План по самообразованию на 2024-2025 уч. год Тема: Сказка как средство формирования развития речи детей среднего дошкольного возраста возраста.
материал (средняя группа)
План по самообразованию Сказка как средство развития речи детей среднего дошоьного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию 2024-2025 уч. год Тема: Сказка как средство формирования развития речи детей среднего дошкольного возраста возраста.
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).
Актуальность опыта
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?
Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?
Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, чтением сказок и пересказом .
Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.В детском саду
необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Перед собой я поставила цель.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развития речевого развития детей 4-5лет через чтение сказки.
Для достижения цели были обозначены
Задачи:
1. Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь посредством инсценировки коротких литературных текстов, содержащих диалог.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Воспитывать уверенность в себе.
5. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
6. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
7. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
8. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Объект: дети 4-5 лет. Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
пальчиковый театр; настольный театр;
чтение сказок; прослушивание аудиосказок;
игры драматизации; сюжетно – ролевые игры:
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
работа в книжном уголке;
различные виды аппликаций;
рисование по трафаретам, штриховка;
пластилинография;
дидактические игры;
шнуровка;
игры с мелкими предметами.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь-Ноябрь | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции. Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку». Дидактические игры «Расскажи сказку по картинке». ООД «Путешествие в сказочную страну». ООД по сказке «Пузырь, Соломенка и Лапоть» : Занятие 1. Слушаем сказку «Пузырь Соломенка и Лапоть»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть»; Занятие 3. Показываем сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть. ООД по сказке «Два жадный медвежонка». Моделирование сказки. Пальчиковые игры «Теремок», «Про курочку Рябу». | Изучение нормативных документов; Выбор и определение темы самообразования; Планирование работы по теме самообразования. Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников». Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок,т.д.). Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. Подготовка к проекту «Метод моделирования сказок» (Изучение методического материала, сбор информации). | Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС». Консультация для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку». |
Декабрь-Февраль | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. ООД по сказке «Гули-лебеди». ООД по сказке «Лисичка со скалочкой». Моделирование сказки. ООД «Приключения в стране сказок». ООД по сказке «Смоляной бычок»: Занятие 1. Слушаем сказку «Смоляной бычок»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Смоляной бычок»; Занятие 3. Читаем и показываем сказку «Смоляной бычок». Пальчиковые игры «Любимые сказки», «Дождь прошел», «Кот петух и леса», «Зимовье». Дидактическая игра «От сказки к сказки». Дидактическая игра «Кто за кем». Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки». | Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию. Изготовление дидактических игр по сказкам. Изготовление масок для героев сказок. Пополнение книжного уголка. Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление дидактических игр. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. Подготовка к проекту «Метод моделирования сказок» (Изучение методического материала, сбор информации). Презентация на тему «Метод моделирования сказок». | Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста». Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях». |
Март-май | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Творческий вечер «Перевирание сказки». Беседа «Сказка, но по-новому». Дидактические игры «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок». «Чья песенка?», «Отгадай-ка», «Расскажи сказку по героям». Пальчиковые игры «Репка», «Руковица», «Заюшкина избушка». ООД по сказке «Зимовье зверей». Моделирование сказки. ООД по сказке «Лиса и кувшин»: Занятие 1. Слушаем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 3. Показываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 4. Рисуем сказку «Лиса и кувшин». Итоговый мониторинг «Речевое развитие». | Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию. Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление масок для героев сказок. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. Создание альбома «Волшебный мир сказок». Оформить карточки схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок. Организовать вечер сказок. Оформление работы по самообразованию в полном варианте. Оформление проекта «Метод моделирования сказок» в полном варианте. | Изготовление папки передвижки «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников». Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях». Консультация для родителей: «Сказка в жизни ребенка». Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» |
Изучение методической литературы по теме СО
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
- Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
- Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
- Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
- Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
- Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
- Сайт педагогов дошкольного образования.
- Сайт педагогов дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...
Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"
Статья на тему " Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"...

Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Благода...

План по самообразованию, конспекты.(2019-2020 г.) Тема: "Применение проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободно...

План по самообразованию воспитателя старшей группы «Ромашки» Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность...

ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения...
План работы по самообразованию воспитателя Лещенко И.В. Тема: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей первой младшей группы»
Цель: развитие речи воспитанников через сказку....
