Контрольная работа На тему:« Патриотическое воспитание»
учебно-методический материал (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Калужский государственный институт развития образования

Контрольная работа

На тему:« Патриотическое воспитание»

Работу выполнила:

Воспитатель МДОУ «МДС

«Малыш» г. Белоусово

Гапошкина Анна Петровна

Белоусово

2025

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА 5

2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание патриотических чувств у детей является одной из самых актуальных задач на современном этапе развития дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Оно формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Чтобы достигнуть определенного результата в патриотическом воспитании, в своей работе мы должны использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи.

Цель работы – рассмотреть технологии патриотического воспитания дошкольников.

Исходя из цели, мы поставили следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия патриотизм.

2. Определить важность патриотического воспитания дошкольников.

3. Изучить инновационные технологии в патриотическом воспитании дошкольников.

  1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 – 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Что же такое «патриотизм» и какого человека можноназвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым,родовымикорнями.

Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.

Представим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Главное из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянногопроживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальномформировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим

землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашивания и обустройства,помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружескихотношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также переченькаждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – всеэто определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его Родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любойдругой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другимисогражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб.

О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считалипатриотизмосновой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «…Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич Ушинский, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,личными, семейными и родовыми наклонностями».

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

  1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВПАТРИОТИЧЕСКОМВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для воспитания юных патриотов в своей работе воспитатели должны использовать разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, необходимо внедрятьинновационные приёмы, которые позволяют добиться положительных результатов.

Сегодня педагогу недостаточно знаний о технологиях, которые уже существуют, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Для того чтобы воспитание патриотических чувств у дошкольников в образовательном пространстве не превратилось в поверхностную работу.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.

Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:

  • активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
  • развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
  • эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

ИКТ – технология – технология обмена информацией, коммуникации. Важные виды ИКТ, применяемых в учебно-воспитательном процессе:

  1. Электронные энциклопедии, справочники, словари.
  2. Библиографические ресурсы. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, т.д.
  3. Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя.
  4. В образовательный процесс мы включаем видеолектории - организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев должна быть обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ, в том числе АОП (адаптированных образовательных программ) для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Квест - технология – это командная игра. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

Специфика такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Таким образом, использование инновационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Необходимо с детства заложить в молодом поколении фундамент гражданственности, необходимо учить молодое поколение относиться друг к другу и к своей стране, городу, краю с любовью и уважением. Гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого, должен уметь воспитатель.

Использование инновационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

#1042;оронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны. // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

3. ДеркунскаяВ. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников. // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.

5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

6. Комарова Т.С. Комарова И.И. Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М., Академия, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа на тему: "Сенсорное воспитание"

Эту контрольную работу можно использовать во время прохождения курсов....

Доклад музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа в сфере нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальном...

Аналитический отчет музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

       Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасн...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание старших дошкольников"

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-кул...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание старших дошкольников"

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-кул...