ПАСПОРТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
презентация к уроку (подготовительная группа)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание паспорта: 1. Титульный лист. 2. Информационный лист. 3. Раздевалка. 4. Групповая комната. 5. Умывальная комната. 6. Центр «Творческая умывальная» 7. Центр «Мир книги» 8. Центр «Экологии» 9. Центр «Почемучки» 10. Центр «Математики» 11. Нравственно-патриотический центр «Родина моя» 12. «Строительный» (конструктивный) Центр 13. Музыкально-театрализованный центр 14. Центр «Сюжетно – ролевых игр» 15. Центр «Безопасности и ПДД» 16. Центр « Если хочешь быть здоров! »
Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды группы ✓ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ✓ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155); ✓ Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014 г; ✓ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; ✓ Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года; ✓ Конвенция о правах ребенка; ✓ В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду»; ✓ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; ✓ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 (комментарии к ФГОС дошкольного образования); ✓ Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года No 08-10; ✓ Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года; ✓ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. No 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». ✓ Методические рекомендации по предметно-пространственной развивающей среде (ФИРО).
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: ✓ Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; ✓ Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей; ✓ Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности; ✓ Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; ✓ Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.
Направления образовательных областей с учетом Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Основные направления образовательной области Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания Развитие словаря Формирование и развитие эстетического восприятия мира Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности Воспитание любви и интереса к художественному слову Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Знакомство с социальным миром Воспитание звуковой культуры Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства Становление целенаправленности и саморегуляции двигательной сфере Формирование грамматического строя речи Развитие трудовой деятельности Элементарных математических представлений Развитие связной речи Художественная и изобразительная деятельность Становление ценностей здорового образа жизни Патриотическое воспитание Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
Группа находится на втором этаже и состоит из 4-х помещений: раздевалка умывальная комната игровая комната спальня Информационная справка о раздевальной комнате Цель : использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования семей воспитанников с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей.
Оснащение: 1. Информационный стенд (для родителей) 2. Стенд «Наше творчество» 3 . Советы специалистов (консультации) 4 . Советы воспитателей (консультации) 5 . Индивидуальные шкафчики для раздевания по количеству детей с индивидуальной маркировкой 6 . Банкетки 7 . Стенд «Поздравляем!»
Информационная справка о групповой комнате Цель : использование предметно-пространственной развивающей среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду
Информационная справка об умывальной комнате Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков. Оснащение: - раковины. - шкафчики для полотенец. - шкаф для хоз . нужд, тумба - унитазы. Информационная справка о спальной комнате Цель: удовлетворять потребность детей в дневном отдыхе
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учѐтом требований ФГОС ДО по образовательным областям: 1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая. Направление: Художественно — эстетическое развитие В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. Материалы и оборудование : бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, стеки, для воды. Альбомы : «Народные игрушки», «Народные росписи», «Городецкая роспись», «Чудесная гжель», «Лепим игрушки», «Лепим народную игрушку», «Дымковская игрушка», « Жостовкий букет», «Хохломская роспись». Репродукции картин : пейзажи, натюрморты, портреты, иконопись, графика. Картотека дидактических игр : « Что перепутал художник? », «Цвета и краски», «Угадай символ» и др.
Направление: Речевое развитие Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.
Направление: Познавательное развитие Центр « Природы » включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления, пульверизатор, лейки, тряпочки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями (паспорт комнатных растений, паспорт лекарственных растений). В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности («Лото «овощи и фрукты», «Растения и их плоды», «Мир животных»), серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, художественная литература: «Рассказы о природе», Издательство Самовар. 1990; Атлас животных. ООО «Издательство « Эксмо », Москва, 2011. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Центр опытно-экспериментальной деятельности « Почемучки » представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, алгоритмы для проведения опытов компасы, мензурки, мерные стаканчики, лейки и т. д. Наши маленькие « почемучки » будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы . Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.
В «Нравственно-патриотическом» уголке «Родина моя» помещена государственная символика России: флаг России, герб России, портреты президента России, государственный гимн РФ. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства. Художественная литература: произведения о России . Альбомы: « Достопримечательности родного города » , « Москва - столица » , « Богатыри Земли русской » , « Защитники Отечества » , карта мира для дошкольников. Стенд гармошка « Наша страна - Россия »
Конструктивно - исследовательская деятельность, хоть и сосредоточена на одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобильна. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий, деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
«Музыкально – театрализованная деятельность» — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. Музыкальное развитие ребѐнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Музыкальные инструменты: бубен, барабан, гитара детская, детский аккордеон, дудочки, шумовые инструменты и т. д. Музыкальный репертуар: минусовки , классическая, инструментальная музыка, детские песенки, музыка для релаксации.
Направление: Социально-личностное развитие Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ. В « Игровом центре » оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их « под свои игровые творческие замыслы » . В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. «Больница « А йболит »
«Парикмахерская «Завиток» «Супермаркет»
«Кухня» « Дочки матери »
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащѐн необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков, светофор
Направление: Физическое развитие «Если хочешь быть здоров!» Вид деятельности: двигательная, игровая. Цель: Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями), формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Задачи: развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация; накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Спортивное оборудование: мячи (большие, малые, средние), мячи-массажеры , скакалки, кольцо для бросания мяча, кегли детские, гантели детские, палки гимнастические, кольцеброс , обручи (малые, большие), мешочки с грузом, шарики на резинке, шашки (комплект), флажки, ростомер. Альбомы : « Зимние виды спорта » , « Летние виды спорта » , « Мужские и женские виды спорта » , « Расскажите детям об Олимпийских играх » , « Расскажите детям об олимпийских чемпионах » , « Спортивный инвентарь » . Картотека : Картотека гимнастики пробуждения, Картотека подвижные игры. Схемы выполнения упражнений. Оборудование для закаливания : дорожки для массажа стоп ног.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт Развивающей Предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе.
Паспорт РППС для подготовишек, только игровой комнаты группы....

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС)
Представлен перспективный план развития развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО....

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды "Игровой центр"
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды...

Паспорт развивающей предметно- пространственной среды группы
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ ЗДЕСЬ ЛАСКУ, КАЖДОГО ВСТРЕТЯТ ТЕПЛО И УЮТ.КАЖДУЮ ДЕВОЧКУ, КАЖДОГО МАЛЬЧИКА ЗДЕСЬ УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ И ЖДУТ!...

ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы
ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы
Паспорт развивающей предметно-пространственной средыподготовительной группы «Светлячки» МАДОУ №65,реализующую примерную основнуюобщеразвивающую программу дошкольного образования&laqu...

