Консультация для педагогов на тему: Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС ДО. Использование ТРИЗ технологий в ДОУ
консультация

Асанова Тамила Алиевна

Консультация для педагогов на тему: Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС ДО. Использование ТРИЗ технологий в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konsultatsii_asanova_tamila.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Консультация для педагогов

На тему: Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС ДО. Использование ТРИЗ технологий в ДОУ

СЛАЙД 2

Дошкольное образование, как и образование в целом – процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В каждом временном периоде существует ряд проблем и приоритетов. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребёнка Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике - это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, различного рода мультимедиа - и аудиовизуальное оборудование.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и  формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников. Таким образом, педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.

 Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы.

СЛАЙД 3

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

СЛАЙД 4

Преимущества инновационных педагогических технологий заключаются в следующем:

- они повышают эффективность и качество обучения;

- обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности;

- способствуют углублению межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Основная задача педагога ДОО – выбрать методы и формы организации работы с воспитанниками, инновационные педагогические технологии, которые соответствующие поставленной цели развития личности. В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли воспитателя, но и в роли инструктора, наставника, консультанта, помощника. Ребенок становится активным участником образовательной деятельности.

СЛАЙД 5

Свой выбор я остановила на Технологии «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Целью использования данной технологии в детском саду является: развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

 Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

СЛАЙД 6

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.  

Схема с применением метода выявления противоречий:

  •  Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
  •  Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.
  •  Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
  • Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

СЛАЙД 7

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приемы изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

1. Мозговой штурм

2. Метод фокальных объектов

3. Метод Робинзона

4. Да-нет-ка

5. Морфологический анализ

6.Типовое фантазирование

7.Системный оператор

8.Синектика

СЛАЙД 8

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Темы: Как уберечь продукты от мышей Как не намокнуть под дождем Как мышам достать сыр из-под носа кота Как выгнать лесу из заюшкиной избушки Как потушить пожар, если в доме нет воды Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его Как оставить кусочек лета в зиму

СЛАЙД 9

Синектика (метод аналогий): а) Личностная аналогия (эмпатия). Варианты заданий: изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай. б) Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-стрекоза, подводная лодка-рыбы). в) Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

 СЛАЙД 10

Морфологический анализ Цель: выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

СЛАЙД 11

Метод фокальных объектов (МФО)

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Детям предлагаются 2 слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Стол Метеорит круглый искрящийся кухонный горячий пластмассовый стремительный Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина: стремительная - быстро едет; горячая - везет горячий хлеб; искрящаяся - летающая тарелка; кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

СЛАЙД 12

Да – нет – ка Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Первые вопросы должны быть наиболее общие: - Это живое? - Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

СЛАЙД 13

Метод Робинзона Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры «Аукцион». Предлагается детям предмет (фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.

СЛАЙД 14

Типовое фантазирование. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: изобретательская задача - дошкольное Творчество:

а) уменьшение-увеличение объекта (выросла репка маленькая - премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление-объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек);

г) оператор времени (замедление-ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй какой была твоя мама в детстве);

д) динамика-статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

СЛАЙД 15

Выводы: В заключении, можно сказать, что используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер)

Преимущества ТРИЗ: Не требует больших затрат времени. Можно использовать в традиционной системе обучения. Развивает фантазию, воображение у детей. Вселяет уверенность в своих силах.

Слайд 16.  Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в условиях введения ФГОС

Данная статья будет полезна воспитателям детских садов.Любая педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики. Ее источниками и составными элементами явля...

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

laquo;Дидактический Синквейн»В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:- Как сделать современного дошкольника социально моб...

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»

В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования  встаёт много вопросов:- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его  во в...

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования

ТРИЗ для дошкольника - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию - это дать детям возможно...

Консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Консультация для педагогических работников ДОУ об использовании инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе....