Гендерный подход к формированию нравственных ценностей у мальчиков старшего дошкольного возраста
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный подход к формированию нравственных ценностей у мальчиков
старшего дошкольного возраста
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Человечество столкнулось с угрожающим падением нравственности и бездуховности, изменением ценностных установок. При всем многообразии применяемых технологий воспитания, педагоги отмечают нарастание детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, животным. Все это объясняется влиянием далеко не нравственных мультфильмов, фильмов, игр. У детей искажены представления о нравственных качествах, таких, как доброта, милосердие, отзывчивость, щедрость, справедливость, благодарность. Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться незнакомым нашим детям.
В настоящее время особо актуальными становятся исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника. Воспитания осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего нормам нравственности.
Нравственное воспитание является одной из сложных и приоритетных задач практически всех программ дошкольного образования.
Нравственные ценности – это нравственные идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются понятия добра, счастья, честность, верность, справедливость, трудолюбие, патриотизм.
Любая нравственная ценность проявляется в своей направленности на другого человека, что на практике находит свое выражение в нравственных отношениях.
В нравственной ценности главной категорией является доброе – злое. Т.А. Кузьмина в своей трактовке о формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников считает, что личность не является ни доброй, ни злой. Добрым или злым является человек в его отношении к ценностям. Под «добрым» понимается нравственное, достойное подражания. «Злое» безнравственно и достойно осуждения. Добро требует наибольшей нравственной силы. Обладая чувством стыда, человек различает в себе добро и зло. В работе же совести человек оценивает свои действия. Совесть предполагает субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям.
ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества. А на его основе – навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения.
По мнению отечественных психологов, нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если его нарушение связано с личной выгодой. Г.А. Урунтаева утверждает, что о сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. Уже в старшем дошкольном возрасте дети должны употреблять в речи слова, обозначающие нравственные ценности и их антиподы (добрый, жадный, честный, ябеда и прочие). Дошкольнику легче понять содержание нравственной ценности и отнести ее к себе, если он наглядно видит последствия соблюдения или нарушения. Очень часто старший дошкольник становится инициатором бесед со взрослыми на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо?» возрастные изменения отрицательного отношения детей к моральным недостаткам «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей…: как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца» – писал В.А. Сухомлинский. Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России недостаточно учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых,
различаются в физическом развитии и социальном поведении; в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений; в проявлении агрессии и многом другом.
Сегодня для полноценного развития ребенка необходимо непосредственное участие отца в его воспитании. Не все мужчины понимают, насколько это важно. А ведь ответственному отцовству нужно учиться! В вопросах воспитания отцу принадлежит очень значимая роль: папа может дать то, чего не может мама, – у родителей разные, дополняющие друг друга функции. Мама дает своему чаду нежность и ласку, отец – защиту и уверенность. Психологическое развитие детей, нравственное становление, образцы поведения, социальные установки, контакты, принципы – все это базируется на структуре семейных отношений. Благосостояние общества, его прогресс или застой зависит от той позиции, которую занимают отцы и матери, от их слов, действий, заботы и внимания. Поведение папы становится эталоном для мальчика. Мужественность, уверенность, уважение к женщинам – это главные черты, которые необходимо привить сыну. А вот дочери тесное общение с папой позволяет быстрее понять свою женскую роль
в жизни. В зарубежной науке феномен отцовства в центре внимания исследований многих
ученых (А. Адлер, 3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг, М. Мид и др.). Большинство из них единодушно отводят важное место роли отца в процессе формирования личности ребенка и отмечают, что неучастие или негативное участие отца в воспитании может привести к возникновению проблем личностного развития.
В отечественной психолого-педагогической науке изучение влияния образа отца на эмоциональное благополучие детей рассматривали К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. О.В. Агейко, Ю.В. Борисенко, Г.Н. Волков и др. Так, В.А. Сухомлинский подчеркивает: «Отец – самый родной, самый дорогой для ребенка мужчина, в образе которого выражается человеческая ответственность за его приход в свет, за каждый его шаг и поступок в жизни». Академик Г.Н. Волков подчеркивал особую важность в воспитании детей роли отца. Он отмечает, что отцы являются именно теми людьми, которые передают из поколения в поколение семейные традиции воспитания детей, и мудрость народа.
Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека –в его крепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.
Мальчик, выросший в благополучной и полной семье, часто придерживается тех же семейных принципов и во взрослой жизни. От того, как отец общается с матерью, зависят отношения юноши с противоположным полом. Отношение к женщинам формируется еще в детском возрасте на примере родителей и в дальнейшей жизни что-либо исправить трудно. Большинство мальчиков с определенного возраста стремятся сформировать сильное и выносливое тело. Отец может помочь сыну выбрать подходящий вид спорта, позволяющий не только повысить физическую силу, но и научиться аккуратности и дисциплине. Вместе с папой ребенок пройдет все трудные этапы формирования характера и силы воли. Мужчине при этом важно поощрять сына, хвалить его за успехи и поддерживать в неудачах.
В полноценной семье, где отец играет главенствующую роль, у детей формируются первые зачатки нравственности, патриотизма. В дошкольном возрасте малыши учатся любить свою семью, заботиться и оберегать всех ее членов. В задачи отцовского воспитания входит подготовка детей к жизни в обществе, формировании у них гражданских навыков. Именно мужчина, как защитник Отечества, может дать знания и умения, определяющие у ребенка взгляд на жизнь и систему государственности.
Образ отца является значимым для полоролевой идентичности, эмоционального благополучия подростков, влияет на процесс самоактуализации, социализации, на формирование образа «Я», самооценку и поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр драматизации
"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации"...

Презентация "Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка для воспитателей детских садов «Игровые технологии как инструмент формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Распространение педагогического опыта среди воспитателей, направленное на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через игровые технологии....

Педагогический проект «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста».
Педагогический проект «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»....

Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника
Период дошкольного детства неоценим для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в этом возрасте. В дошкольном возрасте идет интенсивный проц...

Проект на тему:"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»".
Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о ...

Статья "Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"
Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, передаваемым из поколения к поколению и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей ...
