Хлеб - батбшка
проект (подготовительная группа)

Предлагаемый проект рассчитан на старший дошкольный возраст, вместе с ребятами группы мы решили выяснить: откуда хлеб пришел на стол?  Основным методом является познавательно-творческая работа, в ходе которой дети сами проводят эксперименты, углубляют знания об окружающей среде, обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, поделок, информационных стендов, презентаций.  В ходе работы над проектом формируются познавательные и коммуникативные навыки, развивается мелкая моторика, творческие способности, связная речь, происходит знакомство с новыми понятиями, пополняется словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx531.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 Лесозаводского городского округа»

г. Лесозаводск ул. Калининская, 17

Конкурс «Использование современных педагогических технологий в

воспитательно – образовательном процессе ДОУ»

Номинация: «Проектная деятельность»

ПРОЕКТ

«Хлеб – батюшка»

Руководители проекта:

Хребтова Анна Константиновна- воспитатель 1 квалификационной категории

г. Лесозаводск

2024

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………………………….……...…3

План реализации проекта………………………………………………………………………….9

Этапы работы над проектом…………………………………………………………………...…12

Анализ подготовительного этапа……………………………………………………………..….15

Анализ основного этапа………………………………………………………………………......15

Анализ заключительного этапа………………………………………………………………..…15

Вывод………………………………………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………………………………..18

Паспорт проекта

Творческое название проекта: «Хлеб -батюшка».

Руководители проекта: Хребтова Анна Константиновна, воспитатель первой квалификационной категории;

Название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 10 Лесозаводского городского округа»

Цитата: Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Погореловский С.

Аннотация:

В жизни существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности и нравственности- они вечны и непререкаемы, речь пойдет о хлебе. Мы решили уделить этой теме особое внимание в работе с детьми.

Предлагаемый проект рассчитан на старший дошкольный возраст, вместе с ребятами группы мы решили выяснить: откуда хлеб пришел на стол? Основным методом является познавательно-творческая работа, в ходе которой дети сами проводят эксперименты, углубляют знания об окружающей среде, обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, поделок, информационных стендов, презентаций. В ходе работы над проектом формируются познавательные и коммуникативные навыки, развивается мелкая моторика, творческие способности, связная речь, происходит знакомство с новыми понятиями, пополняется словарный запас.

Наш проект называется «Хлеб - батюшка», откуда взялись эти слова? Это одна из многочисленных народных пословиц о хлебе, издавна хлебу отводится главная роль на столе русского человека.

Мы встречаемся с хлебом каждый день. Утром или вечером заходим в магазин и покупаем булочки, печение, пряники и т.д., но прежде всего- хлеб, потому что нельзя представить себе без него наш стол- будь то обычный завтрак или праздничное застолье.

Но знают ли ребята, как обращаться с ним? Наверно не все, поэтому часто в последнее время приходится видеть хлеб на полу или даже на земле.

Проект направлен на то, чтобы помочь ребенку обрести целостное представление о выращивании хлеба, проследить весь его путь: от зернышка до нашего стола. Ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появился на хлебной полке и дома на столе.

Хлеб -это продукт человеческого труда, это символ жизни, здоровья, благополучия и достатка. Он сопровождает нас от рождения до старости. Люди старшего поколения уважительно и бережно относятся к хлебу. И мы должны передать юному поколению, в первую очередь дошкольникам, осознание ценности хлеба. То, что будет вложено с малых лет он запомнит на всю жизнь.

Мы хотим воспитать детей любящих, знающих каким способом получают муку, хлеб, уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом. Гостя встречали хлебом и солью. Сложено массу пословиц: «Без хлеба, нет обеда», «Будет хлеб – будет песня» и т.д.

Люди во все времена понимали, что хлеб – это, жизнь. Самое главное в нашем проекте – формирование у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитание уважительного, бережного отношения к результатам его деятельности.

Проблема: в беседах с детьми выяснилось, что существуют проблемы в знаниях о том, как на обеденном столе и на полке в магазине появились хлебобулочные изделия: пряники, баранки, бублики, сухарики и т.д., какие ингредиенты используют в изготовлении ржаного и пшеничного хлеба.

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра.

Но не все ребята знают, как обращаться с хлебом добытым таким трудом. К сожалению, мы можем видеть, как в месте с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Через практическую деятельность мы хотим изменить отношение детей к хлебу. Анкетирование родителей показало, что не во всех семьях достаточно вовлекают детей в совместное изготовление хлебобулочных изделий и выпечки, что благоприятно повлияло на климат в семье. (см стр. 131, приложение №9)

Участники проекта: дети старшей группы «А», возраст 5-6 лет, воспитатели, родители.

Образовательная деятельность: познавательно-творческое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.

Тип проекта:

-по методу: познавательно-творческий;

-по содержанию: дошкольник, природа;

-по количеству участников: групповой;

-по продолжительности: 3 месяца, долгосрочный.

Заказчик проекта: родители и педагоги ДОУ

Цель: расширить знания о хлебе, как о главном продукте питания, дать элементарные представления о процессе выращивания хлеба, пропагандировать бережного отношения к хлебу.

Задачи проекта:

Образовательные:

- познакомить с историей возникновения хлеба;

-дать знания детям о старинных русских обычаях, связанные с хлебом;

- расширить представления у детей о значении хлеба в жизни человека и его изготовлении.

Развивающие:

- развивать познавательно-исследовательскую, творческую деятельность;

- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

-воспитать духовно-нравственную личность, прививать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважение к людям сельскохозяйственного труда;

-воспитывать желание делится полученными знаниями.

Продукты проекта:

  • Музыкально-литературная композиция «Хлеб ржаной- отец родной».
  • Выставка творческих работ участников проекта «Хлеб -батюшка».
  • Информационная доска.
  • Слайдовая презентация «Хлеб -батюшка».

Формы и методы:

  1. ООД.
  2. Беседы.
  3. Наблюдение.
  4. Чтение литературы.
  5. Объяснения.
  6. Экспериментирование.
  7. Прослушивание музыкальных произведений.
  8. Игры (сюжетно-ролевые, развивающие, речевые, малоподвижные).
  9. Мероприятия (праздники, смотры, конкурсы, выставки).
  10. Заучивание стихотворений.
  11. Работа с родителями.

Временные рамки (сроки реализации проекта):

1 этап (подготовительный) – с по 2023г.

2 этап (основной) -с по 2023г.

3 этап (заключительный) – с по #1075;.

Необходимое оборудование:

Информационные:

-фото и видео материалы;

-библиотечный фонд.

Научно-методические:

-консультативная работа с родителями;

-буклет.

Дидактическое обеспечение:

-иллюстрации, открытки, фотографии хлебобулочных изделий, злаков;

-оформление книжного уголка в группе.

ТСО:

-ноутбук;

-фотоаппарат;

-флэш – накопитель;

-магнитола;

-телевизор;

-проектор;

-принтер.

Виды деятельности: коммуникативная деятельность: ООД по речевому развитию, художественно-речевая деятельность (составление рассказов о хлебе, словотворчество), дидактические словесные игры;

восприятие художественной литературы и фольклора: чтение и обсуждение произведений, восприятие литературных произведений (художественно-речевая деятельность, рассматривание иллюстраций, рисование собственных иллюстраций, оформление тематических выставок)

познавательно-исследовательская деятельность:

ООД познавательного содержания, экспериментирование;

конструирование и изобразительная деятельность:

ООД по художественно – эстетическому развитию, рисование иллюстраций к произведениям о хлебе, творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии, организация и оформление выставок;

игровая деятельность: дидактические игры (словесные, настольно-печатные, с предметами), досуговые игры (игра-путешествие);

самообслуживание и элементарный бытовой труд: самообслуживание, ручной труд (изготовление атрибутов для игр)

двигательная деятельность: физкультурные минутки, игра- имитация, пальчиковые игры.

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта ожидается:

-обогащение знаний воспитанников о технологии производства хлеба;

-развитие коммуникативных, творческих способностей;

- развитие речи, обогащение словарного запаса у детей;

-расширение знаний дошкольников о мире, обществе, природе;

-формирование гармонично-развитой личности, нравственной, обладающей умением трудится, желанием творить, понимающей и ценящей труд человека;

-воспитание бережного отношения к хлебу.

Возможные трудности:

-низкая активность родителей;

-побудить ребенка к самостоятельной деятельности;

-в определении новых оригинальных героев и образов.

План реализации проекта

Организационно-

Образовательная

деятельность

ОД в режимных

моментах

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимодействие с

родителями

Подготовительный Этап 1 месяц (1-2 неделя)

#1054;ОД (Познавательное развитие): «Откуда хлеб идет на стол»

2. ООД (Речевое развитие) Чтение украинской сказки «Колосок»

Презентация «Как растёт хлеб?»

Беседа: 16 октября -Всемирный день хлеба

Демонстрация пособий: «Злаки, хлебобулочные изделия»

Д/и: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

П/и: «Кто быстрее соберет колосья?»

Анкетирование

«Хлеб всему голова»

Знакомство с проектом.

3-4 неделя

#1054;ОД (Художественно- эстетическое развитие) Рисование нетрадиционная техника «Чудесный колосок»

Д/и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Д/и «Что сделано из муки?»

Хозяйственно-бытовой труд «Посадка злаковых» (овес, пшеница, ячмень)

Заучивание стихотворений С. Погореловский «Хлебушек душистый»

Работа в раскрасках «Что слепили из муки?»

Фото – выставка «Я люблю готовить тесто – это жутко интересно» (совместное выпекание изделий из муки в домашних условиях)

Основной этап 2 месяц (1-2 неделя)

1. ООД (Речевое развитие) Рассматривание и составление рассказа по картине В.М. Каратая «В пекарне»

#1054;ОД (Художественно-эстетическое развитие) Аппликация «Золотой колос»

3. ООД Музыка (Художественно- эстетическое развитие) Разучивание песни «Хлеб»

Беседа: «Откуда хлеб пришел?»;

Д/и «Что сначала, что потом»

Распределение ролей и разучивание сказки «Колосок»

Чтение литературы М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Рассматривание книг П. Колганов «Хлеб наше богатство»

Наблюдение «Огород на подоконнике»

Чтение с детьми сказок дома И. Токмакова «Что такое хлеб?», Я. Аким «Пшеница»

Рисование по прочитанным сказкам

3-4 неделя

#1054;ОД Интегрированное занятие «Экскурсия на кухню детского сада»

(Художественно-эстетическое развитие) Лепка из пластилина «Хлебобулочные изделия»

2. ООД Коллективная работа (Художественно-эстетическое развитие) Аппликация из макаронных изделий «Чудо -цветы»

Экспериментирование «В каких условиях лучше хранить хлеб?»

Экскурсия в музей Мастер-класс с соленым тестом

Просмотр видеоролика «Береги хлеб»

Экскурсия в магазин «Матушкин хлеб»

Д/и «Кто назовет больше блюд из муки?»

Конкурс «Самый необычный, современный колобок».

Создание книжки -малышки «От зернышка до хлебушка»

Разучивание чистоговорок о хлебе

Заключительный этап 3 месяц (1-2 неделя)

1. ООД» КВЕСТ – игра «Хлеб – наше богатство»

Оформление выставки детских рисунков «Мне читают дома»

Разучивание ролей для инсценировки

Беседа: «Как выращивали хлеб наши предки?»

Рассматривание иллюстраций Русских художников Шишкин «Рожь»

Д/и «Что нужно для работы хлебороба»

Изготовление мини-музея

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и декораций, костюмов к сказке

3-4 неделя

Открытие мини- музея «От зернышка до хлебушка»

Тематический вечер «Загадки, пословицы, стихотворения и песни о хлебе».

Ср/и «Булочная»

Итоговое анкетирование

Показ музыкально-литературной композиции «Хлеб ржаной- отец родной».

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Временные рамки: с по 2023г.

Временные рамки: с по 2023г.

Временные рамки: с по #1075;.

Цель: Введение в тему. Формирование вопросов проекта.

Цель: воспитывать нравственно-эстетические качества через систему знаний бесед, экскурсий, мастер классов, просмотр видео роликов, разучивание чистоговорок, экспериментов. Формирование у детей бережного отношения к хлебу. Расширяем интерес к родной природе

Цель: закрепление полученных знаний, подведение итогов работы с детьми, оформление материалов проекта.

Вопросы подготовительного этапа:

  1. Как растет хлеб?
  2. Как собирают урожай?
  3. Как и кто выпекает хлеб?

Вопросы основного этапа:

  1. Как растет колос?
  2. Как превращается мука в тесто?
  3. В каких условиях сохраняется хлеб?
  4. Сколько можно изготовить блюд из муки?

Формы работы:

  • Определение уровня знаний детей о хлебе;
  • Сбор необходимого материала;
  • Анкетирование родителей;
  • Консультация родителей о ходе проекта;
  • Подготовка оборудования;
  • Составление рассказа;
  • Хозяйственно-бытовой труд;
  • Сбор фотоматериала для оформления плакатов и выставок;
  • Заучивание стихотворений;

Работа в раскрасках.

Формы работы:

  • -наблюдение (огород на подоконнике);
  • -эксперименты;
  • -разучивание чистоговорок;
  • беседы;
  • -создание книжки-малышки;
  • -чтение литературы;
  • -лепка из дрожжевого теста;
  • -игровая деятельность;
  • -театрализованная деятельность.

Формы работы:

  • Подготовка и инсценировка сказки, разучивание ролей.
  • Изготовление атрибутов, декораций, костюмов для сказки.
  • Проведение тематического вечера (загадки, пословицы, песни о хлебе).
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
  • Открытие выставки творческих работ участников проекта (рисунки, поделки, фотографии).
  • Презентация информационного стенда «Хлеб батюшка».
  • Показ литературно- музыкальной композиции «Хлеб ржаной- отец родной».

Продолжительность: 1 месяц

Продолжительность: 1 месяц

Продолжительность: 1 месяц

Результат:

-сформулированы вопросы проекта;

-сформирован интерес детей к технологии производства хлеба;

-расширены знания о том, кто и как выращивает хлеб;

-составлена фотовыставка «Я люблю готовить тесто- это жутко интересно».

Результат:

У ребят формируется бережное отношение к хлебу, развиваются творческие способности путем лепки, выполнения аппликаций, разучивание песен, чистоговорок, инсценирование сказки.

Результат:

-Получение знаний о технологии выращивания хлеба;

-Расширили знания о разнообразии хлебобулочных изделий;

-Состоялась презентация «Хлеб ржаной- отец родной»;

-Сформированы нравственно-эстетическое навыки побережному отношению к хлебу.

Анализ подготовительного этапа:

На подготовительном этапе мы заинтересовали детей и родителей к участию в проекте. Был собран и систематизирован материал о производстве хлеба и роли его в жизни человека, о профессиях участвовавших в изготовлении хлеба. Дети ознакомились с фото и видеоматериалами по теме проекта.

На этом этапе проекта дети пополнили словарный запас, путем заучивания стихотворений, составление рассказов.

После совместной работы с родителями с тестом дома у детей сформировался устойчивый интерес к изготовлению выпечки. В ходе создания фотовыставки «Я люблю готовить тесто - это жутко интересно» дети и родители проявили свои творческие способности, что показало на сколько они заинтересованы темой проекта.

Анализ основного этапа:

На основном этапе в совместную деятельность были вовлечены родители, воспитатели и дети. Расширился познавательный интерес воспитанников, интерес к экспериментированию, творческие способности. В ходе просмотра видео -ролика, чтения сказок, рассматривания книг, бесед, слушание песен дети получили расширенное представление о роли хлеба в жизни русского человека.

Для привлечения детей и активному участию в досуговой деятельности был проведен просмотр мультфильмов по теме проекта, изготовлены книжки-малышки, проводились подвижные и сюжетно-ролевые игры, конкурсы. В конце основного этапа большинство детей получили знания о технологии производства хлеба, появился устойчивый интерес к работе с тестом, закрепились навыки работы в коллективе. Дети осознали, что необходимо бережно относится к хлебу.

Анализ заключительного этапа.

В ходе заключительного этапа мы пришли к выводу, что подобные формы работы: экскурсия, мастер - класс, экспериментирование, конкурсы. Совместное творчество с родителями, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Способствуют усвоению новых знаний, расширению кругозора, воспитанию нравственно-эстетической личности.

Создание фотовыставок, выставок рисунков и поделок, книжек - малышек, изготовление изделий из теста, коллективных работ по данной теме, подытожило и закрепило полученные знания о хлебе.

Родители приняли активное участие в реализации проекта. Благодаря им были созданы: фотовыставка, творческие работы, атрибуты для показа литературно-музыкальной композиции. Анкетирование родителей по итогам проекта показало, что совместная деятельность ДОО и семьи дает положительный результат в воспитании ребенка.

Результаты проекта:

В ходе реализации проекта дети расширили знания о хлебе. Был собран и систематизирован материал на тему бережного отношения к нему. У детей появилось желание принимать участие в совместной творческой деятельности. Закреплены полученные знания по теме проекта, сформировался устойчивый интерес к профессиям, связанным с производством хлеба. В проекте воспитатели, родители, дети выполняют общее дело: изучают окружающий мир, воспитывают в детях чувство доброты, уважение к труду взрослых, любви к Родине.

Вывод:

Нравственное воспитание в современной жизни актуальная и важная проблема, которая должна решаться всеми, кто имеет отношения к детям. Закладывая, что -либо в глубину души ребенка сейчас, проявится позднее в подростковом возрасте, станет его и нашей жизнью. Главной целью воспитания нравственно-эстетической личности, мы считаем привитие любви к Родине, труду взрослых в семье.

У русского народа во все времена было почтительное отношение к хлебу насущному.

С детских лет, мы взрослые, должны и обязаны воспитывать уважительное отношение к хлебу. Для этого в старшей «А» группе МДОБУ «Д/С № 10 ЛГО» разработали и реализовали проект «Хлеб - батюшка».

Данный проект был направлен на формирование бережного отношения к хлебу, расширению и обогащению знаний о хлебе, особенностях и условиях необходимых для его изготовления. Проект помог привить любовь к окружающему миру, ценить труд взрослых, развить творческие способности, нравственные качества.

Воспитанники узнали о обработке зерна и выпечки разнообразных хлебобулочных изделиях, о роли хлеба для каждого человека. Дети перестали крошить хлеб во время еды, играть с ним. Они теперь знают цену хлеба и сколько труда было вложено, даже в самый маленький кусочек. У детей сформировались представления о профессиях: пекаря, комбайнера, хлебороба, они узнали о многообразии продукции из муки. Обогатился словарный запас воспитанников через чтение художественной литературы, укрепилось бережное, уважительное отношение к хлебу. Благодаря совместным действиям в период работы детский коллектив стал сплочённее, воспитанники учитывают интерес сверстников, в группе создалась благоприятная и комфортная атмосфера.

Список литературы

  1. ;view=article&id=216:kolosya-pshenitsy-risovanie-palchikami&catid=8&Itemid=112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб - всей жизни голова". Мероприятие о хлебе.

Сценарний мероприятия "Хлеб - всей жизни голова" разработан для привития у дошкольников бережного отношения к хлебу....

Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?

презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....