Выступление на педагогическом совете : "Роль конструкивной деятельности в развитии речи детей"
консультация (старшая группа)
Выступление учителя-логопеда ДОУ на педагогическом совете
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете:
"Роль конструктивной деятельности в развитии речи детей"
Подготовила:
Учитель-логопед- Малинова Е.С.
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения.
Опыт работы в группе компенсирующей направленности показал, что одним из эффективных путей развития речи детей является конструктивная деятельность.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, неэффективным развитием познавательной сферы, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, развивает логическое мышление и способствует формированию пространственного воображения.
Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста; дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину. Конструктивная деятельность совершенствует восприятие пространственных отношений и развивает сенсомоторику, а это и есть предпосылки к формированию правильных речевых навыков.
Я считаю, что особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику.
Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма (от греч. didaktikos - поучительный) - нравоучительность, назидательность, не скрываемая автором воспитательная направленность его произведения, моралистическая тенденция), утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д., что благотворно для детей с общим недоразвитием речи.
В современной педагогике выделяют 2 вида конструирования: техническое (из строительного материала, деталей конструктора, модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала). При техническом конструирование дети отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При художественном конструировании, дети не столько отображают структуру образов, сколько выражают свое отношение, передают характер, пользуясь цветом, формой, фактурой.
Существует новый вид - компьютерное конструирование. Оно, как и конструирование из бросового материала, может носить как технический, так и художественный характер.
В логопедической группе ведется совместная коррекционная работа логопеда и воспитателей с детьми, поэтому в коррекционной работе мы используем следующие виды технического конструирования: конструкторы - "Лего", деревянные конструкторы, крупный строительный материал и мелкий.
Играя с конструкторами "Лего" - от детей требуется умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов.
Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
На начальном этапе проблемы связаны с неразвитостью мелкой моторики, слабой ориентировкой в пространстве. В нашей группе есть графический модели, по которым дети учатся строить предметы, а так же много мелких игрушек, изображающих людей, животных, транспорт. Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для тигра, не вообще домик, а домик для гномика. Выполняют дети постройки по словесному описанию, что способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.
Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Африканские звери заболели" - строим самолет для доктора Айболита.
При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Пример: при строительстве дома или крепости до детей доводятся сведения о том, что дом начинаем строить с фундамента и заканчиваем крышей) Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ), развивают речевую активность.
Дети учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета. Дети уже умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции. Для этой работы используются "графические модели". Дошкольники учатся анализировать их, размышлять о важности соблюдения последовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей. У них появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
В подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер. В них включаются элементы экспериментирования. Воспитатели и логопед ставят детей в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения задачи и его исправления. Эти занятия носят познавательный характер. На них идет обсуждение тем, связанных с тематикой совместной деятельности с логопедом - "Дом и его части", "Домашние животные", "Мебель". Наши воспитанники изучают данные темы и учатся создавать их технические аналогии.
Художественный вид конструирования широко применяется воспитателями логопедической группы. Работая с этим видом конструирования, ребенок получает информацию о дополнительном применении предметов, расширяет кругозор, учится моделировать, самостоятельно находить варианты их использования. Неоценимая роль этого вида конструирования и для обогащения словаря. Не просто бумага, а ее вид (наждачная, гофрированная, бархатная). Через тактильную информацию дети обогащают словарь определений (шершавая, писчая, картонная, газетная, альбомная, гладкая, твердая, мягкая, тонкая, цветная). Идет пополнение и глагольного словаря: смять, порвать, разрезать, проколоть, склеить, согнуть, намочить). Данная работа способствует развитию мелкой моторики, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами.
В подготовительной к школе группе наиболее полно используется воспитателями технология изготовления поделок из бумаги - "Оригами". Доступность бумаги как материала, простота ее обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, оречевляя их (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание). Оригами развивает у детей точные движения пальцев, способствует концентрации внимания, развивает воображение и художественный вкус, стимулирует и развивает память, знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами, активизируются мысленные процессы, трудовые умения.
Так же воспитатели нашей группы используют технологию изготовления поделок из соленного теста, пластилина. Данная технология не только развивает руку ребенка, но и пополняет его речь глагольными формами (скатать, раскатать, прилепить, примазать, залепить, качественными прилагательными, упражняет в назывании предлогов.
Можно много говорить об активизации речи при изготовлении коллективных работ. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. На подобных занятиях меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь. Уже к середине учебного года становятся заметны позитивные изменения в планирующей речи детей. Индивидуальные беседы, вопросы, рассматривание картин способствуют расширению пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривали процесс изготовления поделок.
Таким образом, создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, воспитатели и логопед помогают воспитанникам понять окружающий мир и свое место в этом мире. В результате целенаправленной системы обучения детей с нарушениями речи можно улучшить качественные характеристики их речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Презентация и выступление на педагогическом совете по проекту на тему"Развитие у детей интереса к диалогической форме речи в процессе проектной деятельности" "Автогородок"
Выступление к педагогическому совету...

Выступление на педагогическом совете "Роль сюжетных игр в развитии речи дошкольников ".
Выступление на педагогическом совете...

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.
Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...
Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...

Выступление на педагогическом совете " Использование дидактических игр в развитие речи детей 1,5-3 лет"
Речь - это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребёнок начал произносить с...

Выступление на педагогическом совете "Использование современных технологии в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях ФОП ДО и ФГОС ДО"
На тему: "Использование современных технологии в развитии речи детейдошкольного возраста в условиях ФОП ДО и ФГОС ДО"...