследования на начало года в группах выявлен 6 ребенок с нарушениями в общении, с повышенной тревожностью и агрессивностью.
  •  Общая характеристика работы психолога в этой группе: занятия с ребенком проводятся по программе М.Н.Заостровцевой, Н.В. Перешеиной. «Агрессивное поведение:        коррекция поведения дошкольников».

Возраст: 4-5 лет Количество занятий: 5 Форма работы: индивидуальная Продолжительность: 20 минут Цель программы:

Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Задачи:

  1.  Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
  2.  Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  3.  Познакомить детей с навыками релаксации и саморегуляции;
  4.  Формировать способность управлять своим эмоциональным состоянием.

Планируемые результаты психологической работы в группе.

Появление у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки, повышение уверенности ребенка в себе, умение ребенка ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают, повышение эмоциональной устойчивости ребенка.

Календарное планирование коррекционно-развивающей работы

(индивидуальная работа)

Месяц

№ занятия,дата проведения

Задачи

Количеств о часов

Ноябрь

1- неделя № 1

03.11.23

Цель: установление контакта между психологом и ребенком, выявление степени готовности к взаимодействию в игре, снижение эмоционального настроения и атмосферы безопасности, выработка правил работы.

1

2-я неделя №2

10.11.23

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, выработка правил работы.

1

3-я неделя №3

17.11.23

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, выработка правил работы.

1

4-я неделя №4

24.11.23

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, выработка правил работы.

1

Декабрь

1-я неделя №5

01.12.23

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, слухового внимания; снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1

Количество занятий: 5

Итого: 5 часов

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по

развитию познавательной сферы на ребенка-инвалида с ОВЗ, воспитанника младшего дошкольного возраста 4-5 лет

(F80,82, F84.11)

Пояснительная записка

Ребенок-инвалид, с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка-инвалида, с ОВЗ в общеобразовательную среду инклюзивного образования.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм, т.е. через организацию развития и воспитания по индивидуальной программе коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной сферы.

Описание группы:

  •  Психологическая характеристика детей: программа рассчитана на ребенка с проблемами в развитии познавательной сферы. По результатам обследования на начало года у детей выявлены низкие уровни в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, восприятия).
  •  Общая характеристика работы психолога в этой группе: работа с ребенком будет проводиться по программе В.Л. Шарохиной «Коррекционно - развивающие занятия в младшей группе», А.Е. Катаевой, Е.А.Стребелевой «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».
  •  Количество занятий: 44 занятия (2 раза в неделю).
  •  Форма работы: индивидуальная
  •  Длительность: 15-20 минут.

Цель: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи программы:

  1.  Развитие познавательной сферы (памяти, внимания, мышления);
  2.  Развитие мелкой моторики рук;
  3.  Развитие звукопроизношения, слухового внимания, моторики, артикуляции, силы голоса, дыхания;
  4.  Повышение осведомлённости ребёнка в процессах увеличения (уменьшения) размеров предметов;
  5.  Развитие навыков продуктивной деятельности.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с умственной отсталостью и РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения и развития основных психологических процессов.

Календарно-тематическое планирование занятий по программе

Номера

занятий

Содержание занятий

Кол-во часов

Сроки

проведения

1 э т а п

(Наблюдение)

1

Диагностика эмоционально-поведенческий реакций

1

21.09.23

2

Диагностика активности

1

23.09.23

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

1

28.09.18

3

Диагностика оценки своего поведения

1

30.09.23

4

Диагностика внимания и памяти

1

05.10.23

2 э т а п

(Формирование эмоционального контакта со взрослыми)

5

«Ладушки»; «Иди ко мне»

1

07.10.23

6

«Хоровод с куклой»; «Догонялки»

1

12.10.23

7

«Петрушка»; «Идите ко мне - Бегите ко мне»

1

14.10.23

8

«Возьми, положи, брось»; «Возьми, кати»

1

19.10.23

3 э т а п

(Организация целенаправленного поведения)

Кол-во

часов

Дата

проведения

Развитие внимания

9

«Ку-ку»; «Покорми птичку»

1

21.10.23

10

«На прогулке»; «Найди свою игрушку»

1

26.10.23

11

«Найди своё место»; «Будь внимательный»

1

28.10.23

12

«Мишка спрятался»; «Куда делся мяч»

1

02.11.23

Развитие подражания

13

«Птички»; «Прятки»

1

09.11.23

14

«Прокати мяч»; «Покатай мишку»

1

11.11.23

15

«Спрячь матрёшку»; «Зеркало»

1

16.11.23

16

«Сделай целое»

1

18.11.23

Усвоение действий по образцу

17

«Зеркало»; «Обезьянка»; «Ловкий мишка»

1

23.11.23

18

«Домики для матрёшек»; «Стул для матрёшки»

1

25.11.23

19

«Сделай целое»

1

30.11.23

20

«Сделай гриб»

1

02.12.23

Развитие ручной моторики

21

Развитие хватания: «Переложи игрушки»; «Прокати шарики через воротца»

1

07.12.23

22

Развитие соотносящих действий: «Посадим грибы»; «Закрой коробочки»

1

09.12.23

23

Подражание движениям рук: «Поезд»; «Теневой театр»

1

14.12.23

24

Развитие движений пальцев: «Мозаика»;

1

16.12.23

«Заборчик»; «Бусы для куклы»

25

«Помоги Незнайке»; «Куклы пришли с прогулки»

1

21.12.23

26

«Сделай целую игрушку»

1

23.12.23

27

«Дорожка для зайчика»; «Дождь идёт»

1

11.01.24

28

Развитие движений кистей рук: «Кто ловкий?»; «Поймай рыбку»

1

13.01.24

Сенсорное воспитание

29

Развитие зрительного восприятия: «Чей домик?»; «Построй башню»; «Запомни и найди»

1

18.01.24

30

Формирование целостного образа предмета: «Игрушки идут на праздник»; «Что стоит внизу, наверху, рядом»

1

20.01.24

31

Развитие тактильно-двигательного восприятия: «Найди свою игрушку в мешочке»; «Обведи и нарисуй»

1

25.01.24

32

Развитие слухового восприятия: «На чём играл зайка?»; «Лото (определи слово)»

1

27.01.24

Развитие мышления

33

Переход от восприятия к обобщению: «По грибы»; «Цвет и форма»

1

01.02.24

34

«Разложи игрушки в свои домики»; «Принеси такие же»

1

03.02.24

35

Переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления:

«Нарисуй целое»; «Угадай, о чём я рассказала»

1

08.02.24

36

«Сделаем книжку»; «Найди место для матрёшки»

1

10.02.24

37

Развитие наглядно-действенного мышления: «Угостим кукол»; «Покатай зайку»

1

15.02.19

38

Развитие элементов причинного мышления: «Полей цветок»; «Кто ловкий»

1

17.02.24

39

Развитие наглядно-образного мышления: «Достань шарик»; «Что случилось»

1

22.02.24

40

«Поставь машину в гараж»; «Кому какое угощение»

1

24.02.24

Развитие речи

24

41

«Позови»; «Что мы делали - не скажем»

1

29.03.24

42

«Помоги»; «Шофёры и строители»

1

02.03.24

43

«Помоги животным»; «Покорми животных»

1

09.03.24

44

«Посмотри и назови»; «Лови и назови»

1

14.03.24

Итого количество часов: 44 часа

Список литературы:

  1.  Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» - Москва, 1991.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.
  4. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.

                                                           

                                                              Старшая группа

Психологические особенности детей 5-6 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый - источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение

Развитие творческого воображения.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

Планирующая функция речи.

Предвосхищение результата деятельности.

Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

             Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной сферы дошкольников в старшей группе

                                                          Пояснительная записка

Проблема подготовки к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения. У детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети нуждаются в профессиональной помощи психолога.

Описание группы:

  •  Психологическая характеристика детей: программа рассчитана на детей с проблемами в развитии познавательной сферы. По результатам обследования на начало года у 4 детей выявлены низкие уровни в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, восприятия).
  •  Общая характеристика работы психолога в этой группе: работа с ребенком будет проводиться по программе В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе».
  •  Количество занятий: 16 занятий (1 раз в неделю).
  •  Форма работы: индивидуальная
  •  Длительность: 25 минут.

Цель программы: развитие познавательной сферы.

Задачи программы:

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
  3. Развитие слуховой и зрительной памяти.
  4. Совершенствование навыков счета.
  5. Развитие мышления и речи.
  6. Развитие общей и мелкой моторики.
  7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Планируемые результаты психологической работы с ребенком.

Повышение уровня развития воспитанника в познавательной сфере психики.

Календарное планирование коррекционно-развивающей работы

(индивидуальная работа)

Ноябрь

№ занятия, дата проведения

Задачи

Количество

часов

2 неделя,среда Занятие №1

11.11.23

13.11.23

  1. Развитие зрительного восприятия.
  2. Совершенствование навыков счета.
  3. Развитие мышления и речи.
  4. Развитие внимания, памяти.

1

3- неделя Занятие №2

18.11.23

20.11.23

1.Развитие зрительного восприятия.

  1. Развитие целенаправленного внимания.

3.Развитие        мышления и речи.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

1

4-я неделя Занятие №3

25.11.23

23

1.Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).

2.Закрепление навыков счета.

3.Развитие мышления и воображения.

1

Декабрь

1-я неделя Занятие №4

02.12.23

04.12.23

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие        мышления и речи (активизация и

обогащение словарного запаса по темам «Осень», «Фрукты», «Овощи»).

1

2-я неделя Занятие №5

09.12.23

11.12.23

1.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие        мышления и речи.

1

3-я неделя Занятие №6

16.12.23

18.12.23

1.Развитие восприятия (форма)

  1. Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
  2. Развитие навыков счета.
  3. Развитие общей и мелкой моторики.

1

4-я неделя Занятие №7

23.12.23

25.12.23

1.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2.Развитие внимания, памяти и мышления.

3.Развитие навыков счета.

4.Развитие речи

1

Январь

3-я неделя Занятие №8

13.01.24

15.01.24- подг. гр. «Улыбка»

  1. Развитие зрительного восприятия.
  2. Развитие внимания и наблюдательности

3.Развитие мышления и зрительной координации.

1

2-я неделя Занятие №9

20.01.24

   22.01.24

1.Развитие зрительного и слухового восприятия.

2.Развитие внимания и наблюдательности.

3.Развитие зрительной памяти, речи и мышления.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

1

3-я неделя Занятие №10

27.01.24

  29.01.24

1.Развитие        речи и мышления.

2.Развитие общей и мелкой моторики.

3.Совершенствование невербальных средств общения.

4.Воспитание нравственно-волевых качеств.

1

Февраль

1-я неделя Занятие №11

03.02.24

  05.02.24

1. Развитие речи и мышления.

  1. Развитие общей и мелкой моторики.
  2. Развитие эмоциональной сферы.
  3. Совершенствование коммуникативных навыков.

1

2-я неделя Занятие №12

10.02.24

12.02.24

  1. Развитие восприятия и воображения.
  2. Развитие внимания и наблюдательности.
  3. Развитие речи и мышления.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

1

3-я неделя Занятие №13

17.02.24

  19.02.24

1.Развитие        слухового и зрительного

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

1

4-я неделя Занятие №14

24.02.24

  26.02.24

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

1

1-я неделя Занятие №15

02.03.24

  04.03.24

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

1

5-я неделя Занятие №16

09.03.19

11.03.19

1. Развитие, внимания, памяти, общей и мелкой моторики.

2. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

Количество занятий: 16

  1. асов

      Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников в старшей группе

Пояснительная записка

Одним из условий успешной адаптации человека в современном пространстве, является развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов и речи. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понимать друг друга, не используя речевых средств.

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой

  •  сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во- первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих.

Описание группы:

  • Психологическая характеристика детей: В результате обследования на начало года выявлено 2 детей с нарушениями в общении, 3 ребенка с психомоторной гиперактивностью и неустойчивым настроением, 3 детей с повышенной тревожностью и неуверенностью. Была сформирована коррекционная группа из 12 человек на основании результатов, полученных в ходе обследования, анамнестических сведений о детях, наблюдений за ними, информации о них от воспитателей и родителей. Группа составляется не по одному какому-то признаку (только боязливые, агрессивные и т.п.), напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе, в одной группе.
  • Общая характеристика работы психолога в этой группе: занятия с детьми проводятся по программе Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Возраст: 4-6 лет

Количество занятий: 15 Форма работы: групповая, индивидуальная Продолжительность: 20-25 минут Количество детей: 5-7 детей.

Цель программы:

Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Задачи:

  1.  Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
  2.  Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  3.  Познакомить детей с навыками релаксации и саморегуляции;
  4.  Формировать способность управлять своим эмоциональным состоянием.

Планируемые результаты психологической работы в группе.

Появление у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки, повышение уверенности ребенка в себе, умение ребенка ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают, повышение эмоциональной устойчивости ребенка.

Месяц

Тема,

дата проведения

Задачи

Количество

часов

Ноябрь

1- неделя № 1- Робость.

Цель: повышение у детей уверенности в себе; сплочение группы; знакомство с чувством робости.

1

2-я неделя №2 «Радость-1»

12.11.123(групповая)

Цель: первичное знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1

3-я неделя №3 - «Радость-2»

- 19.11.23 (групповая)

Цель: продолжение знакомства с чувством радости.

1

4-я неделя №4 - Радость-3

 26.11.23(групповая)

Цель: продолжение знакомства с чувством радости; развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого.

1

Декабрь

1-я неделя №5 - «Радость-4»

03.12.23(групповая)

Цель: закрепление и обобщение знаний о чувстве радости.

1

2-я неделя №6 -Страх-1

10.12.23 (групповая)

Цель: знакомство с чувством страха; изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

1

3-я неделя №7 - Страх-2

17.12.23(групповая)

Цель: продолжение знакомства с чувством страха; поиск путей преодоления страха; развитие эмпатии, умения сопереживать другим.

1

Январь

4-я неделя №8 - Страх-3

24.12.123(групповая)

Цель: учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха; учить детей выражать чувство страха в рисунке.

1

3-я неделя №9 - Страх-4

14.01.24 (групповая)

Цель: продолжение знакомства с чувством страха; поиск путей преодоления страха; развитие эмпатии, умения сопереживать другим.

1

4-я неделя №10- «Удивление»

21.01.124(групповая)

Цель: знакомство с чувством удивления; закрепление мимических навыков.

1

5-я неделя

№11- «Самодовольство»

29.01.24  (групповая)

Цель: знакомство с чувством самодовольства

1

Февраль 1-я неделя

№12- «Закрепление знаний о чувствах»

04.02.24 (групповая)

Цель: закрепление умения различать чувства.

1

2-я неделя №13- Злость

11.02.124  (групповая)

Цель: знакомство с чувством злости; тренировка умения различать эмоции.

1

3-я неделя №14- Стыд, вина

18.02.24  (групповая)

Цель: знакомство с чувством вины.

1

Март

1-я неделя

№15- Отвращение.

Брезгливость

25.02.24  (групповая)

Цель: знакомство с чувством отвращения.

1

Количество занятий:15

Итого: 15 часов

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция трудностей в развитии обучении и социальной адаптации.

Е

Цель:        оптимизация        взаимодействия участников воспитательно-образовательного

процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации образовательной программы.

Категория

Мероприятия

Родители

  1. Психологическая помощь в принятии особенностей собственного ребёнка.
  2. Рекомендации по вопросам развития и воспитания Оптимизация детско - родительских отношений

Педагоги

  1. Рекомендации по развитию и обучению детей.
  2. Рекомендации по взаимодействию с «трудными родителями»

Администрация

Рекомендации по оптимизации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий с ребенком ОВЗ на 2019-2020 учебный год.

Календарно-тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий с ребенком ОВЗ на 2019-2020 учебный год. ...

Рабочая программа коррекционно развивающей деятельности педагога - психолога на 2023 - 2024 учебный год

Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детск...

Рабочая программа педагога - психолога на 2023-2024 год

Рабочая программа педагога - психолога на 2023-2024 год...

Рабочая программа педагога-психолога на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа расчитана на 2023-2024 учебный год...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Календарно - тематическое планирование в младшей группе детского сада /2023-2024 учебный год/

Календарно - тематическое планирование в младшей группе детского сада /2023-2024 учебный год/...

План работы педагога-психолога на 2023-2024 учебный год

Цель: осуществление психологического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья  детей,  и обеспечение полноценного и гармоничного развития в условиях ...