10.04.2025 Презентация "Волонтерские практики как средство воспитания основ гражданственности и социальной ответственности детей дошкольного возраста"
презентация
Презентация "Волонтерские практики как средство воспитания основ гражданственности и социальной ответственности детей дошкольного возраста"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интерес . Волонтёрская деятельность помогает реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему - то новому и интересному . Добрые мотивы . Для многих стимулом к волонтёрской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям . Общение и хорошая компания . Занятия волонтёрской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей . Люди помогать . Такие сообщества очень помогают детям находят единомышленников в своём стремлении безвозмездно чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными . Развитие и профессиональный интерес . Волонтёрство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам . Введение. Почему люди становятся волонтёрами?
Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А . С . Макаренко, В . А . Сухомлинского, Р . С . Буре, Н . Ф . Виноградовой и др . Л . С . Выготский — о феномене «засушенного сердца» . Это логизированное и интеллектуализированное поведение . В наше время не потеряло актуальности : «обесчувствованию» способствуют технологизация и прагматизация жизни, в которой участвует ребёнок . Поместив себя в виртуальное пространство телевизора и компьютера, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в высокой степени обогащает чувственную сферу . Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других . Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, так важна и необходима . Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей . Воспитание социально активной личности ребёнка - дошкольника
Что мы знаем о ребёнке? Какие психологические основания позволяют ребёнку включаться в волонтёрские практики? В раннем возрасте у ребёнка возникают начальные формы социальных эмоций: Мотивы: социальные потребности, испытать радость и удовольствие, научиться понимать чувства других со - страдание, со - радование, со - чувствие, эмпатия... Ребёнку может быть приятнее дарить подарки, чем получать их
В дошкольном возрасте изменяются мотивы поведения, они объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые качества : бóльшая осознанность и произвольность . Если ребёнок в раннем и младшем дошкольном возрасте целиком был во власти сиюминутных желаний, то у старшего дошкольника появляется определённая линия поведения : ведущими становятся мотивы общественной морали . Важным свойством личности становится соподчинение мотивов поведения, когда одни становятся первостепенными, а другие — подчинёнными . Развитию эмоциональной сферы ребёнка, в отличие от его интеллектуального развития, не всегда уделяется достаточное внимание . Формирование «умных» эмоций (Л . С . Выготский, А . В . Запорожец) должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания . Что мы знаем о ребёнке? Какие психологические основания позволяют ребёнку включаться в волонтёрские практики?
Что мы знаем о ребёнке? Какие психологические основания позволяют ребёнку включаться в волонтёрские практики? Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Актуальным является вопрос о создании волонтёрского движения в детском саду как социальном институте, который помогает готовить ребёнка к жизни, обеспечивает воспитание основ гражданственности и социальной ответственности. Это направление является ключевой задачей ФГОС ДО: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности» (п. 4.6 ФГОС ДО).
Нормативная основа проектирования и организации волонтёрских практик в дошкольном учреждении Документ Основные положения Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 25.12.2023 г.)) К компетенции образовательной организации отнесена задача по оказанию содействия добровольческой (волонтёрской) деятельности обучающихся, их участию в общественно полезном труде Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.2013 г. (ред. от 08.11.2022 г.)) Волонтёрское движение в детском саду способствует ранней позитивной социализации ребёнка через активную социальную позицию, где дети выступают инициаторами социально значимой деятельности Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Федеральная программа) (№ 1028 от 25.11.2022 г.) Знакомство детей с назначением и доступными практиками волонтёрства в России; формирование активной гражданской позиции дошкольников через участие в волонтёрском движении (мероприятия, социальные акции, флешмобы и т.д.) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996 - р от 29.05.2015 г.) Поддержка общественных объединений в сфере воспитания, развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135 - ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве ( волонтёрстве)» (с изменениями и дополнениями) Закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной и волонтёрской деятельности, определяет возможные формы её поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций
ФОП ДО о волонтёрстве: п. 18.7.1 В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) организация волонтёрской деятельности рассматривается как важная составляющая воспитательного направления работы с детьми дошкольного возраста. Согласно ФОП ДО, волонтёрское движение помогает решать задачи программы, приобщать детей к базовым ценностям российского народа, таким как созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь. Педагоги ДОУ знакомят детей с назначением и доступными практиками волонтёрства в России, вызывают эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтёрского движения. Детям предлагают при поддержке родителей включаться в социальные акции, волонтёрские мероприятия в ДОУ и в городе.
В России волонтёр и доброволец — это равнозначные понятия, обозначающие человека, который добровольно и безвозмездно выполняет какую - либо работу или занимается общественной деятельностью . Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи, гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение . Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы, катастрофы) . Волонтёрские практики — это такая организация совместных дел, где ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности . Создание волонтёрского движения детей по их собственной инициативе содействует успешному формированию у дошкольников социально значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде . Волонтёр и волонтёрская деятельность
Волонтёрская деятельность Волонтёрские практики Волонтёр Гражданственность и социальная ответственность Волонтёрское движение
Волонтёрская деятельность в дошкольном образовательном учреждении — это активная форма общения в детской среде, которая способствует ранней позитивной социализации ребёнка. Основная идея волонтёрской деятельности в ДОУ — воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей с помощью социальных и благотворительных акций. Практики волонтёрства компенсируют дефициты развития, поддерживают самостоятельность и инициативу и по своей сути являются мощным средством нравственного воспитания. Реализация волонтёрских практик предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада, а также между школьниками и взрослыми волонтёрами. Цель волонтёрской деятельности в детском саду — объединение педагогов, родителей и детей дошкольного возраста для организации и реализации различных добровольческих практик. Волонтёрская деятельность в дошкольном образовательном учреждении
Добровольность. Партнёрство и сотрудничество. Творчество и соавторство. Развитие и самореализация. Создание ситуации успеха. На основе совместных практик волонтёрства формируются нравственные привычки, интересы, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. Волонтёрская деятельность даёт возможность взрослым делегировать свои полномочия обучающимся, а также расширяет границы коммуникативного поля. В рамках практик волонтёрского движения развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни. Принципы волонтёрства
Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок на добровольческую деятельность. Формирование практических навыков участия в волонтёрском движении: помощь младшим, старшим; участие в акциях, трудовой десант, изготовление подарков и др. Воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией. Оптимизация детско - родительских отношений и умения работать в команде. Развитие коммуникативных навыков: готовность к решению различных социальных задач и способность адекватно реагировать на разнообразные жизненные ситуации. Задачи волонтёрских практик
Корпоративное волонтёрство Социальное волонтёрство Формы волонтёрских практик Событийное волонтёрство Виды волонтёрских практик просветительские (культурные) социально-благотворительные экологические патриотические Компенсируют дефициты развития, поддерживают самостоятельность и инициативу, выступают средством нравственного воспитания Волонтёрство — инициативное движение детей и взрослых Формирование чувства патриотизма, гражданственности и социальной ответственности Воспитание духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией Оптимизация детско-родительских отношений Примерная модель организации волонтёрских практик в дошкольном учреждении
Формы организации волонтёрских практик Формы волонтёрских практик Цели Корпоративное волонтёрство Волонтёрские практики, организуемые внутри дошкольного учреждения . Цель : совместное участие детей, сотрудников, семей воспитанников в различных социальных проектах: акции по посадке деревьев, сборе макулатуры, организации помощи животным, благоустройстве территорий и др. Социальное волонтёрство Активная форма общения в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации ребёнка. Цель : воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, развитие самостоятельности и ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе, передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим Событийное волонтёрство Помощь в организации массовых мероприятий, событий в посёлке, районе. Цель : развитие социально значимых качеств: коммуникабельности, ответственности, социальной активности, патриотизма, трудолюбия
Просветительские (культурные) акции — это мероприятия, направленные на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений. Родители - волонтёры — это не только добровольные помощники, но и организаторы, участники, а иногда и вдохновители образовательного процесса в группе. Акция «#Папапочитай!» открывает воспитательные возможности культуры соучастия и взаимообмена духовными ценностями общающихся сторон: детей, взрослых, персонажей книги. Виды волонтёрских практик
Виды волонтёрских практик Социально - благотворительные акции — это мероприятия, направленные на оказание помощи нуждающимся людям (детям или взрослым).
Виды волонтёрских практик Экологические акции — практическое содействие решению экологических проблем, сохранение или улучшение состояния окружающей среды. Участие в экологических акциях помогает приобрести умения и навыки сохранения окружающей среды, опыт природоохранной деятельности, сформировать ценностные ориентиры.
Виды волонтёрских практик Патриотические акции — формирование гражданственности, патриотизма, социальной ответственности.
Волонтёр всегда готов прийти на помощь. Если не хочешь участвовать в волонтёрской деятельности, можешь заняться своими делами в группе. Будь внимателен к тому, кто нуждается в твоей помощи; помоги ему. Учи тому, что умеешь сам. Общайся с малышами вежливо и дружелюбно. С теми, кому помогаешь, надо дружить. Будь ответственным, обещаешь — сделай, не умеешь — научись. Уважай других людей, будь терпимым. Веди здоровый образ жизни. Будь настойчив в достижении цели, доводи начатое дело до конца. Кодекс волонтёра
Технология организации волонтёрских практик в детском саду I этап — социально - психологическая подготовка волонтёров - дошкольников (и учащихся школы): беседы, чтение литературы, тренинги («Как бы ты поступил?», «Тренинг эмоций», «Подарок на всех» и т.д.), игры на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей; игровое моделирование проблемных ситуаций и др. II этап — разработка и апробация педагогических технологий, направленных на формирование компетентности педагогов и родителей: технология гуманистического общения, которая создаёт условия для развития инициативы и саморегуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем. « Педагогическое волонтёрство », основной целью которого является решение социально - педагогических задач в детской среде, развитие личностных качеств, знаний и умений педагогов и родителей. Эта современная технология компенсирует дефициты общения и межгруппового взаимодействия. III этап — создание условий для развития волонтёрского движения: разработка проектов, социальных акций, мастер - классов, сценариев флешмобов; использование сетевых ресурсов для обмена опытом.
Эффективность волонтёрских практик с участием родителей Совместные волонтёрские практики показали свою эффективность и жизнеспособность как активные формы общения детей и родителей, действенная форма взаимодействия родителей и педагогического коллектива дошкольного учреждения: создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению; вырастает потребность в организации семейного досуга, в общении родителей с педагогами; формируется система педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития ребёнка; дети приобретают бесценный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ориентируясь на положительный пример окружающего сообщества взрослых, родителей и педагогов в активной социально значимой деятельности.
Критерии оценки результатов волонтёрских практик. Старший дошкольный возраст Формирование социальной ответственности Формирование основ гражданственности Забота о близких людях Умение управлять своими чувствами Умение адекватно анализировать свои и чужие поступки Уважительное отношение и чувство принадлеж - ности к своей семье Уважительное отношение к сообществу детей и взрослых в ДОУ Уважительное отношение к региону проживания и стране в целом действия — чувства
Результаты освоения ребёнком практик волонтёрства « Делаю сам ». Это самостоятельные инициативные практики, являющиеся основой опыта, сформированных умений. Правила освоены, и ребёнок ими пользуется в любой ситуации. Ребёнок проявляет инициативу в нравственных формах поведения, готовность помочь « Как делают другие ». Ребёнок включает в свой опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, чему он учится у других «Как делать »: кому помогать, как помогать. Ребёнок следует за более опытным взрослым как в спонтанных, так и в специально организованных взрослыми ситуациях Оптимальный Достаточный Базовый
Важно создавать условия для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы в соответствии с п. 18.8 ФОП ДО. Волонтёрские практики как средство воспитания основ гражданственности и социальной ответственности детей дошкольного возраста Практики волонтёрства компенсируют дефициты развития, поддерживают самостоятельность и инициативу, являясь мощным средством нравственного воспитания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Волонтёрские практики как средство воспитания основ гражданственности и социальной ответственности детей дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Это главные мысли, к...

Из опыта работы «Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в ...

Проект по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста "С чего начинается Родина"
В проекте представлены материалы по темам: "Моя семья", "Хорошо у нас в саду", "Мой родной Новосибирск", "Россия - Родина моя"...

Методическая разработка на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»(старший возраст)...

Игра как средство формирования основ экономической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Статья на тему "Игра как средство формирования основ экономической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста"...

Технологическая карта мастер-класса по теме: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с использованием игровых панелей»
В технологической карте представлен опыт работы по обучению педагогов навыкам применения игровых панелей в своей педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста, родителями, социальными парт...

Сборник дидактических игр по воспитанию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста 3-7 лет
В сборнике представлены игры, направленные на воспитание основ гражданственности и патриотизма у дошкольников 3-7 лет и предназначенные для дидактического пособия "Игровые панели"К каждой иг...
