«Исконные символы России. Платок и кокошник»
план-конспект занятия (старшая группа)

Колыхалова Ирина Сергеевна
«Исконные символы России. Платок и кокошник» Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры. Задачи: приобщить детей к русской культуре. Познакомить детей с деталью женской одежды – платком. Дать представление об истории возникновения русского платка. Познакомить с русским национальным головным убором - кокошником; продолжать учить составлять композицию на готовой заготовке; составлять узор; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родной стране. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа. Воспитывать интерес к русской народной культуре, творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей. Активизировать словарь. Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по воспитательной работе

модуль «Мы -маленькие россияне»

 тема: «Исконные символы России. Платок и кокошник»

Подготовила Колыхалова И.С.

 «Исконные символы России. Платок и кокошник»

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: приобщить детей к русской культуре. Познакомить детей с деталью женской одежды – платком. Дать представление об истории возникновения русского платка.

Познакомить с русским национальным головным убором - кокошником; продолжать учить составлять композицию на готовой заготовке; составлять узор; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.

Воспитывать патриотические чувства и любовь к родной стране. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа. Воспитывать интерес к русской народной культуре, творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей. 

Активизировать словарь.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте песню: «Край родной» муз. и слова Гомоновой.
Не только песнями славилась наша земля, но и чудо-мастерами и их золотыми руками. Это они прославили Россию знаменитыми во всем мире сувенирами русскими матрешками, глиняной игрушкой, расписной посудой, и русскими музыкальными инструментами.

- Ребята, в нашем сундучке спряталась еще одна интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

 - Это предмет одежды. Кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это?

Дети: (ответы).

Воспитатель: правильно.

Издавна на Руси все платки любили,
Ну а Русские платки - среди лучших были.
Не платок, а словно сад – розы и тюльпаны,
И цветочек каждый рад подружиться с нами.
Сколько зелени в платках, что трава весною,
По кайме идут цветы дружной чередою.
Завитушки, розы тут и цветы рябины,
А подумать на платке уголок родимый.
Платок для женщины был обязательной частью гардероба. Раньше всегда требовали, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали – выйти простоволосой, значит – без платка, не то, что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым. А «окосматить» женщину, то есть сорвать головной убор, было тяжелой обидой и даже преступлением. Платки носили и царицы, и крестьянки. Они хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение.

-А на какой части тела можно носить платок?

Дети: (ответы).

Воспитатель: правильно!  А теперь, давайте встанем в круг и поиграем в игру «НАШ ПЛАТОЧЕК ГОЛУБОЙ»

Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произносят слова игры. У кого платок окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.

                                          Наш платочек голубой,

                                          Поиграть хотим с тобой.

                                         Ты беги, платок по кругу,

                                          Выбирай скорее друга!

                                          Покружись, попляши

                                            И платочек покажи!

Воспитатель: Молодцы ребята! Понравилось вам игра?

Дети: (ответы).

Воспитатель: сегодня мы собрались все вместе, чтобы беседы сказывать, да платки русские показывать. Приглашаю вас подойти к столу и собрать картинки русских платков!

Воспитатель: Все ребята хорошо справились с заданием!

Посмотри, как хороша,

Это девица душа

Сидит кокошник горделиво,

Барышня, как ты красива!

Воспитатель: какая интересная девочка. И одета чудно. А что за наряд на девочке.

Дети: (ответы).

Воспитатель: спросим, как ее зовут.

Кто – то из детей спрашивает куклу

Воспитатель: сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, как ее зовут.

В русских сказках я живу

Очень умною слыву

В странах всяких, городах

В королевствах, во дворцах.

Как меня звать, величать?

Ответы детей (Василиса Премудрая).

Воспитатель: А теперь Василиса хочет загадать вам свои загадки. Давайте отгадаем их:

Головной убор крестьяне, выбирали себе сами.

И работать и гулять, что же нужно повязать?

Собираем в узелок из материи …… (Платок).

Что за головной убор мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком,

С рубашкой любят надевать……. Фуражку! 

Воспитатель: Ребята, а как называется головной убор у Василисы?

Дети: (ответы).

Воспитатель (презентация): Символ русского традиционного костюма – это кокошник. Это старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы. Кокошники изготавливали на твердой основе, затем обшивали дорогой тканью. После этого, украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных и драгоценных камней и стекол. Этот головной убор изготавливался мастерицами – «кокошницами». Кокошники предназначались для праздников, все невесты на свадьбах надевали их.

А еще - ни одна русская сказочная царевна не обходилась без кокошника. Попробуйте узнать их и верно назвать сказку. Фрагменты картин, иллюстраций к сказкам:

1.Сказка о царе Салтане (Царевна Лебедь)

2. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (Мертвая царевна)

3.Три Богатыря. Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Забава Путятишна)

4.Царевна Лягушка

5. Царевна (Варвара- Краса)

6. Снегурочка

7. Сестрица Аленушка и братец Иванушка (Аленушка)

Дети: (ответы).

Воспитатель: А сейчас предлагаю девочкам тоже стать царевнами и примерить кокошник. (виртуальная программа кокошник)

Воспитатель: А теперь я предлагаю сделать кокошник самим и приглашаю в нашу мастерскую!

Для начала наши ручки надо разогреть. Девушки в старину вышивали свои кокошники узорами. Вот и мы поиграем в игру «ниточка-иголочка» (пальчиковая игра). Дети имитируют движения иголки и нитки правой рукой, а левая «держит» ткань или пяльца (все воображаемо)

Василиса говорит:

Давайте, попробуем с девочками.

Шила-шила, вышивала, (шьют)

Я кокошник расшивала (показывают, соединив ладони над головой, кокошник)

Буду я красавицей (Дети трут щеки)

Чтобы всем понравиться ( правую ручку прижимают пальчиком к щечке, левая под ней ровно, улыбаются)

А теперь попробуем с мальчиками

Шил- шил вышивал (шьют)

Я кокошник расшивал. (показывают, соединив ладони над головой, кокошник)

Мамочке, красавице, (Показывают двумя ладошками на родителей)

Очень он понравится (хлопают)

Воспитатель: ну вот, наши ручки и разогрелись. Пора и им работу задать.

Давайте посмотрим, чем украшен кокошник.

Дети: (ответы).

Воспитатель: у меня есть заготовки кокошников и разные украшения для них. Сегодня мы с вами будем украшать кокошник. Выложим узор на кокошнике.

Практическая работа. Индивидуальная помощь. Изготовление кокошников.

Воспитатель: Все молодцы, работали замечательно! У вас получились очень красивые кокошники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию «Исконные символы России»

Конспект образовательной деятельностипо гражданско-правовому воспитанию«Исконные символы России»для детей группы общеразвивающей направленностиот 6 до 7 летОбразовательная область: познава...

Матрёшка - русская красавица, не просто народная игрушка, она хранительница исконно - русской культуры и символ России.

Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка.Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познават...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России".

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа. Беседа поможет закрепить знания...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России".

Автор: Беляева Ольга Борисовна воспитатель высшей категории ГБДОУ №100 Невского района.Описание: Беседа с детьми дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с т...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Исконные символы России»

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа. Беседа поможет закрепить знания детей о си...

Беседа: «Исконные символы России»

Беседа: «Исконные символы России»...