Доклад на тему "Методические рекомендации по трудовому воспитанию в ДОУ по ФОП"
учебно-методический материал

Федорова Ирина Евгеньевна

Методические рекомендации по трудовому воспитанию в ДОУ по ФОП

Презентация https://disk.yandex.ru/d/shzd8bYwcC2M8g

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx237.18 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы уже не первый раз встречаемся с вами и затрагиваем тему трудового воспитания. (поэтому не вижу смысла погружаться в глоссарий).

     При составлении данного сообщения я опиралась «Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей в дошкольных образовательных организациях» от Министерства Просвещения РФ и Федерального государственного бюджетного научного учреждения «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ».

   Так в чем же специфика трудовой деятельности дошкольника и чем она характеризуется?

Слайд № 2

Прежде всего это проявляется в  постепенности приобретения трудовых навыков и умений, но при этом их нельзя назвать профессиональными. Ребенок начинает осознавать свою самостоятельность и независимость.

При этом, его трудовая деятельность находится еще в стадии развития и предполагает обязательное участие взрослого (прямое или косвенное).

Трудовая деятельность дошкольника состоит из трудовых процессов, включает разные виды труда. Структура трудового процесса включает основные компоненты: цель, материал, оборудование (инструменты), набор трудовых действий для преобразования материалов с помощью оборудования (инструментов), достигнутый результат, который удовлетворяет потребности человека.

Слайд № 3

Трудовая деятельность дошкольника характеризуется:

• отсутствием воображаемой ситуации, так как всегда протекает в реальном

плане;

• оперированием с реальными предметами (замещение предметов отсутствует);

• переключением с игры на выполнение трудовой задачи и наоборот;

• ситуативностью (может носить необязательный характер);

• приобретением трудовых навыков, но без включения в производство;

• преобразованием материалов и получением конечного результата, который

может иметь физическую или материальную природу, но не являться

материальной ценностью.

Слайд №4

Так из чего же состоит трудовая деятельность дошкольника в течении дня.?

Это наглядно отображено в данной таблице по организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

           

     Слайд № 5

  1. Индивидуальный труд (поручения)

это задания, которые воспитатель даёт одному ребёнку, учитывая его возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть простыми (содержат одно конкретное несложное действие) и сложными (содержат цепочку из нескольких последовательных действий). Также они могут быть кратковременными (эпизодическими) и отсроченными во времени.

Индивидуальные поручения даются детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребёнок невнимателен, часто отвлекается).

Цель поручений — приобщение детей к посильному труду, формирование интереса к труду и чувства ответственности за порученное дело.

Индивидуальный труд, это такой вид трудовой деятельности, который, в принципе, не требует планирования, так как поручения могут возникать сиюминутно (поправить стульчики, перебрать карандаши, разобрать пазлы, починить машинку, сложить салфетки и многое другое)

Слайд № 6

2.  Труд рядом.

это форма объединения детей, при которой каждый ребёнок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем.

Используется, начиная с младшей группы. Даёт возможность ребёнку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю — учесть его возможности, установить контакт с каждым ребёнком.

Труд рядом — ступенька к совместному труду, когда дети трудятся рядом друг с другом, но каждый выполняет своё дело.

При организации труда рядом создаются возможности для успешного решения задач формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умения довести дело до конца.

Некоторые варианты труда рядом в средней группе:

Уборка стеллажа с игрушками. Для этого нужно вымыть резиновые и пластмассовые игрушки, протереть кукольную мебель, вытереть полки. Чтобы каждый из детей смог закончить работу приблизительно в одно и то же время, задание нужно равномерно распределить между ними.

Стирка кукольного белья. Трое детей стирают, один полощет, а затем вместе вешают.

Посадка лука. Каждый из детей получает конкретное задание: берёт несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе.

Слайд № 7

Совместный коллективный труд (поручения)

это способ объединения детей, при котором каждый участник выполняет часть общего задания и передаёт результат своего труда следующему участнику, который продолжит работу.  

Такая форма труда приучает детей работать коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Некоторые варианты совместного коллективного труда в средней группе:

посадка лука, овса;

уход за растениями в уголке природы;

стирка кукольного белья;

мытьё игрушек.

В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет задание, входящее в общий процесс труда. Например, один ребёнок стирает, другой полоскает бельё, третий тщательно выкручивает и укладывает в тазик.

Также можно организовать в группе «мастерскую добрых дел», которая будет выполнять разнообразные «заказы», поступающие от других групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол.

При организации коллективного труда важно, чтобы воспитатель сам работал вместе с детьми, показывал и пояснял, распределял обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, нужно подключать их к взаимопомощи.

Слайд № 8

 Дежурство по столовой и по подготовке к занятиям.

В задачи дежурства входит:

Накрытие стола. Дети учатся правильно расставлять тарелки и столовые приборы перед каждым приёмом пищи. Это развивает их моторику, координацию движений и воспитывает чувство порядка.

Уборка столовой после еды. После завершения приёма пищи дежурные убирают со стола кружки, салфетки и цветы, а также напоминают другим детям выкидывать использованные салфетки.

Дежурство по столовой не только развивает практические навыки, но и позитивно влияет на характер и личностное развитие детей. Оно способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, надёжность, трудолюбие, а также формированию социальных навыков, взаимопомощи и сотрудничества.

Слайд № 9

Дежурство по уголку природы.

- форма организации труда, требующая от ребёнка самостоятельности, знания последовательности работы, представлений о полном её объёме, о требованиях, предъявляемых к результату. 

Слайд № 10

Общий коллективный труд

Общий коллективный труд в ДОУ вводится со старшей группы, потому что в этом возрасте дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств и выполнении разнообразных поручений. Это позволяет педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: приучать детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определённый срок.

Кроме того, в старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей. Например, уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление зала к празднику. 2

Также в этом возрасте результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети учатся принимать общую цель, распределять объём работы, добиваться общего результата и сообща нести ответственность за него.

уборка в игровом уголке;

мытьё игрушек;1

мастерская «Доктора Айболита» (ремонт книг);

украшение групповой комнаты к праздникам;

уборка в спальной комнате (совместный труд со взрослыми);

уборка групповой площадки, веранды;

посев семян овощей на огороде и семян цветов в цветнике;

прополка огорода и цветника;

                  Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 156»

Доклад  на тему

«Изучение и внедрение в практику работы с детьми дошкольного возраста, требований методических рекомендаций по трудовому воспитанию»

                                                                             Материал подготовила:

воспитатель Федорова И.Е.

г. Оренбург, 2025 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по трудовому воспитанию детей "Мини теплицы"

Для старшей группе в формате #сидим дома....

Рекомендации по трудовому воспитанию

КАК ИЗВЕСТНО, ТАКОЕ КАЧЕСТВО, КАК ТРУДОЛЮБИЕ НУЖНО ФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ЕЩЕ С САМОГО РАННЕГО ДЕТСТВА. ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХОРОШЕГО ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ТРУДУ, В СЕМЬЕ ТОЖЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ НА ДО...

Памятка-рекомендация по трудовому воспитанию детей.

Трудовое воспитание дошкольника – одно из наиболее важных средств всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, оно должно воспитывается с самого раннего детства. Гла...

Доклад к педагогическому совету: "Вопросы трудового воспитания в ФОП"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №32 комбинированного вида»     Доклад к педагогическому советуна тему:«Вопросы трудового восп...

Доклад " Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"

Введение ФГОС определило новые требования к системе развития дошкольных учреждений и вместе с тем определило вектор развития трудового воспитания. Значительное место в системе развития детей занимает ...