Проект «СЛАВЕ НЕ МЕРКНУТЬ! ТРАДИЦИЯМ ЖИТЬ! по патриотическому воспитанию по средством театрализованной деятельности
проект (старшая группа)

Крикунова Елена Михайловна

Человек не рождается с любовью к Родине,

она прививается ему с рождения

 и важнейшую роль в этом процессе

играет культура и искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организацияC:\Users\PC\Desktop\ррр.jpg

«Детский сад №1 «Чебурашка» ст. Гиагинской

Проект

«СЛАВЕ НЕ МЕРКНУТЬ! ТРАДИЦИЯМ ЖИТЬ!

 

по патриотическому воспитанию

 по средством театрализованной деятельности

 

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Крикунова Е.М.

Человек не рождается с любовью к Родине,

она прививается ему с рождения

 и важнейшую роль в этом процессе

играет культура и искусство.

      Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и их семьями по нравственно - патриотическому воспитанию по средством театрализованной деятельности.

Актуальность.

Проблема патриотического воспитания детей является одной из актуальных в ДОО. Стоит ли говорить, что современные дети мало знают о «РОДИНЕ», особенностях народных традиций. Недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников, это не только воспитание любви к родному дому,  семье,  но и привитие осознанных чувств, таких как гордость, уважение, преданность, сострадание, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и культурному достоянию народа.

Новизна. В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Самой популярной  и увлекательной из направлением игровой деятельности является  театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об его универсальности, игровой природы и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных к восприятию ребёнка сфер искусства.  «Волшебный край!»- так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. Но чем же заслужил театр такую любовь к себе? А тем, что при каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Он доставляет радость, развивает воображение и фантазию. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Все пережитые чувства, знания, полученные в театральных постановках, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, к своей Отчизне.

Пояснительная записка. В повседневной жизни детского сада,  используются различные виды театров  бибабо, пальчиковые, настольные, марионеточный, книжка-театр и др.
Я, же, хочу рассказать, о сложном,  и  в то же время очень интересном - о пластическом театре теней. 
 

Чем отличается он от привычного театра? Основные особенности это эмоциональная выразительность, стилизованное движение и чаще всего — отказ от использования голоса, а вместе с тем и барьеров - языковых, возрастных. Пластический театр теней— это больше театр ощущений, где каждый может понять транслируемые эмоции. 

Как и в классическом театре, актеры стараются «дотянуться» до зала своей энергетикой, но используют для этого не голос, а тело.

Это немного сложнее: мы легко различаем и воспроизводим эмоциональный окрас голоса собеседника, а вот как показать его с помощью движения? Чтобы понять, как твое тело движется, как в нем отражаются твои чувства, нужна практика, частые репетиции и наблюдение за собой. Главное требование — это чуткость и пластичность. Понимание своего тела и «дружба» с ним. А еще нужно не бояться открывать себя людям, вкладывать в движение свою энергетику. Если просто двигаться, не вкладывая в это душу, ничего не получится - зритель чувствует фальшь. 

Как создается спектакль? Сначала выбирается история. Прописываются опорные точки, цель, задачи и начинается работа над спектаклем. Важно прислушиваться к ощущениям: если от материала идут мурашки, значит, все на своем месте. Важную роль играет музыкальное сопровождение. Иногда музыка может поменяеть всю постановку. Еще очень  важно обрезать все лишнее, чтобы не отвлекало от главного. Так в спектакле остаются самые яркие моменты.

Как смотреть пластические спектакли театра теней? Пластические спектакли не стоит воспринимать, как обычные, здесь зрителю ничего не скажут и не покажут в лоб. Расслабьтесь и просто погрузитесь в происходящее. Чувствами вы поймете гораздо больше, чем разумом.

В ходе реализации инновационной деятельности по патриотическому воспитанию, которая ведется у нас в саду, был разработан проект «Славе не меркнуть. Традициям жить».  Работа проекта направленна на общую совместную деятельность ребенка, педагога, семьи и способствует созданию единого воспитательного пространства,  а также предметно пространственной развивающей среды.

Паспорт проекта

Срок:   2023 - 2026г (долгосрочный)

Проект по содержанию – интегрированный (познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) рассчитан на детей 4-7 лет.

Участники проекта:  дети, воспитатели, родители, педагоги.

Материально - техническое обеспечение:  ширма, экран, свет, аудиозаписи музыки, ПК, проектор, презентация, методическая литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине.

Цель: - разностороннее развитие способностей детей дошкольного возраста и повышение у них нравственно - патриотических чувств по средством театрализованной деятельности.

Чтобы реализовать цель проекта, были поставлены следующие задачи:

  • воспитывать нравственные ценности, стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательную деятельность;
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение истории, традиций, государственной символики России.
  • формировать чувство любви к родному краю, к своей Родине.
  • формировать у дошкольников интерес к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, различными видами театра)
  • создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (совместные спектакли с родителями воспитанников)

Предполагаемые результаты:

В результате работы по развитию нравственно – патриотического воспитания по средством театрализованной деятельности у детей:

  • улучшаться личностные качества, дружеские и партнерские взаимоотношения, любовь и уважение друг к другу. Появится возможность выдумывать и фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы.
  • возрастут  нравственно – патриотические чувства к семье, родному краю, Родине.

Театрализованная деятельность – это сложный вид деятельности, который требует большой и тщательной подготовки. В ходе работы над проектом было принято решение поделить проект  на блоки (по квартально). Каждый блок содержит  в себе различные формы и методы работы  и заканчивается одной, обобщающей  все темы блока - театрализованной постановкой.

Методы:

Наглядные – просмотр презентаций и видео, рассматривание иллюстраций и лэпбуков;

Словесные - беседы, чтение  и заучивание литературных произведений с акцентированием внимания детей (на основе наводящих вопросов педагога);

Практические - игры (народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

Одним из инновационных методов   применяющее в данной проектной деятельности  это - пластический  театр теней.

Формы:

- занятия

- досуги (праздники, утренники)

- мастер классы (для родителей и педагогов)

- экскурсии

- выставки (поделки, рисунки)

- родительские собрания

- анкетирования

- конкурсы.

Работа с родителями. Участие в нашем театре теней с удовольствием принимают и родители. Родители помогли,  сделали нам теневые силуэты персонажей к различным  сказкам. Благодаря им  у нас в центре театрализации появились книги готовых штампов, которые они сделали своими руками. Те самые «Книги загадки!» Ш. Перро «Красная шапочка» и по русской народной сказке «Колобок». Участие в конкурсах различных уровней. Шегушева Теона стала победителем Республиканского и призером Всероссийского конкурса рисунков «Они тоже сражались за Родину!» Родители  удовольствием принимают участие в различных  патриотических акциях. Развитие патриотических чувств, безусловно,  закладывается в семье, но к сожалению, условий сегодня  и всегда для этого очень мало. Тяжелая работа, загруженный график  у родителей. Основная роль в воспитании ребенка,  лежит, конечно  на мамах. В основном с мамой у ребенка складываются доверительные отношения. На материнские плечи ложится ответственность  воспитать детей в теплой дружеской, доверительной обстановке, где любят и уважают родителей. Почитают старших, помнят и чтят не только семейные традиции, но и традиции своей страны. С целью увеличить такие чувства как любовь, уважение к матери и семье, мы с ребятами подготовили большое мероприятие, посвященное «дню матери». Все мамы приняли активное участие в театрализованной деятельности - «эксперементе». Мамы с наблюдателей за процессом  перешли к активным игровым действиям. Дети должны были расколдовать своих мам,  которые были заколдованы злой колдуньей. Отгадать свою маму по силуэту, движениям, отличительным внешним чертам было не просто. Разрешите продемонстрировать отрывок с мероприятия  «Моя мама лучше всех»…… Сюрприз удался и для детей и для родителей. После чего мы получили еще больше одобрений  нашей деятельности в сфере театра теней. Родители всегда помогают в изготовлении атрибутов и костюмов для наших спектаклей.

Материал для театральных постановок  подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников,  принимая во внимание интерес детей и их родителей,  а так же с учетом календарно - тематического планирования и мер САНпина.

Продуктом проектной деятельности является - предметно пространственно -  развивающееся  среда  и театрализованные  постановки.  В ходе комплексных мероприятий  и системы работы по патриотическому воспитанию у детей формируются все необходимые чувства и качества, знания и умения, которые мы поставили себе в целях и задачах

Разрешите еще продемонстрировать отрывок с мероприятия, ко дню Великой победы «Мы помним, мы гордимся!».

Театрализованную постановку «Мы помним! Мы гордимся! » посмотрели все участники проекта, что позволило обобщить знания и умения, полученные в ходе его реализации, а так же осознать и закрепить цель данного проекта, которую считаю достигнутой.

Вывод:  Детский возраст – это возраст пытливого ума и ярких впечатлений. Мы сейчас имеем большую потенциальную  возможность  сформировать у дошкольников гражданские и патриотические качества и чувства. Которые будут питать жизненные силы человека, окрашивает его поступки, влиять на его дальнейшее мировоззрение.  Наша задача как педагогов, передать всю мудрость народа,  не растерять, а сохранить и приумножить, вложить не в голову, а в душу, ведь патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца».

Литература:

  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Славе Кубани не меркнуть, традициям – жить!»

ПЛАНмероприятий месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы...

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Отчёт работы по самообразованию в старшей группе «Сказка» «Формирование нравственно – патриотических представлений детей средствами театрализованной деятельности»

Свою работу по проведению недели «Театр для дошкольников» проводили согласно плану, цели, задачам.Обогатили игровую среду в группе по театральной деятельности с детьми:изготовили театральн...

Патриотический проект "Славе- не меркнуть, традициям - жить!"

   Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Проект"Славе - не меркнуть, традициям - жить!" призван способствоват...