Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет « Прекрасное в природе»
проект (средняя группа)
Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые/через детей/ поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет
« Прекрасное в природе»
Выполнила воспитатель: Мунхжаргал Виктория Витальевна
Актуальность: Экологическое воспитание в настоящее время является актуальной проблематикой современного мира. Отсутствие или нехватка знаний в области экологического воспитания и образования ведет к тому, что человечество безграмотно и не внимательно, а порой жестоко относится к
природе в целом. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности, поэтому необходимо с ранних лет закладывать в ребенке фундамент - основы бережного отношения к окружающему миру. А как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.
Проблема.
Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые/через детей/ поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Цель проекта:
Создать систему работы, позволяющую развить у детей заботливое отношение;
к природе, путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
Задачи проекта:
- Формировать навыки культуры поведения в природе и умение
воспринимать красоту природы;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её
охране;
- Развивать познавательный интерес к природе и ее изучению;
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе:
ДОУ – семья.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей,
регулярность и систематичность работы.
Реализация проекта осуществляется через все виды детской деятельности
Основные задачи проекта:
1. Формировать и обогащать представления о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира;
2. Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;
3. Формировать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы;
4. Формировать у детей потребность видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.
5. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников;
Тип проекта: долгосрочный.
Предполагаемый результат.
Дети:
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и
культура поведения в природе;
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к
ней, животным, птицам, насекомым;
- У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители:
- Обогащение уровня экологических знаний родителей;
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание
необходимости в экологическом воспитании детей;
- Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях,
конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и
семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Воспитатели:
- Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию
экологической культуры дошкольника, повышение профессионального
мастерства;
- Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание
необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с
семьей;
- Пополнится дидактический материал по различным видам детской
деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе.
Участник проекта: дети, родители , педагоги.
Длительность проекта: 1 месяца г.
Дата проекта: 1. по #1075;.
Этапы проект:
1 этап- подготовительный:
1. Подбор программно-методического материала по
направлению работы
2. Совершенствование развивающей
среды, создание новых пособий:
- сборник экологических сказок;
- картотека экологических игр;
- книжка – малышка из экологического мусора
-проведение стартовой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей разновозрастной группы №7 « Незабудка»
Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников
2 этап- деятельный:
- Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»
#1041;еседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»
- Д/и «Природа – не природа»
- Беседа о сезонных изменениях в природе
- Рисование « Природа родного края»
- Рассказ о том, что растёт в степи и кто там живёт.
- беседа о почве как о верхнем слое земли: «живая земля».
- Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких».
- Беседа «почему нельзя загрязнять почву»
- Пластилинография « Мусор нужно сортировать»
- Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).
- Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней.
- Просмотр презентации «Кому нужна вода и для чего?»
- Игра – эксперимент «Дуем – играем»
- Аппликация « Синичкин дом»
- Игра с бумажными птицами.
- Создание кормушек
- Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома на тему «Сохраним здоровье Земли»( приложение №
- Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»
- Применение в работе с детьми сборника наблюдений на
прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки;
- Круглый стол для педагогов «Основы экологического
воспитания детей в детском саду и в семье»
3 этап-заключительный:
- Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе;
- Презентация проекта (на педагогическом совете)
Приложение № 1
Анкета для родителей «Сохраним здоровье Земли».
1) Зависит ли Ваше здоровье, и здоровье вашего ребенка от экологической чистоты нашей планеты Земля?
Да Нет Не знаю
2) Влияет ли технический прогресс на экологическое состояние планеты Земля? Если влияет, то как? (Пример)
Да влияет (пример). Нет не влияет Не интересовался этим вопросом
3) Вы удовлетворены экологическим состоянием окружающей среды? Если «нет», то почему?
Да Нет Мне все равно
4) Как Вы считаете, способен ли человек повлиять на улучшение экологии на Земле? Если «да», то как?
Да (пример) Нет Другие варианты
5) Лично Вы принимаете участие в улучшении состояния Земли, и как? ( 5 примеров).
Да (3 примера) Нет
6) Уделяете ли внимание экологическому воспитанию вашего ребенка? (3 примера).
Да (3 примера)
Нет
Не знаю что такое экологическое воспитание
7) В апреле Д/сад проводит акцию «Посади дерево». Вы бы хотели принять участие?
Да Нет
Приложение №2
«Роль воспитателя в формировании экологической культуры у
старших дошкольников »
Сегодня экологическому воспитанию дошкольников уделяется достаточно
большое внимание и солидная часть образовательной программы.
Экологическая культура дошкольников – это становление осознанно -
правильного отношения к природе, которое включает в себя интеллектуальный,
эмоциональный и действенный компоненты. А формирование экологической
культуры представляет собой целостную систему экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом экологическая культура дошкольников складывается из 3
элементов:
- Знания
-Умения
-Навыки
А цель экологического воспитания детей в ДОУ: формирование начал
экологической культуры дошкольников. Которая достигается посредством
решения ряда задач:
Развивающих:
1. Знакомить детей с разнообразием растительного и животного мира родного края.
2. Формировать ответственное отношение к окружающей среде.
Воспитательных:
1. Воспитывать бережное отношение детей к природе, природному наследию
родного края.
2. Воспитывать у детей привычку к безопасному поведению.
В процессе формирования начал экологической культуры у дошкольников
воспитатель логопедической группы решает не только воспитательные и
образовательные задачи:
- развитие экологического сознания и мышления;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- развитие активного словаря, грамматического строя, связной речи
дошкольников.
- развивать умение сравнивать и анализировать;
-развивать воображение, память и мышление;
-расширять словарный запас детей, развивать умение говорить полными предложениями (как можно описать животное, растение, природное явление?).
-развивать способность к словообразованию (описываем природу, животных и др).
Работа по формированию начал экологической культуры ведётся в двух основных
направлениях:
-С детьми
- С родителями
Методы и приёмы, которые мы используем в работе с детьми:
-Наглядные:
-Наблюдения
-Целевые прогулки
-Рассматривание предметов, иллюстраций, альбомов
-Демонстрация
- Использование ИКТ
-Словесные:
- Беседы
- Словесные игры, упражнения, чтение худ. Литературы
- Рассказывание
- Практические:
- Дидактические игры
- Опыты
- Приемы экспериментирования
- Дежурство (самостоятельная деятельность детей, работа в паре, в
подгруппе)
- Пальчиковые игры
В реализации задач экологического воспитания детей большую роль играет
хорошо организованное природное окружение: уголок природы в группе,
правильно оформленный участок для прогулок, огороды (на окошке в группе и на
улице летом), организация систематических наблюдений за природными
явлениями.
Уголок природы в группе служит местом для разнообразных опытов. Там
имеется необходимое оборудование: коробочки с разным песком, грунтом,
камешками; совочки, формочки, печатки, микроскоп для работы с природным
материалом (водой, снегом, листьями, плодами). Дети знакомятся со свойствами
песка, земли, снега, льда, воды. В результате опытов дети учатся рассуждать,
делать умозаключения. Например: на занятиях по ознакомлению с
окружающим миром мы с детьми учились различать предметы природного
мира - дерево, камень, шерсть, и рукотворного мира - пластмасса, стекло,
железо.
Одной из интересных форм организации работы по воспитанию
экологической культуры у дошкольников является работа с календарём
наблюдения за природой. Работа с ним позволяет развивать наблюдательность, способствует формированию первичных представлений о взаимосвязи погоды, природы, живого и неживого мира. Также работа с календарём наблюдения за природой позволяет решать множество задач по развитию речи детей. В нашей группе он состоит из двух частей. Одна часть располагается на участке группы (метеостанция) и ежедневно во время прогулки ребята меняют информацию в нём на актуальную в этот день: меняют карточки (день недели, месяц, погода и др). Параллельно мы отрабатываем речевой материал, закрепляем знание названий времён года, месяцев, дней недели, частей суток. По заданию учителялогопеда закрепляем в речи детей поставленные звуки.
Вторая часть календаря наблюдений за природой располагается в помещении
группы. Там мы используем опорные таблицы - составляем описательные
рассказы о погоде, природе, рассказы о предметах лексической темы (животные, птицы, рыбы и др.), зарисовываем погоду в календаре. Придумываем и зарисовываем с детьми пиктограммы и мнемотаблицы по правильному поведению в природе.
Чтобы повысить эффективность экологического и речевого воспитания мы
используем дидактические эколого-речевые игры. Такие игры способствуют
активному развитию словаря, грамматического строя, связной речи. Основная
цель дидактических игр экологического характера заключается в том, чтобы
сформировать у детей дошкольного возраста мотивацию к природоохранной
деятельности.
Самые популярные экологические игры:
-Из чего сделано
- Что сначала, что потом
- Отгадай загаданное животное
- Приготовим …
Второе направление работы по формированию экологической культуры у
дошкольников- работа с родителями. Они являются незаменимыми
помощниками педагогов в эковоспитании дошкольников:
- Экологические конкурсы (рисунков, поделок)
-Экологические акции (Разделяй-ка, сбор крышек и др.)
- Изготовление кормушек, скворечников
Для родителей мы готовим буклеты, памятки, методички, консультации по
бережному отношению к природе, обитателям лесов, полей, озёр и рек, по
безопасному поведению (в лесу, в парке, в городе).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что роль воспитателя в
формировании экологической культуры дошкольников состоит в том,
чтобы направлять познавательный интерес детей и педагогические усилия
родителей в «экологическое русло». А результатом воспитания экологической культуры у дошкольников будет их готовность защищать природу от гибели, эстетическое удовольствие, восхищение детей при восприятии природы.
Учебно-методическая литература
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /М.А.Васильева
- Васильев, Ю.Р. Занимательное природоведение [Текст] /Ю.Р.Васильев. - М.: Омега, 1997. - с. 145-157.
- Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова. - М.: Просвещение, с. 105-117.
- Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду Мир растений [Текст] / А.И.Иванова. - М:ТЦ Сфера,2004 - с. 102- 114.
- Нестеренко, Н "Каменная" эпидемия [Текст] / Н.Нестеренко //Обруч. #8470; 3. - с. 22-24.
- Рыжова, Н.А. Знакомим детей с почвой [Текст] /Н.А.Рыжова //Дошкольное воспитание. #8470; 4. - с. 53-60.
- Рыжова, Н.А. Опыты с песком и глиной [Текст] / Н.А.Рыжова //Обруч. -1998. - № #1089;. 18-20.
- Рыжова, Н.А. Наш дом - природа [Текст] / Н.А.Рыжова //Дошкольное воспитание. - #8470;7. - с. 2-8.
- Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада [Текст] / О.А.Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. -с. 42-44.
- Шиманович, Ю Тайна песочницы [Текст] / Ю.Шиманович //Обруч. -2008. - с. 19-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Проект«Экологическая тропа-часть предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»....

Доклад "метод проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
В докладе раскрывается о значении методов проекта ,как самостоятельная,исследовательская,продуктивная деятельность детей,в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает знания в реальные...
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Широко используя в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста технологию проектной деятельности, мы расширяем их творческую активность через разнообразные формы работы с детьми, откр...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках программы «Хранители природы» по направлению «Открываем мир природы».
раВоспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.боты:...

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Проект создан с целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста...
презентация по проекту по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет « Прекрасное в природе»
Задачи проекта:- Формировать навыки культуры поведения в природе и умениевосприним...

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Солнышко в огороде»
С помощью наблюдений, опытов, практической деятельности по уходу за растением формируется собственный жизненный опыт ребенка. Он проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, ...