Опыт использования метода проектов в ознакомлении с родным краем.
проект

Аргунова Марфа Григорьевна

         С чего начинается знакомство ребенка с окружающим миром? С истории семьи, с улицы,  на которой расположены его дом и детский сад, с родного микрорайона, города.

     Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться  своя собственная картина  окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того насколько органично будет оказано помощь ребенку в процессе «примерки» постоянно расширяющего мира к его небольшому жизненному опыту. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. Один из аспектов этого вопроса – включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_metoda_proekta_avtosohranennyy.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт использования метода проектов в ознакомлении с родным краем.

Аргунова Марфа Григорьевна воспитатель

МБДОУ ЦРР-Детский сад №2 «Олененок» г. Якутска.

С чего начинается знакомство ребенка с окружающим миром? С истории семьи, с улицы, на которой расположены его дом и детский сад, с родного микрорайона, города.

Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того насколько органично будет оказано помощь ребенку в процессе «примерки» постоянно расширяющего мира к его небольшому жизненному опыту. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. Один из аспектов этого вопроса – включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ведется в детском саду по трем направлениям:

  1. Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, - «Встречи с интересными людьми»:
  • Дедушка – писатель, поэт. Встреча с известным человеком;
  • Папа – милиционер, инспектор ГАИ, строитель, электрик;
  • Мама – учитель, библиотекарь, ветеринар;
  • Бабушка – детский врач (педиатр), учитель и т.д.
  1. Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях по ознакомлению с родным краем:
  • «Транспорт в нашей жизни»;
  • «Природа и мы»;
  • «Издание книг»;
  • «Животные Якутии и человек»;
  • «Моя улица»;
  • «Якутский язык – мой родной язык »;
  • «Пословицы – мудрость якутского народа»;
  • «Неделя родного языка»;
  • «Русский язык могуч» и др.
  1. Мероприятия, направленные на формирование в сознании детей важного понятия «семья», что способствует решению проблем, связанных с социализацией:
  • «Герб нашей семьи»;
  • «Семья – семь Я»;
  • «Любимая игрушка нашей семьи»;
  • «Мой дом»;
  • «Мой двор»;
  • «День пап»;
  • «Мое родословное»;
  • «Мое наследие»;
  • «Мой город»
  • «Вместе с мамой»
  • «Мой город Якутск»,
  • «Столица моей Республики Саха (Якутия)»
  • «Город, где я живу» и др.

Реализация совместной проектной деятельности проходили по алгоритму:

На первом этапе мы разработали положение о смотре семейных проектов, критерии оценки проектных работ, сценарий финала. Родителей познакомили с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами. С детьми обсуждали тему проекта, создали мотивацию к предстоящей деятельности.

Второй этап – это собственно проектная деятельность родителей и детей. Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи. Идеи проекта воплощаются в театральных сценках, фотоколлажах, коллекциях, панно, справочниках, рекламах, песнях, книгах.

На третьем, заключительном этапе происходила презентация семейных проектов. Родители и дети рассказывали, как они работали над темой проекта, демонстрировали результат совместной деятельности, делились наблюдениями и переживаниями, оценивали свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждались аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.

Тематический план по месяцам для работы по методу проекту

«Моя родная Якутия»

Названия игровых проектов

цели и задачи проекта

Итоговые мероприятия

Октябрь

«Золотая осень»

#1047;олотая осень.

#1054;город круглый год.

#1060;рукты.

#1058;акая разная осень.

-Закреплять представление детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

-Знать о взаимодействии человека с природой в осеннее время года.

-познакомить с народными промыслами

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей:

- Моя мама, мой папа – огородник;

Моя мама – доярка, мой папа – дояр.

-Развлечение-ярмарка «Куһуҥҥу бэлэхтэр» (Осенняя ярмарка);

-Издание книг «Чудо овощ»; «Огород круглый год»; «Мои загадки»; «Толкуйаа» («Подумай»)-логические задачи;

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми

-Выставка поделок и рисунков «Очумелые ручки»; «Наш огород»;

Мероприятия, направленные на формирование ценностности, важного понятия, связанных с социализацией:

-Фотовыставка «А у нас в огороде»; «Мы помощники»; «Ах, лето»; «Якутская осень»

Ноябрь

«Зимушка – Зима»

#1063;етвертое время года – Зимушка зима.

#1055;ерелетные птицы.

#1047;има и живая природа.

#1047;имние приметы. (Пословицы и поговорки, загадки).

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры)

-объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.

-Прививать любовь к зимней природы.

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей

- мой папа, дед – охотники.

-Развлечение «Праздник Байаная»;

- презентация книг по группам.

-«Булчут туттар тэриллэрэ» (Охотничьи снасти наших предков и современных охотников) поисково-исследовательская работа;

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми

-Выставка поделок и рисунков: «Дети Байаная»; «Зимушка Зима»;

-«Речные и озерные рыбы Якутии» создание самодельной книги книги;

-Создание календаря «Дьылдьыт халандаар»;

Декабрь

«Сказка»

#1042; гостях у сказки.

2. Сказочные персонажи зимы.

3. Зимние праздники.

#1042; гостях у елочки.

-Формировать интерес к сказке.

-приучать детей внимательно слушать.

- учить детей самостоятельно составлять сказки.

-Закрепить знание детей о народных сказках.

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей

- «Герб нашей семьи»;

- «Рукодельница зима»

- Развлечение «В гостях у елочки» новогодний праздник.

-Создание новогодних

композиций: «Новогодние чудеса»;

- Мой дед – писатель-поэт

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми

-Выставка поделок и рисунков: «Новый год»; «Что я жду от Дедушки Мороза»;

Мероприятия, направленные на формирование ценностности, важного понятия, связанных с социализацией: издание книг «Волшебная сказка»;

Январь

«Игры и игрушки»

#1053;аши любимые игрушки.

#1071;кутские национальные игры.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть.

-учить их самостоятельно организовывать игры.

-развивать творческое воображение

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей:

#1056;ожденственские каникулы.

2. Старый Новый год.

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми

-Выставка игрушек: «Игрушки наших мам и пап»; «Моя любимая игрушка»;

-Выставка рисунков: «Мир игрушек»;

Мероприятия, направленные на формирование ценностности, важного понятия, связанных с социализацией

-Издание книг «Игры наших предков»;

- исследовательская работа «Игрушки наших предков»

Февраль

«Защитники. Родной край»

1. «Я-гражданин»-воспитываем маленького гражданина.

#1052;ой улус.

#1044;ень защитников Отечества.

#1052;оя семья.

Помочь ребенку раскрыть сущность человека.

- осознать свою индивидуаль-

ность, дать ему знание о себе.

-рассказать об истории образования родного улуса, его достопримечательностях, гербе.

-воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны.

-Воспитывать чувство уважения к ветеранам войны.

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей

- «Мой дом»;

- «Мой двор»;

- «День пап»;

- Профессия моего папы.

-Развлечение 23 февраля- День защитников Отечества

-Приглашаем в группу ветерана войны или тыла из числа близких родственников детей.

-Фотовыставка: «Мой папа!»

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми:

-Изготовление сувениров ко Дню защитника Отечества

-Выставка поделок и рисунков

Март

«Моя мама»

#1042;есна красна – отворяй ворота.

2. День матери.

#1052;амины помощники.

-Расширять и обогащать представления детей о весенних изменениях в природе.

-познакомить детей с весенними явлениями, народными традициями встречи весны.

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей:

  1. Утренник, посвященный дню 8 марта.
  2. Фотовыставка: «Моя любимая мама».
  3. Профессии наших мам.
  4. «Мое родное село», «Мой улус – Верхневилюйский»,

- Развлечение «Вместе с мамой»

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми

  1. Изготовление сувениров для мам к 8 марта.
  2. Создание самодельной книги «Якутская национальная посуда. Кухонная утварь предков»
  3. Выставка поделок и рисунков «Моя мама – рукодельница»

Апрель

«ОБЖ»

#1040;збука дороги.

#1044;орожные знаки помогут!

#1058;ранспорты

#1055;роектная работа : «Дорога в детский сад»;

5. Моя Республика Якутия (Саха)

-Закрепление знаний детей о классификации транспорта.

-Учить правила дорожного движения

- закрепление знаний о родной Республике (города, улусы (районы), реки, богатство родной Якутии)

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей

  1. Участие сотрудника ГИБДД «Дорога. Дети. Безопасность»;

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми

#1048;зготовление книг: «Азбука дороги»;

#1042;ыставка рисунков: «Дорожные знаки помогут!»;

3. Изготовление самодельной карты вместе с воспитателем и родителями «Моя Якутия»

Май

«Ах, лето!»

#1055;рирода вокруг меня.

#1063;то где растет?

#1053;асекомые.

#1067;сыах. Якутия – земля Олонхо.

-Познакомить с весенними первоцветами, условиями их роста, понаблюдать за ними.

-воспитывать любовь к растениям.

-познакомить детей с летними изменениями и в жизнедеятельности растений.

-привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей

  1. Развлечение: « Мир детства»; «Якутский национальный праздник - Ысыах»;
  2. Итоговый концерт: «Пусть всегда будет солнце!»;

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми

- Выставка поделок и рисунков: «Ах, лето!», «Традиции якутов», -- конкурс «Сонордьут дьиэ кэргэн» (семейный конкурс «Семья – семь Я»);

Мероприятия, направленные на формирование ценностности, важного понятия, связанных с социализацией:

  1. Фотовыставка «Якутия – земля Олонхо»

В работе нашей группы данный метод применяется уже четвёртый год. За это время удалось достигнуть положительных результатов: родители с удовольствием откликаются на интересные задания, используют возможность больше общаться с ребенком, лучше понять его, содержательно и интересно провести вместе с ним время.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что реализуя «метод проектов» в ознакомлении с родным краем в работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть и услышать, и даже почувствовать, что именно детям нужно, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по ознакомлению с родным крае "Нет ничего дороже Родины"

проект по ознакомлению детей с родным краем....

конспект открытого занятия "Использование логических игр в ознакомлении с родным краем" средняя группа

Видеофизкультминутку, нашла на просторах интернета. Очень жаль что не грузится мультимедиа......

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »...

ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»

Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....

Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»

Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...

Доклад на педсовет «Использование дидактических игр при ознакомлении с родным краем»

Игра в детском саду может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей....