Конспект образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию «Исконные символы России»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Логина Татьяна Викторовна

Конспект образовательной деятельности

по гражданско-правовому воспитанию

«Исконные символы России»

для детей группы общеразвивающей направленности

от 6 до 7 лет

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция областей: речевое, физическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskonnye_simvoly_rossii.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по гражданско-правовому воспитанию

«Исконные символы России»

для детей группы общеразвивающей направленности

от 6 до 7 лет

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция областей: речевое, физическое развитие

Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к русской культуре.
Задачи: 
1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
2. Формировать нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа
3. Закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности. 

  1. Развивать двигательную активность.

Оборудование: матрешка, балалайка, самовар, музыкальный центр.

Словарь: русские символы, матрешка, балалайка, самовар 

Предварительная работа:

Рассматривание книг о символах России.

Ход образовательно деятельности:

Воспитатель: Посмотрите вокруг, что нового появилось сегодня в нашей группе? Дети, замечают на стене карту России?

Да у нас появилась карта, давайте подойдем поближе и рассмотрим ее.

Какая страна изображена на этой карте?

Дети читают Россия.

А что это за страна?

Это наша Родина.

А что такое Родина? (Родина — это мой дом, город в котором я живу) 
— Верно. Родина — это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина — это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это — твоя страна. 

Воспитатель:

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной,

Ты не найдёшь на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

В.Степанов

Как можно сказать про нашу страну, какая она?

Дети подбирают признаки к слову «страна».

 (Любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, весёлая, грустная и т. д.)

Россия страна необыкновенная, Дети путешествуют по карте)  когда на Дальнем Востоке встаёт солнце, начинается утро, на Западе ещё вечер. На Юге тепло и цветут сады, а на Севере трещат морозы и лежит снег. Каждая область России замечательна своей природой, своей народной культурой, художественными промыслами, трудом и достижениями людей.

- Скажите, пожалуйста, а как называют жителей нашей страны - России? (Россияне)

В России живут люди разных национальностей – русские, чуваши, татары, башкиры, якуты. Все они и мы с вами – россияне, мы граждане России, нас много, мы разные, но у нас у всех одна Родина. Это нас объединяет.

А какое дерево славит Россию своей царственной красотой? (Береза) 
— Верно. И стояли священные березовые рощи по Руси убранные, ухоженные, в благодарность людей за их красоту. 
— Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (за красоту, за доброту) 
— Верно. За красоту, за доброту, за березовый сок, дающий бодрость и силу, за бересту, давшую знания, за березовые почки и веники, сохраняющие здоровье.  
— А весной березу наряжали, как невесту и водили вокруг нее хороводы. 
— Посмотрите, какие у меня красивые ленточки, давайте с вами нарядим нашу березку.
— Что вам нравится в березке? (Красивая, нарядная, стройная) 

 
У красы березки платье серебрится
У красы березки зелены косицы
Предлагаю детям в круг всем встать,
У березки станцевать. 
Звучит песня про березку. Дети выполняют движения по образцу. 
Ребята, русская красавица береза — это краса и гордость России это ее главный символ.

Но есть в нашей стране и другие символы, о которых знают все жители планеты. И увидев которые все понимают – это Россия.

Предлагаю вам отправится в путешествие по музею России. Хотите?

Подходим к первому экспонату. Он закрыт платком, ноя я думаю, вы догадаетесь, что это, отгадав загадку.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука 
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ……… ( Матрёшка)

Воспитатель поднимает платок, под которым стоит матрешка.

Что это? Да, это матрешка, которая названа в честь старинного русского имени Матрёна — это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более штук. Состоят они из двух частей — верхней и нижней.
      Матрёшка - это русская красавица покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Она - хранительница исконной русской культуры. Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет в начале 1890-х годов. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин.

А теперь переходим к следующему экспонату. Отгадайте, что это?

Деревяшка, три струны,

Натянутых и тонких.
Вы узнать её должны!
Поёт ну, очень звонко.
Поскорее угадай-ка.
Что же это? – ( Балалайка)

Балалайка – это музыкальный инструмент, который придумал и сделал русский народ. Балалайку делают из дерева. Балалайка похожа на треугольник. На балалайке три струны. Чтобы на ней играть, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам. 
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называют человека играющего на балалайке? (Ответы детей) Правильный ответ: балалаечником.

А сейчас давайте послушаем балалайку и под нее станцуем русский танец.

(Звучит мелодия дети выполняют движения без показа)

Переходим к следующему символу России, который любят и почитают на Руси с давних пор. 
Загадка:
Он округлый, но не шар,
Медный — не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнили не даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром!) 

Самовар  является символом русского быта. Самовар — это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Название произошло от слов "Сам варит". Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились самовары керосиновые и электрические. 

Самовар – исконно русское изобретение. Первые самовар появился в 1778 году в городе Тула. Мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. 
Ребята, у кого дома есть самовар? (Ответы)
Самовар – является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и рабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром люди с давних времён выхваляли самовар в народных пословицах. 
Выходят 3 ребенка и рассказывают русско-народные пословицы:
«Печка-матушка, да самовар-батюшка» 
«Самовар кипит - уходить не велит»
«Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое».

Сейчас я предлагаю вам попить чаю из русского самовара, и вспомнить о каких же исконно русских символах мы сегодня узнали. Дети рассказывают о том, что запомнилось им больше всего.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематической образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Государственные символы России»

Программные задачи  Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.  Формировать элементарные представления о проис...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Символы нашей Родины - России» в старшей группе

Пояснительная запискак непосредственной образовательной деятельностипознавательное развитие(Познаю мир)« Символы нашей Родины - России»  Воспитатель: СанниковаЕлена Витальевна...

конспект организованной образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Воспитывать гордость и уважение к Государственной символике России;познакомить детей с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о прохождении и функции герба Росс...

Конспект образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию «Мой любимый Тамбов»

При проведении занятия осуществляется формирование чувства патриотизма, любви к родному городу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина….!» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо гражданско-патриотическому  воспитаниюдетей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование  патриотических качеств личност...

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша родина Россия» Подготовительная группа

Конспект образовательной деятельностипо нравственно-патриотическому воспитанию«Наша родина Россия»Подготовительная группа...