Развлечение в средней группе «Нетрадиционные символы России»
план-конспект занятия (средняя группа)

Юртова Наталья Васильевна

Закрепить знания детей о негосударственных символах России: матрешка, балалайка, береза, деревянные ложки, валенки. Обогатить словарный запас детей новыми словами. Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.Воспитывать чувства патриотизма, уважения к своей стране её традициям и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovaya_deyatelnost_v_sredney_gruppe.docx775.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение в средней группе

«Нетрадиционные символы России»

Цель: формировать у детей представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.

 Задачи: 

Образовательные: Закрепить знания детей о негосударственных символах России: матрешка, балалайка, береза, деревянные ложки, валенки. Обогатить словарный запас детей новыми словами. Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.

Развивающие: Развивать диалогическую речь, внимание, память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать чувства патриотизма, уважения к своей стране её традициям и культуре. 

Ход.

Воспитатель:

«Необъятная страна» Владимир Степанов

Если долго-долго,

Долго.

В самолете нам лететь,

Если долго-долго,

Долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера,

Горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая,

Наша Родина большая.

Необъятная страна.

Ребята, мы с вами живем в стране с таким красивым названием-Россия.

Каждая страна, неважно, будь она самая маленькая или самая большая, имеют свои государственные символы: гимн, флаг и герб.

Но, сегодня мы с вами поговорим о других символах, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней не были. Человек, увидев эти символы, скажет – этот символ принадлежит России. 

Эти символы когда-то давно придумал русский народ и называются они нетрадиционными символами.

Ребята, послушайте загадку:

Ростом разные подружки,

Все похожи на друг дружку.

Все они сидят в друг дружке. (Матрешка)

Матрешку впервые сделали в старину, и ей уже больше ста лет. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин. В доме художника работала Матрена, добрая и красивая девушка, в честь ее и назвали игрушку. Матрешка - игрушка особенная. Она легко разбирается и собирается. В каждой большой матрешке живет матрешка поменьше, а в ней еще меньше и наконец, самая маленькая.

Это круглолицая девочка в сарафане, в цветастом платке на голове, назвали ее простым именем Матрёна. Дети очень любят играть с Матрешками, и здесь нужна не только ловкость, но и сообразительность.

Поиграем в игру «Собери матрёшку»

Воспитатель: Следующий символ — России-это ответ на загадку.

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки,

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких (Ложках)

Сегодня мы вспомним не те ложки. Которыми вы кушаете суп и кашу, а деревянные.

Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. На Руси ложка появилась по приказу князя Владимира. Специальные мастера, их называли ложкари, ложечники, делали ложки из разных пород деревьев: яблони, рябины, липы. Ложки получались, легкие, удобные и не нагревались от горячей пищи.

Сегодня деревянная ложка- расписной сувенир.

Скоморохи стали их использовать как музыкальный инструмент. Этот обычай дошел до наших дней.

Воспитатель: А еще с ложками всегда можно придумать игру-забаву. Выходи честной народ, нас игра веселая ждёт.

Игра с ложками. Перенеси в ложке теннисный мячик.

Воспитатель: Еще одним народным символом России является музыкальный инструмент, а какой вы узнаете отгадав загадку:

Всем известно на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она- любовь страны! (Балалайка)

А знаете почему ее так назвали? В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент балалайкой. Балалайка в старину играла на всех народных гуляньях. Под ее веселые звуки играли, пели, танцевали.

Послушайте, как играет балалайка.   

 

Балалайка- истинно русский народный инструмент. В старину не один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент, символ русского народа.

Воспитатель: Послушайте песню. О чем поется в песне?

ПЕСНЯ «Жили были валенки на ногах у Вареньки». (Ответы детей)

Игра «Передай валенок»

Дети стоят в кругу и под музыку передают валенки у кого в руках окажется валенок в момент остановки музыки, тот выходит в круг и танцует, затем игра продолжается.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

- Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежде,

Свесив сережки. (Береза)

Picture background

Березка хороша в любое время года. Ребята, что вы можете сказать о берёзе?  (У березы белый ствол, тонкие ветки)

Ребёнок читает стихотворение

А. Прокофьев "ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ"

                  Люблю березу русскую,

                  То светлую, то грустную,

                  В зеленом сарафанчике,

                  С платочками в карманчиках,

                  С красивыми застежками,

                  С зелеными сережками.

                  Люблю ее, нарядную,

                  Родную, ненаглядную,

                  То ясную, кипучую,

                 То грустную, плакучую.

Любят березу за ее красоту и пользу. Из березовых почек делают лекарства, люди пьют березовый сок. В старину, в праздники березку наряжали, украшали, и водили вокруг ее хоровод.

А какую песню вы знаете про березку? (Во поле березка стояла) Давайте встанем в хоровод.

ХОРОВОД  « Во поле березка стояла» (русская народная песня)

 Девочка с венком из березовых веток на голове стоит в центре круга.

Во поле береза стояла,                               Дети идут по кругу взявшись за руки
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.

Некому березу заломати,                             Идут в центр круга и обратно
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.

Как пойду я в лес, погуляю,                       Девочка « Березка» ведет ребят «змейкой» по залу
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,                 Перестроение в пары. Идем « ручейком»             
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

Четвертую балалайку,
Пойду я на новые сени,
Люли, люли на сени.

Стану в балалаечку играти,                       Идут по кругу взявшись за руки
Стану я милого будити.
Люли, люли, будити:

Встань ты, мой милый, проснися,                 Девочка « березка» в кругу выбирает себе пару. Кланяется и выводит в круг.
Ты, душа моя, пробудися.
Люли, люли пробудися.

Пойдем в терем веселиться.                       Пара танцует в кругу. Дети хлопают.
Пойдем в терем веселиться,
Люли, люли, веселиться. 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы с легкостью справились со всеми заданиями и играми. Я хочу пожелать вам продолжать изучать очень богатую и интересную историю нашей страны. Наша родина-Россия. Будем гордится, любить её, заботиться о ней и жить дружно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Государственные символы России"

Конспект НОД в средней группе "Государственные символы России". Цель: Воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к своей стране. Задачи: закрепить знания детей о государственн...

НОД в средней группе "Матрешка- символ России"

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа)  Воспитатель: Франковская Зоя Александровна Тема НОД: «Русская народная игрушка - ма...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе: "Береза - символ России!"

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе: "Береза - символ России!"...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Государственные символы России»

чувство гордости по отношению к своей стране.Задачи:• закрепить знания детей о государственных символах России: герб, гимн, флаг; формировать уважительное отношение к государственным символам; во...

Развлечение для детей средней группы "Берёза - символ России!"

Сохранить и передать детям культурное наследие предков, дать знание о символе славянского культа России - Берёзе....

Конспект НОД в средней группе «Неофициальные символы России».

Конспект НОД в средней группе по теме: «Неофициальные символы России»....