Мастер-класс на тему: «Игровые технологии в формировании звуковой аналитико-синтетической активности детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Современные дети живут в мощном потоке информации. Уходят в прошлое добрые, живые бабушкины сказки. На смену им пришли аудиосказки или фильмы. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютерами, планшетами и телефонами, чем друг с другом. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушением речи, с задержкой речевого развития. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас, не умеют строить высказывания.

Образовательная область «Речевое развитие» наряду с другими задачами включает задачу формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx70.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Мастер-класс на тему: «Игровые технологии в формировании звуковой аналитико-синтетической активности детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Хопта О.В.

г. Шадринск, 2025 г.

Цель: оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ о процессе обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках;
  • учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • научить правильно, выполнять звуко-буквенный анализ слова;
  • научить правильному печатанию букв;
  • обобщить и распространить практические рекомендации по данной проблеме.

Участники: воспитатели МБДОУ.

Оборудование: графические схемы предложения - 7 комплектов,

предметные картинки;

Ход:

Современные дети живут в мощном потоке информации. Уходят в прошлое добрые, живые бабушкины сказки. На смену им пришли аудиосказки или фильмы. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютерами, планшетами и телефонами, чем друг с другом. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушением речи, с задержкой речевого развития. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас, не умеют строить высказывания.

Образовательная область «Речевое развитие» наряду с другими задачами включает задачу формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения, может самостоятельно осуществлять збуко-буквенный разбор слова, называть все гласные и согласные (твёрдые и мягкие) звуки, находить ударный звук в словах, определять последовательность и порядковое место звуков в словах, количество звуков в слове, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Таким образом, от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения и качество подготовки детей к обучению грамоте.

Сегодня мы собрались для того, чтобы провести мастер - класс по подготовке детей к обучению грамоте.

Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов:

I этап - Подготовительный

Начинается в младших группах и продолжается на всем периоде. Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук» (все, что мы слышим). Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ложек).

Предлагаемые игры:

«Узнай, что звучит?» (хлопок, муз. инструмент, разрезание бумаги и т.д.)

«Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»

«Жмурки с колокольчиком»,

На этом этапе также проводится работа по делению слов на слоги, дети определяют количество слогов через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание, поднесение ладошки к подбородку. И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия, которые помогают наглядно увидеть части:

«Слоговой поезд»

«Разрезные картинки»

«Домики»

В подготовительной группе дети с помощью схем уже должны понимать правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

«Прошагай слово» - наглядно увидеть короткое и длинное (кот, картошка, карта).

II этап - Знакомство с гласными звуками

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [а]. Девочка Аня укладывает куклу спать и поет песенку А-А-А. Какую она поет песенку? Когда она ее поет, как открывается ротик? (посмотрите друг на друга или в зеркало). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие, ниточка не рвется и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

https://fsd.multiurok.ru/html/2024/12/02/s_674d7054d85fd/phpGS5rtu_master--klass_html_f221fcd179bf1e42.jpg

Предлагаемые игры:

«Телевизор сломался»- логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

«Фотография звука»- логопед произносит звук, дети показывают карточку - символ и наоборот;

«Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением - окна, остров)

«Разложи картинки»- подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Также, на этом этапе ведется работа над позицией звука в слове. Во-первых, учим детей определять первый звук в слове: необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, и только потом - в середине.

В начале обучения детям можно предложить фигурки птицы, где голова указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. А затем уже полоски, разделённые на три части.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: «Что случилось с девочкой?», «Что она кричит?». Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность.

III этап - Знакомство с согласными звуками

Рекомендовано начинать со звуков [к], [т], [п], [м] потому что: артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала или на друг друга. Рассказываем сказку, что звук хотел спеть песенку, а у него не получается и выясняется, что воздух встречает препятствие - губы, зубы, язык он согласился с этим. Дается понятие согласный звук, и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко «дрожит», значит, звук звонкий, если нет - глухой. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы: кирпич - твердый, подушка - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т- Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова по теме домашние животные.

Слово КОТ - появляется картинка. 

- назвать количество звуков в слове;

- назвать звуки по-порядку;

- сколько в слове гласных звуков;

- сколько согласных;

- назвать первый звук, последний, третий (звук К- топни, О- хлопни, Т- покружись).

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, мы используем следующую схему:

https://fsd.multiurok.ru/html/2024/12/02/s_674d7054d85fd/phpGS5rtu_master--klass_html_14888b01c0baef27.jpg https://fsd.multiurok.ru/html/2024/12/02/s_674d7054d85fd/phpGS5rtu_master--klass_html_fb36152df161ab65.jpg

IV этап - Знакомство с буквами

Начинаем знакомить детей с буквами параллельно при знакомстве со звуками. Букву произносим как звук. Учим правило: звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем. После изучения звука рассказываем, что каждый человек живет в домике, животные в жилище, а звуки нашли себе домики-буквы. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; спине соседа
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте-вырезке из газеты.

Методика С. И. Веневцева «Алфавит телодвижений», способствует обучению дошкольников грамотеОн состоит из 33-х двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву.

V этап - Работа над предложением

Что такое «предложение»? Предложение - это слово или сочетание слов, с помощью которого человек оформляет свои мысли и передает их другим. Ребёнку можно предложить следующее пояснение: у тебя в голове есть мысль, и чтобы мы её услышали, ты говоришь предложение.

Помните, что предложение может состоять из одного слова или из нескольких слов. Ребёнку мы можем сказать, что предложение - это слово или группа слов, выражающих законченную мысль. Составьте предложение со словом «Весна». Определите, пожалуйста, сколько слов в Вашем предложении (участники считают каждое слово предложения, логопед объясняет, что предлоги- это тоже слова, их необходимо тоже считать).

Игра «Живые слова»

Работа с графической схемой предложения.

Цель: работа над предложением через его графическую запись значительно сокращает появление ошибок при письме.

Рефлексия

- Что интересного вы узнали сегодня? Что планируете использовать в своей дальнейшей работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.

Цели игр на развитие звуковой культуры речи старших дошкольников:укрепить артикуляционный аппарат; научить чётко выговаривать в словах свистящие и шипящие звуки; различать произношение похож...

Мастер-класс для педагогов «Изготовление дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста при помощи ИКТ»

Современная жизнь настоятельно требует, чтобы дети уже с ранних лет знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умели делать осознанный выбор; представляли назначение...