Доклад "метод проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ульянова Вера Алексеевна

В докладе раскрывается о значении методов проекта ,как самостоятельная,исследовательская,продуктивная деятельность детей,в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает знания в реальные продукты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста. 

Современное образование требует от педагогов ДОУ применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе.  

 Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. Помогает комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Значение метода проектов. . В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.) особое внимание уделено экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан.

Экологическая культура — это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.). 

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний экологической культуры ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания.

Основываясь на деятельностном подходе, мы выделяем в структуре экологической культуры ребенка следующие компоненты: деятельность в природе и экологическое сознание.

В дошкольном возрасте еще трудно выделить компоненты экологического сознания. Однако важно создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Еще одно условие воспитания экокультуры — необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.

Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них?

Как научить детей ценить мир и справедливость?

Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?

Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе — нам помогает метод проектов, который привлек внимание педагогов в 20-е годы, но в практике работы применялся недолго.

Многочисленные опросы показали, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимает участие все больше дошкольных учреждений и школ. Практика показала, что дошкольники , педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

Сущность метода проектов.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

Основоположником метода проектов считается американец В.Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой.

Его идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребенком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.

Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:

- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

- это метод, идущий от детских потребностей и интересов.

Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей— индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Проект включает три этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и разработка рекомендаций на основе собственных наблюдений.

Проект в детском саду как метод организованного освоения ребенком окружающей среды условно можно разделить на несколько блоков.

Проект

hello_html_300b617b.gif

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

».

Важно помнить о том, что реализация проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию), оказывает оздоровительное влияние, формирует познавательный интерес. (Основная часть работы проводится не в помещении, а на открытом воздухе, организуются подвижные игры.)

Формы, методы и объем работы педагог определяет в зависимости от их возрастных особенностей. Малыши знакомятся с деревом, на прогулках воспитатель обращает их внимание на самые яркие сезонные изменения, которые затем отмечаются в календаре наблюдений. Дошкольники средней группы выполняют меньший объем работы, чем старшие, в работе с ними педагоги используют самые простые методы наблюдений, результаты исследований обобщаются, в основном, в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем менее значима руководящая роль взрослого, тем больше объем и разнообразие выполняемых ребенком исследований. Разнообразнее становятся и формы обобщения материала.

К выполнению проекта обязательно привлекаются родители. Хорошо, если детский сад сможет наладить контакты с ближайшей начальной школой, которая работает по проекту.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю. В практической реализации проекта принимают участие дети.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от тематики и задач. В любом случае проект длится не менее года, так как ребенок должен иметь возможность наблюдать за сезонными изменениями в жизни объекта.

Регулярность выполнения заданий зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например, в августе-сентябре, октябре-ноябре, марте-апреле. Именно в эти периоды в природе наиболее ярко выражены изменения в жизни растений, в том числе и разных деревьев.

Реализуя проект, пожалуйста, помните:

  1. Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые, кроме него, никто не может выполнить.
  2. Необходимо предоставить детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой – кто-то из них (особенно в подготовительной группе ДОУ) может предложить что-то свое: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки.
  3. Относитесь к любым наблюдениям ребят серьезно. Как можно чаще хвалите их :за то, что они заметили первый лист на дереве, новую трещинку на коре, изменение ее запаха, обратили внимание на «настроение» дерева после дождя и т.д. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.
  4. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то из ребят сделал ошибку, неправильный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем не прав.
  5. Старайтесь избегать назидательности, морализаторства, лозунгов типа: «Дети! Вы должны любить и охранять деревья. Это наши зеленые друзья». Дети ничего не должны, это педагог обязан незаметно, доходчиво подвести их к пониманию правил поведения в природе.
  6. Старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Эти качества – залог успеха реализации проекта.
  7. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе.
  8. Помогайте ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. В процессе изучения объекта, на который ребенок раньше не обращал внимание, он открывает много неожиданного, нового.
  9. Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания. Только в этом случае можно увидеть сезонные изменения в природе.
  10. Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для детей младшего возраста. Исследуя свой объект, им хочется доказать, что он самый красивый, самый лучший, самый необыкновенный.
  11. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. Педагог должен быть не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.
  12. Никогда не делайте нравоучительных выводов, не связанных с работой по проекту, на основе высказываний, заключений ребенка.
  13. Развивайте творчество и фантазию: как детскую, так и свою. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи.
  14. Вы можете творчески развить идеи данного проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом особенностей природы, истории вашей местности.

15.Старайтесь привлечь к участию в проекте членов семьи ребенка.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Проект«Экологическая тропа-часть предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Широко используя в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста технологию проектной деятельности, мы расширяем их творческую активность через разнообразные формы работы с детьми, откр...

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Проект создан с целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста...