«Исконные символы России. Платок и кокошник»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по воспитательной работе
модуль «Мы -маленькие россияне»
тема: «Исконные символы России. Платок и кокошник»
Подготовила Колыхалова И.С.
«Исконные символы России. Платок и кокошник»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи: приобщить детей к русской культуре. Познакомить детей с деталью женской одежды – платком. Дать представление об истории возникновения русского платка.
Познакомить с русским национальным головным убором - кокошником; продолжать учить составлять композицию на готовой заготовке; составлять узор; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.
Воспитывать патриотические чувства и любовь к родной стране. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа. Воспитывать интерес к русской народной культуре, творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей.
Активизировать словарь.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте песню: «Край родной» муз. и слова Гомоновой.
Не только песнями славилась наша земля, но и чудо-мастерами и их золотыми руками. Это они прославили Россию знаменитыми во всем мире сувенирами русскими матрешками, глиняной игрушкой, расписной посудой, и русскими музыкальными инструментами.
- Ребята, в нашем сундучке спряталась еще одна интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
- Это предмет одежды. Кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это?
Дети: (ответы).
Воспитатель: правильно.
Издавна на Руси все платки любили,
Ну а Русские платки - среди лучших были.
Не платок, а словно сад – розы и тюльпаны,
И цветочек каждый рад подружиться с нами.
Сколько зелени в платках, что трава весною,
По кайме идут цветы дружной чередою.
Завитушки, розы тут и цветы рябины,
А подумать на платке уголок родимый.
Платок для женщины был обязательной частью гардероба. Раньше всегда требовали, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали – выйти простоволосой, значит – без платка, не то, что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым. А «окосматить» женщину, то есть сорвать головной убор, было тяжелой обидой и даже преступлением. Платки носили и царицы, и крестьянки. Они хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение.
-А на какой части тела можно носить платок?
Дети: (ответы).
Воспитатель: правильно! А теперь, давайте встанем в круг и поиграем в игру «НАШ ПЛАТОЧЕК ГОЛУБОЙ»
Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произносят слова игры. У кого платок окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
Воспитатель: Молодцы ребята! Понравилось вам игра?
Дети: (ответы).
Воспитатель: сегодня мы собрались все вместе, чтобы беседы сказывать, да платки русские показывать. Приглашаю вас подойти к столу и собрать картинки русских платков!
Воспитатель: Все ребята хорошо справились с заданием!
Посмотри, как хороша,
Это девица душа
Сидит кокошник горделиво,
Барышня, как ты красива!
Воспитатель: какая интересная девочка. И одета чудно. А что за наряд на девочке.
Дети: (ответы).
Воспитатель: спросим, как ее зовут.
Кто – то из детей спрашивает куклу
Воспитатель: сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, как ее зовут.
В русских сказках я живу
Очень умною слыву
В странах всяких, городах
В королевствах, во дворцах.
Как меня звать, величать?
Ответы детей (Василиса Премудрая).
Воспитатель: А теперь Василиса хочет загадать вам свои загадки. Давайте отгадаем их:
Головной убор крестьяне, выбирали себе сами.
И работать и гулять, что же нужно повязать?
Собираем в узелок из материи …… (Платок).
Что за головной убор мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком,
С рубашкой любят надевать……. Фуражку!
Воспитатель: Ребята, а как называется головной убор у Василисы?
Дети: (ответы).
Воспитатель (презентация): Символ русского традиционного костюма – это кокошник. Это старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы. Кокошники изготавливали на твердой основе, затем обшивали дорогой тканью. После этого, украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных и драгоценных камней и стекол. Этот головной убор изготавливался мастерицами – «кокошницами». Кокошники предназначались для праздников, все невесты на свадьбах надевали их.
А еще - ни одна русская сказочная царевна не обходилась без кокошника. Попробуйте узнать их и верно назвать сказку. Фрагменты картин, иллюстраций к сказкам:
1.Сказка о царе Салтане (Царевна Лебедь)
2. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (Мертвая царевна)
3.Три Богатыря. Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Забава Путятишна)
4.Царевна Лягушка
5. Царевна (Варвара- Краса)
6. Снегурочка
7. Сестрица Аленушка и братец Иванушка (Аленушка)
Дети: (ответы).
Воспитатель: А сейчас предлагаю девочкам тоже стать царевнами и примерить кокошник. (виртуальная программа кокошник)
Воспитатель: А теперь я предлагаю сделать кокошник самим и приглашаю в нашу мастерскую!
Для начала наши ручки надо разогреть. Девушки в старину вышивали свои кокошники узорами. Вот и мы поиграем в игру «ниточка-иголочка» (пальчиковая игра). Дети имитируют движения иголки и нитки правой рукой, а левая «держит» ткань или пяльца (все воображаемо)
Василиса говорит:
Давайте, попробуем с девочками.
Шила-шила, вышивала, (шьют)
Я кокошник расшивала (показывают, соединив ладони над головой, кокошник)
Буду я красавицей (Дети трут щеки)
Чтобы всем понравиться ( правую ручку прижимают пальчиком к щечке, левая под ней ровно, улыбаются)
А теперь попробуем с мальчиками
Шил- шил вышивал (шьют)
Я кокошник расшивал. (показывают, соединив ладони над головой, кокошник)
Мамочке, красавице, (Показывают двумя ладошками на родителей)
Очень он понравится (хлопают)
Воспитатель: ну вот, наши ручки и разогрелись. Пора и им работу задать.
Давайте посмотрим, чем украшен кокошник.
Дети: (ответы).
Воспитатель: у меня есть заготовки кокошников и разные украшения для них. Сегодня мы с вами будем украшать кокошник. Выложим узор на кокошнике.
Практическая работа. Индивидуальная помощь. Изготовление кокошников.
Воспитатель: Все молодцы, работали замечательно! У вас получились очень красивые кокошники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию «Исконные символы России»
Конспект образовательной деятельностипо гражданско-правовому воспитанию«Исконные символы России»для детей группы общеразвивающей направленностиот 6 до 7 летОбразовательная область: познава...

Матрёшка - русская красавица, не просто народная игрушка, она хранительница исконно - русской культуры и символ России.
Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка.Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познават...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России".
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа. Беседа поможет закрепить знания...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России".
Автор: Беляева Ольга Борисовна воспитатель высшей категории ГБДОУ №100 Невского района.Описание: Беседа с детьми дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с т...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Исконные символы России»
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа. Беседа поможет закрепить знания детей о си...
Беседа: «Исконные символы России»
Беседа: «Исконные символы России»...
