Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая, подготовительная группа)
Ведущий вид деятельности дошкольника - игра. С помощью игр дети учатся сотрудничать, договариваться, приобретают коммуникативные навыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста
Подготовил: педагог - психолог | |
Хижина А. Н. |
Игры – приветствия
Игры приветствия можно использовать в начале дня, когда дети приходят в детский сад. Такие игры помогут задать бодрый, положительный настрой на новый день, поднять настроение и сплотить детей внутри группы.
- Игра «Поздоровайся ладошкой, пальчиками, спинкой…»
Цель: Развитие навыков невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения.
Ход игры: Дети с воспитателем становятся в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться с соседом ладошками, пальчиками и т.д. Дети по кругу здороваются теми частями тела, которые назвал воспитатель. Можно усложнять правила игры и здороваться через одного соседа.
- Игра « Я рад(а) тебя видеть»
Цель: Развитие навыков вербального и невербального общения, культурного обращения друг к другу, эмпатии, сплочения группы.
Ход игры: Дети с воспитателем садятся в круг. Воспитатель катит по полу мячик одному из детей и, называя ребенка по имени, говорит, что рада его видеть. Затем ребенок, у которого мяч, передает его другому ребенку. При этом он называет его по имени и проговаривает: «Я рад(а) тебя видеть». Передавать мячик надо тем детям, которые еще не участвовали в игре. Каждый из детей должен получить мячик. Если в группе есть непопулярный ребенок, воспитателю лучше начать игру с этого ребенка.
- Игра « Поздоровайся глазами»
Цель: Развитие навыков вербального и невербального общения, культурного обращения друг к другу, эмпатии, внимания.
Ход игры: Дети с воспитателем становятся в круг. Водящий (лучше для примера начать с воспитателя) должен поздороваться с ребенком взглядом, пристально и доброжелательно глядя в глаза ребенку. Все дети внимательно смотрят на водящего, чтоб не пропустить его приветствие. Когда ребенок видит, что с ним здороваются взглядом, он приветствует водящего словами: «Здравствуй, имя ребенка». У водящего воспитатель уточняет, правильно ли угадали его приветствие? Далее водящим становится ребенок, который ответил на приветствие. Передавать приветствие надо детям, которые еще не участвовали в игре. Приветствие должен получить каждый ребенок.
- Игра «Поздоровайся разными способами»
Цель: Развитие навыков вербального и невербального общения, сплочение группы, снятие телесного и эмоционального напряжения, развитие воображения.
Ход игры: Дети с воспитателем становятся в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом разными способами: словесно, жестами, телесно. Каждый из детей должен придумать свой способ поздороваться. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им, предлагает им разные варианты приветствия.
- Игра «Огонек дружбы»
Цель: Развитие навыков вербального и невербального общения, сплочение группы.
Ход игры: Дети и воспитатель стоят в кругу, держась за руки. Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами поделимся друг с другом своими теплом, добротой и дружбой. Мы закроем глаза и будем передавать друг другу «огонек дружбы». Я легонько сожму руку (имя ребенка). Как только (имя ребенка) почувствует это, он передает рукопожатие следующему, легко сжав его руку. И так, пока наш круг дружбы не сомкнется и рукопожатие не вернется ко мне.»
После того, как воспитатель почувствует сжатие своей руки, он говорит: «Наш круг дружбы замкнулся, мы поделились друг с другом нашей дружбой и хорошим настроением, и дружбы стало еще больше, настроение стало еще лучше».
Игра «Клубочек дружбы»
Цель: Развитие навыков вербального и невербального общения, сплочение группы.
Ход игры: Для игры понадобится клубок ниток для вязания. Игра аналогична игре «Огонек дружбы». Педагог: «Ребята, сейчас мы с вами поделимся друг с другом своими теплом, добротой и дружбой. Мы будем передавать друг другу «клубочек дружбы». Педагог оставляет у себя конец нитки и передает клубок ребенку слева. Ребенок, держась за нитку, передает клубок дальше соседу слева. И так до тех пор, пока клубок не вернется педагогу и круг замкнется. Педагог: «Наш круг дружбы замкнулся, мы поделились друг с другом нашей дружбой и хорошим настроением, и дружбы стало еще больше, настроение стало еще лучше».
Игры, которые можно проводить в течение дня
- Игра « Комплименты»
Цель: Развитие навыков культурного общения, сплочение коллектива, гармонизация притязания на признание.
Ход игры: Воспитатель: «Сегодня мы устоим с вами конкурс комплиментов. Мы будем хвалить своего соседа справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается». Затем дети выбирают того, у кого получился лучший комплимент. Можно обсудить, что понравилось больше: дарить или получать комплименты.
- Игра «Подарок»
Цель: Развитие навыков вербального и невербального общения, сплочение группы, снятие телесного и эмоционального напряжения, умения выступать публично.
Ход игры: Дети представляют, какой подарок они хотят подарить своему другу и пытаются изобразить без слов, что они хотят подарить. Остальные дети догадываются, что в подарке.
Подарок можно «дарить» как конкретному ребенку, так и просто некоему другу. В первом случае воспитатель следит, чтобы подарок получил каждый ребенок в группе. Желательно, чтоб в игре поучаствовали все дети.
-Игра «Сломанный телефон»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, внимания.
Ход игры: Дети становятся друг за другом, может быть две или три команды. Первым игрокам тихо на ушко ведущий называет слова на определенную тему. Первые игроки так же передают слово вторым игрокам и т.д. Последний игрок команды называет слово, которое он услышал.
-Игра «Делай как я»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, снятие телесного и эмоционального напряжения, внимания, гармонизация притязания на признание.
Ход игры: Дети становятся в круг. Водящий выходит в середину круга и показывает какое – то движение, другие за ним повторяют. Затем следующий ребенок выходит в круг и показывает свое движение и т.д.
Все желающие дети должны показать свое движение в центре круга.
-Игра «Сороконожка»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, умения работать в общем режиме группы, снятие телесных зажимов.
Ход игры: Выбирается «голова». Вначале эту роль лучше играть воспитателю. Остальные дети берут друг друга за пояс или кладут руки на плечи и, следуя за головой, стараются передвигаться всем «телом», обходя все препятствия, замедляя или ускоряя движение. Задача каждого ребенка – не выбиться из общего ритма, не оторваться от других «частей тела».
- Русская народная игра «Колечко - колечко»
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы, развитие внимания.
Ход игры: Все дети сидят на стульчиках. Выбирается водящий. У него в ладошках спрятано колечко или другой маленький предмет. Дети держат перед собой ладони сомкнутые «лодочкой». Ведущий обходит каждого ребенка и делает вид, что кладет колечко каждому, но оставляет лишь одному. Дети наблюдают друг за другом и должны догадаться, кому попалось колечко. Когда ведущий скажет: «Колечко – колечко, выйди на крылечко!», ребенок с колечком выбегает, а остальные дети должны его задержать. Если ребенку с колечком удается убежать, он становится водящим.
-Игра «Запретное движение»
Цель: Снятие телесного и эмоционального напряжения, развитие внимания, умения работать в группе.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель дает детям инструкцию выполнять все действия, которые он говорит, кроме одного определенного действия, которое является запретным движением (например, хлопнуть в ладоши). Это движение выполнять не надо.
- Игра « Ребята»
Цель: Снятие телесного и эмоционального напряжения, развитие внимания, умения работать в группе.
Ход игры: Игра аналогична игре « Запретное движение», только в этом случае выполняются задания, которые начинаются с обращения «ребята». Если ведущий свое задание сказал без обращения «ребята», это действие выполнять не надо.
- Игра «Хлопки»
Цель: Снятие телесного и эмоционального напряжения, развитие внимания, умения работать в группе.
Ход игры: Если воспитатель хлопнул в ладоши один раз - двигаемся быстро, если два раза - двигаемся медленно, если три раза – замерли. Игру всегда следует заканчивать на трех хлопках.
- Игра « Доброе животное»
Цель: Способствовать сплочению группы, развитие коммуникативных навыков, умения работать в общем режиме группы, снятие телесного и эмоционального напряжения.
Ход игры: Воспитатель: «А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, что мы одно очень доброе, сказочное животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох и еще раз вдох – выдох (плавно, глубоко). А теперь давайте послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад (спокойно, медленно).
- Игра «Костер дружбы»
Цель: способствовать сплочению группы, развитие коммуникативных навыков, умения работать в общем режиме группы, снятие телесного и эмоционального напряжения.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель: «Встаньте поближе друг к другу. Вытягивайте вперед правую руку и кладите по очереди на руки друзей». Затем раскачивая руки вверх – вниз дети произносят: «Раз, два, три! Костер дружбы гори!» и поднимают руки вверх. Можно выполнить задание двумя руками при небольшом количестве детей. Сначала вытягиваем и кладем друг на друга правые руки, затем левые или наоборот.
- Игра «Кто позвал?»
Цель: Сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков, внимания, слухового восприятия.
Ход игры: Выбирается ведущий, он поворачивается спиной к другим детям. Воспитатель дотрагивается до одного ребенка, он должен поздороваться или назвать имя водящего. При этом ребенок старается изменить свой голос. Воспитатель спрашивает отгадывающего: «Кто тебя позвал?» Ребенок пробует догадаться, кто к нему обращался. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.
- Игра «Поменяйтесь местами все, кто…»
Цель: способствовать сплочению группы, развитие коммуникативных навыков, эмпатии, снятие телесного и эмоционального напряжения.
Ход игры: Дети сидят или стоят в кругу. Воспитатель: «Поменяйтесь местами те, кто любит рисовать, плавать, гулять, собирать пазлы и т.д.
Игру целесообразно проводить при небольшой, средней наполненности группы. Если детей в группе больше пятнадцати, следует поменять задание так, чтоб дети могли выполнить его на одном месте. Например, хлопнуть в ладоши и т.д. После игры педагогу желательно сделать акцент на том, как много общего у детей, как много интересов, которые нас объединяют.
- Игра «Кого укусил комарик?»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие телесного и эмоционального напряжения, наблюдательности.
Ход игры: Дети садятся в кружок, закрывают глаза, «засыпают». Воспитатель проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, одного из них тихонько щиплет - «укусил комарик». Дети «просыпаются», открывают глаза и стараются угадать, кого «укусил комарик».
- Игра «Море волнуется»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие телесного и эмоционального напряжения, развитие внимания.
Ход игры: Воспитатель: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (любая другая) фигура замри!». Дети сначала изображают волны, затем замирают в виде фигуры и стоят так, пока не услышат команду воспитателя: «Отомри!».
-Игра «Волшебный стул»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, гармонизация притязания на признание.
Ход игры: Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!
После того как песенка закончится, тот, кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга говорит что-нибудь хорошее и доброе о сидящем на стуле.
Игры, направленные на развитие эмоционального мира детей.
- Игра «Изобрази эмоцию»
Цель: Знакомство с миром эмоций, обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению, развитие способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека.
Ход игры: Каждый ребенок получает картинку с изображением того или иного чувства (радость, грусть, гнев, удивление, страх, спокойствие). Картинки можно заменить кубиком, на сторонах которого изображены эмоции. Затем он без слов, используя только мимику, жесты и пантомимику, демонстрирует свое чувство группе. Детям необходимо догадаться, какое чувство им показывает ребенок. Если ребенок затрудняется изобразить чувство, воспитатель помогает ему.
-Игра «Сердитый мальчик – веселая девочка»
Цель: Знакомство с миром эмоций, обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению, развитие способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека.
Ход игры: Педагог на ушко дает детям по очереди задание изобразить сердитого мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую девочку. Педагог говорит детям, что у каждого человека есть свое любимое чувство. Кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злится, кто-то завидует, кто-то часто боится, а кто-то всех любит. Он предлагает подумать детям, какие чувства помогают дружить, а какие мешают.
- Игра « Попробуй, рассмеши…»
Цель: гармонизация притязания на признание, гармонизация эмоционального состояния детей, снятие телесного напряжения.
Ход игры: Дети садятся в круг. Воспитатель: «Давайте поиграем в «несмеяку». Кто хочет быть «несмеякой»?
Итак, каждый из вас по очереди будет подходить к «несмеяке» и стараться ее (его) насмешить. «Несмеяка» изо всех сил старается не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет рассмешить или вызвать улыбку у «несмеяки».
Игра повторяется с разными детьми в роли «несмеяки».
- Игра « Эмоциональные фанты»
Цель: знакомство с миром эмоций, обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению, развитие способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека, развивать творческое самовыражение.
Ход игры: Заранее надо приготовить фанты с заданиями изобразить разные ситуации без слов, с помощью мимики, жестов и пантомимики. Обязательно надо передать настроение героя. Ребенок вытаскивает фант, воспитатель зачитывает задание. Ребенок старается показать своего героя и передать его настроение. Например:
У девочки сегодня день рождения и в подарок она получила долгожданную куклу;
За окном идет сильный дождь, а мальчик хотел сходить на прогулку;
Девочка увидела яркую радугу на небе;
Мальчик заболел, у него болит горло;
Девочка идет домой и вдруг из-за угла выбежала большая собака и т.д.
- Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развивать у детей невербальное и вербальное общение, доверительное отношение друг к другу, эмпатию, снятие телесного и эмоционального напряжения.
Ход игры: Дети садятся парами друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки.
-Воспитатель предлагает детям познакомиться с руками друг друга, пощупать и погладить ладошки, каждый пальчик.
-Затем воспитатель говорит, что руки поссорились, они сжались в кулачки и машут друг на друга, грозятся, пальчики шипят и изображают коготки, как будто хотят поцарапать, можно хлопнуть ладошку об ладошку.
-После этого воспитатель объявляет, что ручки хотят помириться, они просят прощения друг у друга! Ручки гладят друг друга и совершают дружеское рукопожатие.
-В конце воспитатель говорит, что есть одно прекрасное средство, которое помогает помириться не только рукам, но и детям – это «мирилки».
Дети вместе с воспитателем вспоминают разные «мирилки» и мирят свои руки с их помощью.
Воспитатель подводит итог, что в следующий раз, когда кто – то поссорится, нужно вспомнить «мирилку» и она поможет снова подружиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми.Для того чтобы ребенок...

Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Практически в каждой группе любого детского сада есть дети, которых зачисляют в ранг "трудных". К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревжные и замкнутые. Такие ребята нуждатся в особ...

Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Используя в работе упражнения, игры на релаксаци, на развитие коммуникации у детей, пришла к выводу, что такие игры решают разные задачи. Решила составить картотеку для удобства, в зависимсти от того,...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста с проблемами социально-коммуникативного развития.
Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста с проблемами социально-коммуникативного развития....

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:- формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;- умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества ...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)...