Исследовательский проект старшей группы "Что такое семейные традиции и какие традиции бывают?"
проект (старшая группа)
Проект “Что такое семейные традиции и какие традиции бывают” направлен на формирование у детей старшей группы (6-7 лет) представлений о семейных ценностях и традициях. Продолжительность проекта – 2 недели.
Основная цель проекта - формирование у детей понимания значимости семьи и семейных традиций, развитие эмоциональной привязанности к своей семье и родственникам. В ходе реализации проекта дети знакомятся с различными видами семейных традиций, их значением и ролью в жизни человека.
Проект включает три основных этапа: подготовительный (изучение литературы, создание условий), основной (проведение мероприятий, создание продуктов деятельности) и заключительный (подведение итогов, презентация результатов). В рамках проекта организуются встречи с родителями, создание семейных альбомов, проведение мастер-классов по традиционным ремёслам, оформление выставок семейного творчества.
В ходе реализации проекта дети:
- узнают о понятии “семейные традиции” и их разнообразии
- знакомятся с традициями своей семьи
- учатся ценить и уважать семейные ценности
- развивают навыки общения с родителями и родственниками
- создают творческие работы на тему семейных традиций
Проект способствует:
- укреплению связей между детским садом и семьёй
- развитию эмоциональной сферы детей
- формированию уважительного отношения к старшим
- развитию творческих способностей
- созданию позитивного эмоционального климата в группе
Результатом проекта становится изготовление книжек-малышек на тему «Традиции моей семьи». Дети приобретают глубокие и осознанные представления о семейных ценностях, учатся гордиться традициями своей семьи и уважать традиции других семей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Г. Иркутска детский сад №100 «Берегиня
«Что такое семейные традиции и какие традиции бывают?»
Исследовательский проект старшей группы «Капельки»
Педагог Дорощенко Е.Н.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Сроки проведения: краткосрочный – 2 недели
Проблема, ее актуальность проекта:
С одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
Цель проекта:
Выявление традиций семей моей группы
Задачи:
1.Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях
2.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека
3.Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности
4.Формирование партнёрских отношений «родители – дети – детский сад».
Гипотеза:
Я предполагаю, что семейные традиции выступают существенным фактором в формировании личности ребенка, влияя на его не только личностное развитие, но и характерных межличностных отношений, минимизацию внутриличностных конфликтов, тревожности.
Предполагаемый результат:
Предполагается, что реализация данного проекта приведет к положительной динамике следующих показателей:
- дети получат информацию о семейных традициях;
- узнают о традициях своей семьи;
- научатся самостоятельно искать информацию
- дети получат заряд положительных эмоций, радость и хорошее настроение.
Карта детских идей
Что знаем? | Что хотим узнать? | Где можем об этом узнать? |
Семья — это мама, папа и т.д (Тимофей) Семья бывает большая и маленькая (Рита) Семья бывает спортивной (Тимофей) Семья бывает веселой и строгой (Данил) У каждого члена семьи есть свои обязанности (Вова) В каждой семье есть свои традиции (Рита) | Что такое традиции? (Рита) Что такое семейные традиции? (Артур) Какими бываю семейные традиции? (Кристина) Для чего нужны семейные традиции? (Вова) Какие раньше были традиции? (Рома) Есть ли в моей семье традиции? (Лиля Б.) Можно ли самим сделать семейную традицию? (Таисия) | В библиотеке (Рита) В интернете (Тимофей) В книгах (Ульяна) Спросить у родителей (Кристина) Посмотреть по телевизору (Полина) Спросить у друзей (Данил) Воспитатель расскажет (Дима) |
Предполагаемые продукты проекта:
Стенгазета «Семейные традиции»
Книжка-малышка «Традиции моей семьи»
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
- Постановка проблемы
- Подбор наглядных пособий
- Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки)
- Подбор материалов для проведения исследования
- Подбор дидактических, развивающих игр по теме
- Подбор материалов для изобразительной деятельности
- Внесение изменений в РППС группы через центры активности
- Беседы с родителями по теме проекта
II этап. Деятельностный.
(сетевая паутинка по проекту по направлениям развития /образовательным областям)
Образовательная область
«Речевое развитие»
- Беседы: «Какие традиции были давным-давно», «Какие традиции бываю», «Традиции в моей семье», «Традиции моей бабушки», «Что я знаю о традициях», «Современные традиции»
- Чтение художественной литературы Агния Барто «Его семья», Татьяна Агибалова «В семейном кругу». Олег Бундур «Воскресенье», Е.А. Благинина «Мать». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о семье.
- Словесные игры «Найди лишнее слово», «Назови пропущенное слово»
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
- Дидактические игры: «Веселая неделька», «Где мое место», «Когда это бывает?», «Веселые игры», «Кто больше знает», «Кто потрудился».
- Проблемно-игровые ситуации «Что будет, если мама заболела?», «Как сделать приятное маме или папе?»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поездка на дачу», «Семейный пикник».
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
- Рисование: «Нарисуй свою семью», «Традицию семьи»
- Ручной труд: «Вышиваем салфетку для бабушке»
- Аппликация Коллективная: «Семейное чаепитие»
- Лепка: «Семейный портрет»
Образовательная область
«Физическое развитие»
- Физ. минутки: «Семья», «Семейная зарядка», «Кто живет у нас в квартире»
- Гимнастика для глаз «Бабушка»
- Пальчиковые гимнастики «За работу»
- Подвижные игра: «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья».
Образовательная область
«Познавательное развитие»
- Образовательные ситуации: «Я и моя семья»
III этап. Завершающий.
- Презентация продуктов деятельности родителям
- Оформление стенгазеты «Традиции моей семьи»
- Коллаж
- Книжка-малышка «Семейные традиции»
- Экскурсия в библиотеку семейного чтения
- Викторина «Мама папа я дружная семья»
- Обсуждение итогов проекта в процессе чаепития. Рефлексия.
В ходе проекта ребята приобрели представления об общечеловеческих ценностях, научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда, пополнили словарный запас (традиция, обряд, и т. д.), пополнили свои знания о народных играх, танцах, песнях, закличках, колыбельных, узнали прошлое своей семьи, могут составить рассказ о членах своей семьи, у них развито чувство гордости за свою семью.
Литература.
http://detochki-doma.ru/ стихи о семье
http://pedsovet.su/liter/5924 книги о семье для дошкольников
http://f-journal.ru/semejjnye-tradicii/ семейные традиции и их важность
http://mistikasecret.com/obryady-na-rusi-russkie-i-drevnerusskie-obryady/ традиции и обряды на древней Русси
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.
Зайцева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Приобщение детей к семейным традициям."
Этот материал поможет родителям и педагогам в создании семейной родословной....
Проект «Новый год. Рождество. Семейные традиции»
Проект «Новый год. Рождество. Семейные традиции»...

Проект по познавательному развитию "Семейные традиции"
Защита проекта проводилась воспитанницей подготовительной группы. Материал содержит презентацию по теме, анкеты, приложения, а также игры, беседы, чтение художественной литературы....

Проект на тему "Семья. Семейные традиции" для подготовительной группы компенсирующей направленности
Проект для старшей группы компенсирующей направленности...

Мини-проект учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста «Семейные традиции»
Цель проекта - формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей. Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в р...

Семейные традиции воспитанников, какие из них существуют у нас в ДОУ.
Семейные традиции воспитанников, какие из них существуют у нас в ДОУ.Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотич...

Консультация для родителей на тему: «Что такое семейные традиции?».
дАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДАТЬ ДЕТЯМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯО ТОМ, КАКИЕ БЫВАЮТ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.в КАЖДОЙ СЕМЬЕ ЕСТЬ СВОИ ТРАДИЦИИ, КОТОРЫХ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ В СЕМЬЕ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В П...
