Опыт использования метода проектов в ознакомлении с родным краем.
проект
С чего начинается знакомство ребенка с окружающим миром? С истории семьи, с улицы, на которой расположены его дом и детский сад, с родного микрорайона, города.
Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того насколько органично будет оказано помощь ребенку в процессе «примерки» постоянно расширяющего мира к его небольшому жизненному опыту. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. Один из аспектов этого вопроса – включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования метода проектов в ознакомлении с родным краем.
Аргунова Марфа Григорьевна воспитатель
МБДОУ ЦРР-Детский сад №2 «Олененок» г. Якутска.
С чего начинается знакомство ребенка с окружающим миром? С истории семьи, с улицы, на которой расположены его дом и детский сад, с родного микрорайона, города.
Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того насколько органично будет оказано помощь ребенку в процессе «примерки» постоянно расширяющего мира к его небольшому жизненному опыту. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. Один из аспектов этого вопроса – включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ведется в детском саду по трем направлениям:
- Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, - «Встречи с интересными людьми»:
- Дедушка – писатель, поэт. Встреча с известным человеком;
- Папа – милиционер, инспектор ГАИ, строитель, электрик;
- Мама – учитель, библиотекарь, ветеринар;
- Бабушка – детский врач (педиатр), учитель и т.д.
- Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях по ознакомлению с родным краем:
- «Транспорт в нашей жизни»;
- «Природа и мы»;
- «Издание книг»;
- «Животные Якутии и человек»;
- «Моя улица»;
- «Якутский язык – мой родной язык »;
- «Пословицы – мудрость якутского народа»;
- «Неделя родного языка»;
- «Русский язык могуч» и др.
- Мероприятия, направленные на формирование в сознании детей важного понятия «семья», что способствует решению проблем, связанных с социализацией:
- «Герб нашей семьи»;
- «Семья – семь Я»;
- «Любимая игрушка нашей семьи»;
- «Мой дом»;
- «Мой двор»;
- «День пап»;
- «Мое родословное»;
- «Мое наследие»;
- «Мой город»
- «Вместе с мамой»
- «Мой город Якутск»,
- «Столица моей Республики Саха (Якутия)»
- «Город, где я живу» и др.
Реализация совместной проектной деятельности проходили по алгоритму:
На первом этапе мы разработали положение о смотре семейных проектов, критерии оценки проектных работ, сценарий финала. Родителей познакомили с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами. С детьми обсуждали тему проекта, создали мотивацию к предстоящей деятельности.
Второй этап – это собственно проектная деятельность родителей и детей. Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи. Идеи проекта воплощаются в театральных сценках, фотоколлажах, коллекциях, панно, справочниках, рекламах, песнях, книгах.
На третьем, заключительном этапе происходила презентация семейных проектов. Родители и дети рассказывали, как они работали над темой проекта, демонстрировали результат совместной деятельности, делились наблюдениями и переживаниями, оценивали свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждались аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.
Тематический план по месяцам для работы по методу проекту
«Моя родная Якутия»
Названия игровых проектов | цели и задачи проекта | Итоговые мероприятия |
Октябрь«Золотая осень»#1047;олотая осень. #1054;город круглый год. #1060;рукты. #1058;акая разная осень. | -Закреплять представление детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. -Знать о взаимодействии человека с природой в осеннее время года. -познакомить с народными промыслами | Мероприятия, направленные на прямое участие родителей: - Моя мама, мой папа – огородник; Моя мама – доярка, мой папа – дояр. -Развлечение-ярмарка «Куһуҥҥу бэлэхтэр» (Осенняя ярмарка); -Издание книг «Чудо овощ»; «Огород круглый год»; «Мои загадки»; «Толкуйаа» («Подумай»)-логические задачи; Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми -Выставка поделок и рисунков «Очумелые ручки»; «Наш огород»; Мероприятия, направленные на формирование ценностности, важного понятия, связанных с социализацией: -Фотовыставка «А у нас в огороде»; «Мы помощники»; «Ах, лето»; «Якутская осень» |
Ноябрь«Зимушка – Зима»#1063;етвертое время года – Зимушка зима. #1055;ерелетные птицы. #1047;има и живая природа. #1047;имние приметы. (Пословицы и поговорки, загадки). | Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры) -объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. -Прививать любовь к зимней природы. | Мероприятия, направленные на прямое участие родителей - мой папа, дед – охотники. -Развлечение «Праздник Байаная»; - презентация книг по группам. -«Булчут туттар тэриллэрэ» (Охотничьи снасти наших предков и современных охотников) поисково-исследовательская работа; Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми -Выставка поделок и рисунков: «Дети Байаная»; «Зимушка Зима»; -«Речные и озерные рыбы Якутии» создание самодельной книги книги; -Создание календаря «Дьылдьыт халандаар»; |
Декабрь «Сказка» #1042; гостях у сказки. 2. Сказочные персонажи зимы. 3. Зимние праздники. #1042; гостях у елочки. | -Формировать интерес к сказке. -приучать детей внимательно слушать. - учить детей самостоятельно составлять сказки. -Закрепить знание детей о народных сказках. | Мероприятия, направленные на прямое участие родителей - «Герб нашей семьи»; - «Рукодельница зима» - Развлечение «В гостях у елочки» новогодний праздник. -Создание новогодних композиций: «Новогодние чудеса»; - Мой дед – писатель-поэт Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми -Выставка поделок и рисунков: «Новый год»; «Что я жду от Дедушки Мороза»; Мероприятия, направленные на формирование ценностности, важного понятия, связанных с социализацией: издание книг «Волшебная сказка»; |
Январь «Игры и игрушки» #1053;аши любимые игрушки. #1071;кутские национальные игры. | -Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть. -учить их самостоятельно организовывать игры. -развивать творческое воображение | Мероприятия, направленные на прямое участие родителей: #1056;ожденственские каникулы. 2. Старый Новый год. Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми -Выставка игрушек: «Игрушки наших мам и пап»; «Моя любимая игрушка»; -Выставка рисунков: «Мир игрушек»; Мероприятия, направленные на формирование ценностности, важного понятия, связанных с социализацией -Издание книг «Игры наших предков»; - исследовательская работа «Игрушки наших предков» |
Февраль«Защитники. Родной край»1. «Я-гражданин»-воспитываем маленького гражданина. #1052;ой улус. #1044;ень защитников Отечества. #1052;оя семья. | Помочь ребенку раскрыть сущность человека. - осознать свою индивидуаль- ность, дать ему знание о себе. -рассказать об истории образования родного улуса, его достопримечательностях, гербе. -воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны. -Воспитывать чувство уважения к ветеранам войны. | Мероприятия, направленные на прямое участие родителей - «Мой дом»; - «Мой двор»; - «День пап»; - Профессия моего папы. -Развлечение 23 февраля- День защитников Отечества -Приглашаем в группу ветерана войны или тыла из числа близких родственников детей. -Фотовыставка: «Мой папа!» Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми: -Изготовление сувениров ко Дню защитника Отечества -Выставка поделок и рисунков |
Март«Моя мама»#1042;есна красна – отворяй ворота. 2. День матери. #1052;амины помощники. | -Расширять и обогащать представления детей о весенних изменениях в природе. -познакомить детей с весенними явлениями, народными традициями встречи весны. | Мероприятия, направленные на прямое участие родителей:
- Развлечение «Вместе с мамой» Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми
|
Апрель«ОБЖ»#1040;збука дороги. #1044;орожные знаки помогут! #1058;ранспорты #1055;роектная работа : «Дорога в детский сад»; 5. Моя Республика Якутия (Саха) | -Закрепление знаний детей о классификации транспорта. -Учить правила дорожного движения - закрепление знаний о родной Республике (города, улусы (районы), реки, богатство родной Якутии) | Мероприятия, направленные на прямое участие родителей
Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми #1048;зготовление книг: «Азбука дороги»; #1042;ыставка рисунков: «Дорожные знаки помогут!»; 3. Изготовление самодельной карты вместе с воспитателем и родителями «Моя Якутия» |
Май«Ах, лето!»#1055;рирода вокруг меня. #1063;то где растет? #1053;асекомые. #1067;сыах. Якутия – земля Олонхо. | -Познакомить с весенними первоцветами, условиями их роста, понаблюдать за ними. -воспитывать любовь к растениям. -познакомить детей с летними изменениями и в жизнедеятельности растений. -привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады | Мероприятия, направленные на прямое участие родителей
Мероприятия, направленные на закрепление знаний, умений, полученных детьми - Выставка поделок и рисунков: «Ах, лето!», «Традиции якутов», -- конкурс «Сонордьут дьиэ кэргэн» (семейный конкурс «Семья – семь Я»); Мероприятия, направленные на формирование ценностности, важного понятия, связанных с социализацией:
|
В работе нашей группы данный метод применяется уже четвёртый год. За это время удалось достигнуть положительных результатов: родители с удовольствием откликаются на интересные задания, используют возможность больше общаться с ребенком, лучше понять его, содержательно и интересно провести вместе с ним время.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что реализуя «метод проектов» в ознакомлении с родным краем в работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть и услышать, и даже почувствовать, что именно детям нужно, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по ознакомлению с родным крае "Нет ничего дороже Родины"
проект по ознакомлению детей с родным краем....

Педагогический опыт «Использование метода проекта у старших дошкольников для реализации тематической недели»
педагогический опыт...
конспект открытого занятия "Использование логических игр в ознакомлении с родным краем" средняя группа
Видеофизкультминутку, нашла на просторах интернета. Очень жаль что не грузится мультимедиа......

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »
Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »...
ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»
Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....

Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»
Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...

Доклад на педсовет «Использование дидактических игр при ознакомлении с родным краем»
Игра в детском саду может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей....
