Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с вышивкой «Орловский спис»
методическая разработка (старшая группа)

ознакомление детей с элементами орловского списа, развитие интегративных качеств детей в процессе воспитания патриотических чувств – любви к городу Орлу, уважения к истории города, его традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlovskiy_spis.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с вышивкой «Орловский спис»

Ход занятия

Посреди группы стоит сундук

В.: Ребята, посмотрите, сундук. Он не простой (воспитатель вместе с детьми открывает сундук и достает скатерть с вышивкой узора «Орловский спис», разворачивая ее)

В.: Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в прошлое нашего родного края Орловщины, поговорим об одном из самых древних видов народного промысла- о ручной вышивке «Орловский спис».

 В.:  Знакомо вам такое слово- «спис»? (ответы детей)

В.: Как вы думаете, почему вышивка так называется? (ответы детей)

В.: Мастера как бы списывали у природы ее узоры в разное время года. Отсюда и название этих узоров - «спис». Повторим это слово (повторение слова хором, индивидуально)

В.: Ой, что это за ниточка? (на полу лежит красная нить, ведущая в музей) Вы случайно не знаете?

В.: Каким цветом нитка? (красная)

В.: У нас на скатерти узор тоже красного цвета. Пойдем вместе за ниточкой и посмотрим, куда она нас приведет. ( дети вместе с воспитателем идут по направлению ниточки , которая ведет в музей народных промыслов Орловщины)

В.: Вот мы оказались в музее. Посмотрите, кто сидит на пенечке? (на пенечке сидит мастерица и вышивает на пяльцах)

М.: Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу

В.:  Это Мастерица. Она нам расскажет о вышивке «Орловский спис».

М.: Присаживайтесь, начнем знакомство с вышивкой. Одна из самых старинных вышивок – «Орловский спис». Сначала в вышитых узорах были только геометрические фигуры, но со временем каждый мастер начинал вносить что-то свое. Основной мотив «Орловского списа» - «Древо жизни». В древности элементы растений символизировали само понятие жизни, а не конкретную растительность. На всех вышивках рядом с растительными мотивами обязательно присутствуют различные спирали, кресты, круги. Это дань солнцу, так называемые солнечные знаки. Контурные вышки-цепочка, роспись. Узорные наполнения-дробнушки, вороний глаз, волна. Обязательным и завершающим элементом является кайма –оберег. Она служит не только как оберег, но и придает вышивке законченность.

(после знакомства с вышивкой  Мастерица вместе с детьми и воспитателем проходят в мастерскую )

В.:  Сегодня мы побывали в гостя у Мастерицы. Она нас познакомила с одним из видов народного промысла. Кто напомнит, каким? (ответы детей)

-Почему так называется? (потому что его списывали с окон морозной зимы)

-Какой цвет использовали мастерицы для вышивания «Орловским списом»?

-Назовите самый известный элемент для «Орловского списа»?

В.:   А теперь мы поиграем.

       Как у наших у ворот,

       Собирается народ,

       Собирается народ,

       На веселый хоровод.

(проводится хороводная игра «Заря-Заряница)

В.: Сейчас пройдите в творческую мастерскую (дети проходят за столы).

М.: Это сарафан. Нам его нужно украсить элементом вышивки «Орловский спис»-«Древо жизни». Украшать мы будем его необычно- солью и красками.

 (приступают к работе вместе с Мастерицей, которая объясняет и показывает этапы работы, воспитатель оказывает помощь детям по необходимости).

Когда закончили роспись, дети выкладывают шаблон узора на сарафане из выполненных работ. (пазл)

Итог
В.: Какой узор получился на сарафане? («Древо жизни»)

Рефлексия «Букет настроения»

В.: Сегодня вы были мастерами. В старину после окончания работы они оставались довольны своей работой . Вы довольны своим творчеством?

-В вазу для цветов соберем букет: красный цветок-понравилось, оранжевый- не понравилось, желтый- есть над чем поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Знакомство с витаминами".

Данное занятия направленно на формирование у детей необходимости заботы о своем здоровье и, в первую очередь, правильном питании.Разрабатывая данное занятие были поставленны следющие задачи:Обуча...

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы: «Знакомство со сказочным персонажем «Баба яга»».

Продолжаем знакомить детейс русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; учить осмысливать характер персонажей сказки; закреплять умение рисовать основу, делая набросок простым карандашом,...

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Знакомство с шерстью"

интегрированние занятие для подготовительной к школе группы...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "ЗНАКОМСТВО С ШЕРСТЬЮ"

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ- ПОЗНАНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ...