Социализация. Социальная адаптация и социальная дезадаптация детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервнопсихических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
Социализация – это процесс и результат социального развития человека. Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация. Социальная адаптация и социальная дезадаптация детей дошкольного возраста
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервнопсихических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
Социализация – это процесс и результат социального развития человека. Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества.
Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность.
Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления его к изменившейся среде с помощью мероприятий по установлению соответствия своего поведения принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировки несоответствия такого поведения. Основным способом социальной адаптации ребенка является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности.
Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазвития ребенка воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят.
Детскую дезадаптацию можно отнести к числу глобальных проблем, вызванных развитием индустриальной цивилизации. У детей социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностной ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации детей. Социальная дезадаптация детей дошкольного возраста как правило выражается в неумении осуществлять присущие возрасту формы деятельности, причем это является результатом либо несформированности таких умений, либо их разложения под действием ряда факторов.
Среди основных причин дезадаптации можно выделить: индивидуальные особенности ребенка, уровень развития, особенности коммуникативной сферы (вынесем этот пункт отдельно, за рамки «особенностей личности»), привычные модели поведения, межличностного взаимодействия в семье. Но, кроме этого, очень важна психологическая готовность к посещению детского учреждения. Мы можем к ней отнести: опыт и навыки общения с детьми и взрослыми.
Длительность адаптационного периода может быть от одного до нескольких месяцев, есть признаки, которые мы можем считать закономерными в этот период. Все эти проявления клинически характеризуются как «невротические» или «адаптационные» реакции и ориентироваться надо не на их наличие, а на длительность и степень проявления. Итак:
1. Эмоциональные нарушения.
2. Нарушения поведения.
3. Проблемы со сном.
4. Проблемы с аппетитом.
5. Снижение иммунитета и, как следствие, частые простудные заболевания.
6. Невротические симптомы.
7. У детей с формирующейся речью, может быть снижение этой функции, возвращение на более низкий уровень речевого развития.
Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка необходимо вести профилактическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей относится:
- создание оптимальных для ребенка средовых условий;
- поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;
- создание оптимальных для ребенка средовых условий;
- поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;
- побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;
- создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи;
- обучение родителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее последствий.
Список литературы:
- Адаптация и дезадаптация в педагогической психологии.
- Айсина,Р., Дедкова,В., Хачатурова,Е.Социализация и адаптациядетей раннего возраста.//Ребенок в детском саду. -2003. -No 5.
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. /- М.: Просвещение, 2006.
- Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педобщество, 2003.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада /- М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная компетентность детей дошкольного возраста в изменившихся социальных условиях
Данная статья предназначена для пользования воспитателями,работающими с детьми старших групп детских садов.В этом возрасте у детей происходит формирование социальных навыков,усвоение объективно заданн...

Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.
Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...

Сказкотерапия, как технология социальной адаптации в работе с детьми дошкольного возраста.
Сказкотерапия- это одно из направлений арт-терапии, которое с успехом применяется педагогами в дошкольных учреждениях.Психика ребенка очень ранима, он только начинает узнавать себя, людей, мир в...

Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста
Жалобы родителей на то, что ребенок «не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», могут указывать как на наличие некоторых нарушений или отстав...

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»
Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)«Я-ты-мы!»...
Консультация "Социальная адаптация детей с нарушением слуха дошкольного возраста"
Консультация для родитетелей....
