Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием клавес (ритмических палочек).
методическая разработка
Обобщение опыта по теме: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием клавес (ритмических палочек).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством клавес (ритмических палочек).
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - одна из главных музыкальных способностей, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов и без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Как известно, развитие чувства ритма играет огромную роль не только в музыке. Оно способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована.
По мнению действительного члена Академии творческой педагогики К.В. Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:
- темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
- метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
- ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.
Основу занятий по развитию ритма у детей составляет синтез слова, музыки и движения. Это позволяет преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма. В работе над развитием чувства ритма развиваются слуховые способности, совершенствуется координация движений, мышление, двигательная память.
Н. И. Льговская даёт следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её». Поэтому формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога.
Без развития ритмических способностей невозможно музыкальное развитие ребенка. И дошкольный возраст - это период, когда закладываются первоначальные способности, которые необходимо развивать.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Дети с проблемами ритмического восприятия недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом, поэтому, главная задача в развитии чувства ритма: научить воспитанников ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, в игре на музыкальных инструментах, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
Современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали, что развивать чувства ритма рекомендуется с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме (пальчиковая гимнастика, использование речевых и музыкальных игр и упражнений, развивающие ритмические игры, игры с палочками).
На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между желанием детей использовать клавесы в музыкальной деятельности (играть на клавесах) и отсутствием у них практических навыков.
Чтобы добиться нужного результата в развитии у дошкольников чувства ритма, можно использовать разные формы работы. Одной из таких форм является игра с клавесами.
Клавесы – две палочки из гладкого твёрдого дерева (из бука, сосны и берёзы), при помощи которых задаётся основной ритм. Незатейливый на первый взгляд инструмент – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.
Использование клавес – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее не только чувство ритма, но и внимание, память, мелкую моторику, речь, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, воображение. Поскольку, ведущей формой обучения и развития дошкольников является игра, именно в игровой деятельности ребенок получает наиболее яркие впечатления.
Игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников.
Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
Упражнения с ритмическими палочками привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!
Основные способы игры на клавесах:
- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
- трём одну клавесу о другую;
- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»);
- вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя» («моторчик»);
- кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд – назад («брёвнышки»);
- удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали (моем руки);
- одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»);
- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй – стучим попеременно то по одному, то по другому концу;
- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»);
- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.
Предметы, в которые могут превратиться клавесы:
- сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);
- молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);
- дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).
- скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);
- рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);
- антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»);
- лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд–назад попеременно то одну, то другую палочку);
- педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крутим в направлении «от себя»);
- костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»);
Упражнения и игры с использованием клавес включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть для развития чувства ритма. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено развитию чувства ритма.
Занятия по развитию чувства ритма носят непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой, материал усложняется постепенно – от простого к сложному.
Знакомство детей с клавесами начинается со среднего дошкольного возраста. В начале обучения методические приемы направлены на то, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду деятельности. Для этого используются игры: «Весёлые палочки», «Флажок», «Зашагали ножки», «Дождик», «Козлик», «Утята», «Пчелка» и др. Чтобы заинтересовать детей, педагог раздает клавесы, подкатывая их к каждому участнику, и озвучивая как «машинку» - «Бррр!» или «Жжж».
Для развития чувства ритма детям среднего возраста предлагается игровое упражнение «Поезд», в котором дети сначала медленно ударяют палочками, а когда темп ускоряется, дети вместе с музыкальным руководителем стараются передать ритм быстрее. Всегда с большой охотой дошкольники выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия, учатся сравнивать и передавать медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые удары – прыгает зайчик, белка. Продолжая развивать динамическое восприятие, используются такие игры как «Тихо-громко», где дети стучат палочками в соответствии с изменением силы звука в музыке. Задание постепенно усложняется, дети делятся на 2 подгруппы, девочки – «тихие палочки», а мальчики – громкие, стучать они должны только под «свою музыку». Благодаря данному приёму у детей развивается не только ритмический и динамический слух, а также, внимание и выдержка.
После того, как дети освоили некоторые способы игры на клавесах, почувствовали, что удары могут быть громкими и тихими, долгими и короткими, ребятам предлагаются игры с более сложным ритмическим рисунком. Для этого можно ориентироваться на ритм стихов и произвести ритмический рисунок попевки. При этом необходимо согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не отставать. Для развития умение фиксировать ритм слов, затем небольших фраз, стишков, ребёнку предлагается прослушать потешку и, отобразить ритм с помощью клавес.
Чётким постукиванием на клавесах дети воспроизводят равномерный ритм в пьесах «Лошадка» А.Гречанинова, «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского. Так же, дети могут передавать усиление и ослабление звучности (крещендо, диминуэндо), ускорение и замедление темпа.
В работе с детьми старшего возраста активно используются речевые упражнения, что помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Например, игра «Ножки» (приложение №4) построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.
Для развития умения слышать одновременно несколько ритмических уровней применяется несколько приемов, последовательно подводящих детей к ритмичному исполнению: предлагается угадать, чьё имя назвал музыкальный руководитель (Та-ня или Ан-дрю-ша и т.д.). Дети должны узнать это по ритмическому рисунку, исполненному взрослым. После этого ребята могут самостоятельно называть друг друга. По аналогии можно проговаривать фрукты, овощи и т.д., что помогает детям освоить классификацию.
Развитию ритмического слуха и внимания способствует игра «Эхо», цель которой - соблюдать чёткий заданный ритм, темп, слышать паузы. Дети сидят за столом, или на ковре по кругу. Педагог ударяет клавесами один раз, остальные вторят ему. Каждый должен отобразить ритм один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить с помощью разнообразного ритма и дать возможность начинать игру и задавать ритм детям. Данная игра дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Поэтому, воспитанникам подготовительной группы предлагаются игры на координацию речи с движением «Прогулка», «Лошадки», (приложение№5), основная цель которых - преодоление речевого нарушения детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением. Детям предлагается повторить под музыку следующие движения, разные для обеих рук:
- одной клавесой стучим, другой - шуршим, двигая по полу.
- одна клавеса прыгает по телу снизу вверх наоборот;
- одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе;
- закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.
Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи мозга.
Упражнение «Тебе-мне» направлено не только на развитие чувства ритма, но и на развитие внимания и координации движения. Под ритмичную музыку воспитанники передают клавесы по кругу соседу справа (слева), проговаривая слова: «тебе-мне». После того, как дети освоили данное упражнение, можно перейти к играм «Дятел», «Рыбка»
Игровые упражнения по формированию чувства ритма, особенно со стихотворным сопровождением, носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.
Игры с клавесами используется в различных видах музыкальной деятельности, (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения). Такие игры, как «Телеграмма дятла», «Ёжик с барабаном», «Шла коза на каблуках», после разучивания могут использоваться в музицировании, т.е. воспитанники выполняют заданный ритм игры, а педагог играет мелодию с соответствующим ритмом.
Игра с клавесами различными способами и динамикой способствует развитию творческой фантазии, формирует навыки общения; развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать, реагировать и отображать ритмический рисунок.
Использование игр с клавесами в процессе занятий требует немало времени, поэтому пришлось пересмотреть плотность занятия и тщательно продумать его проведение, чтобы оставалось время на этот вид деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов
Презентация мастер-класса Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов...

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....
Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"
презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...
Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Использование клавес в речевых и музыкальных играх...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через использование "Клавес"
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через использование "Клавес"...

Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"
Чувство ритма - способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.Это такая музыкальная способность, без которой практическ...
