План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса возраст с 6 до 7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Проворова Дарья Павловна

Цель: формирование умения оказывать помощь и быть готовым ее принять сочувствовать, сопереживать, терпимо относиться к особенностям поведения людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_formirovaniya_tolerantnyh_otnosheniy.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

возраст с 6 до 7 лет

 «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека»

В.А.Сухомлинский

Цель: формирование умения оказывать помощь и быть готовым ее принять сочувствовать, сопереживать, терпимо относиться к особенностям поведения людей.

Задачи:

- создавать условия для формирования в группе атмосферы дружбы, взаимопонимания, поддержки;

- развивать умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- формировать качества, от которых зависит культура поведения.

Время проведения

Формы работы

Ответственный

Работа с детьми

Сентябрь

Диагностика:

  • оценка социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
  • изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

Педагог-психолог

Беседы с детьми

Октябрь

Кто я?  Какие мы?

воспитатель

Ноябрь

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

воспитатель

Декабрь

Я и мы.

воспитатель

Январь

Беда может случиться с каждым.

воспитатель

Февраль

О равнодушии и добре

воспитатель

Март

Друг познается в беде

воспитатель

Апрель

Учимся сочувствовать

воспитатель

Май

«Добрым быть совсем не просто»

Проблемные ситуации (с психологами) тренинг

Педагог-психолог

Игровые упражнения на развитие нравственных отношений

Сентябрь

1. Игровое упражнение «У птички болит крылышко — пожалей птичку»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка... (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

2. Игровое упражнение «Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает - ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

воспитатель

Октябрь

3. Игровое упражнение «У кого больше “любимок”?»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» - людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.

4. Игровое упражнение «Кто пришел к нам в гости?»

Цели:

  • способствовать развитию самоуважения детей;
  • активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.

«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица

воспитатель

Ноябрь

5. Игровое упражнение «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой — в ее сыночка, и они показывают, как они любят друг друга. Следующая пара — «мама» и «дочка», потом — «бабушка» и «внук» и т. п. В конце упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».

6. Игровое упражнение «Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Ведущий поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После заветное «пусть». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет.., а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

воспитатель

Декабрь

7. Игровое упражнение «Волшебник»

Цель: содействовать формированию доверия в группе.

Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто это.

8. Игровое упражнение «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель: способствовать снижению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый при этом начинает говорить слова: «обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

воспитатель

Январь

9. Игровое упражнение «Пусть встанет тот, на кого я посмотрю»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди – они взглядом пытаются «поднять» своих товарищей.

10. Игровое упражнение «Когда природа плачет»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садиться в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

воспитатель

Февраль

11. Игровое упражнение «Стоп, кулак!»

Цель: способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.

Выбирается пара детей, один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

12. Игровое упражнение «Волшебное животное»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе – одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково – так, как будто дышит одно большое животное.

воспитатель

Март

13. Игровое упражнение «Звериное пианино»

Цель: развивать умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.) далее ведущий – пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей – «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается – громко, если давит сильнее – очень громко.

14. Игровое упражнение «Большой круг — маленький круг»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить несколько раз.

воспитатель

Апрель

15. Игровое упражнение «Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят — «вулкан» — садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается - просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками - звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, - может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

16. Игровое упражнение «Мягкое сердце»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца. Ведущий говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает ребятам мягкое сердце, дает потрогать и просит составить устный список, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца. Это могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок. После этого все дети закрывают глаза. Держась рукой за игрушечное сердце (если детей в группе много, понадобится несколько сердечек), они представляют свое собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого дети и ведущий делятся опытом. Некоторые дети могут рассказать о том, что они представляли себе во время выполнения упражнения.

воспитатель

Май

17. Игровое упражнение «Бросок любви»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий предлагает детям зарядить своей любовью какой- нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты получил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.

18. Игровое упражнение «Мыльные пузыри»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Пузырики разлетаются в разные стороны, разнося с собой любовь детей.

воспитатель

Чтение художественной литературы, с последующим обсуждением

Сентябрь

В. Катаев «Цветик - семицветик», П. Ершов «Конёк-горбунок»

воспитатель

Октябрь

Аксаков «Аленький цветочек»,

 Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»,

воспитатель

Ноябрь

Стойкий оловянный солдатик»,

«Свинопас»,

воспитатель

Декабрь

« «Дикие лебеди»,

«Снежная королева», «Чайник»,

воспитатель

Январь

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,

воспитатель

Февраль

В.Гаршин «Сказка о Жабе и Розе»,

 А.Куприн «Барбос и Жулька

воспитатель

Март

В. Берестов «Честное гусеничное»,

Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»

воспитатель

Апрель

Н. Бромлей «Трудная дорога», стихи Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»

воспитатель

май

А.Барто «Любочка», С. Острового « Лесная быль»

воспитатель

Сентябрь-май

Знакомство с социальными роликами «Люди так не делятся» и с мультфильмами «Уроки доброты» из серии «Уроки Тётушки Совы», Лунтик»

воспитатель

Ноябрь

Беседа о Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце», о людях - инвалидах с активной жизненной позицией;

воспитатель

Декабрь

Беседа о людях – инвалидах, достигших высот в профессии, спорте или творчестве

воспитатель

Январь

Март

Конкурсы рисунков

«Цветок милосердия»,

 «Дети планеты Земля»,

Воспитатель по Изо

Декабрь

Праздник «День инвалидов

Музыкальный руководитель

 Работа с педагогами

Сентябрь

Сентябрь-май

Ноябрь

Февраль

Консультация: «Организация работы в группе

общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ.

 Разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением педагогов с анализом полученных данных.

Знакомство педагогов с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;

Проведение, семинара направленннго на формирование толерантной культуры личности;

Старший воспитатель

Воспитатель

Педагог-психолог

Старший воспитатель

Работа с родителями

Октябрь

Знакомство родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними(Информационный листок)

Педагог-психолог

Декабрь

Проведение, "круглого стола", направленного на формирование толерантной культуры личности;

Старший воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса.

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса....

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательных процессов

План работыпо формированию толерантных отношениймежду участниками образовательных процессов№ п/пНаименование мероприятияСроки проведенияУчастникиОтветственный1.Родительское собрание на тему: «Во...

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

Проблема толерантности  приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ОВЗ в образовательную среду и...

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру,  представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями....

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса...

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса.

Целью работы является формирование основ толерантной культуры личности дошкольника....