Консультация для педагогов «Читательская грамотность. Азбука общения»
консультация

Заварыкина Альбина Алексеевна

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chit_gramotnost.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек»
(МБДОУ детский сад «Огонек»)

Консультация для педагогов

«Читательская грамотность. Азбука общения»

Учитель-логопед

Заварыкина А.А.

Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Сегодня многие родители не читают своим детям книги. Проблема, в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга перестала быть спутником детства. Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений. Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению. Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Что же означает выражение «читательская грамотность»?

Читательская грамотность – это понимание, использование, оценка текстов, размышление над информацией и взаимодействие с текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОО сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

•                     пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

•                     активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Система работы по формированию интереса и потребности в чтении у детей включает в себя:

·  создание развивающей предметно-пространственной среды (в группе оформление центров по развитию речи, уголка чтения, мини-библиотеки, театрального уголка);

·  организация ежедневного чтения художественной литературы (сказок, рассказов, стихов, былин);

·  самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;

·  непосредственно образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми;

· свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы;

·  использование художественного слова во время наблюдений в природе, экскурсий, режимных моментов;

· литературные вечера, литературные викторины, досуги, выставки детских рисунков по прочитанным произведениям;

·  мастерская по ремонту книг;

·  изготовление дидактических игр и пособий;

·   работа с родителями.

 Алгоритм формирования читательской грамотности:

·        Выбор произведения, подготовка к анализу

·        Разбор произведения

·        Подготовка к восприятию текста

·        Беседа –диалог педагога с ребенком

·        Рассматривание иллюстрации

·        Совместная игровая деятельность по мотивам произведения.

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:

·  чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

·   прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;

·  беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;

·  чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;

·  разучивание стихотворений;

·  чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;

·  проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

· самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира.

 Чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

В книжном уголке присутствуют разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы.

Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия нужны высокохудожественные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.

Разнообразное и яркое оснащение уголка театрализованной деятельности разными видами театров поможет детям самостоятельно воспроизводить полюбившиеся эпизоды сказок, рассказов, стихотворений.

Для драматизации литературных произведений нужны элементы костюмов сказочных героев, маски.

Чтобы дети могли различать литературные жанры нужны дидактические игры, например, такие как «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.

Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору целесообразно в группе иметь музыкальный центр с различными музыкальными дисками или флешками, сборниками русских народных аудиосказок, а в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки.

Периодически в группе должны организовываться выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная, например, сказки Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например: В. В. Сутеевым, Е. И. Чарушиным; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки и др.

Также каждая тема недели должна быть отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях.

В беседах с родителями необходимо обращать внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений, как нельзя лучше, подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

-  эмоциональную отзывчивость;

-  активность и объективность читательского воображения;

-  умение пересказывать;

-  аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);

-  осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.

Рекомендации педагогам по формированию читательской грамотности у дошкольников:
– необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;
– в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;
– содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;
– следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей.

Как создать базу для читательской грамотности?!

Согласитесь, есть некоторая разница между умением читать и умением читать вдумчиво. Так же, как между умением писать и умением грамотно писать. Мы, взрослые, ежедневно сталкиваемся с огромными объемами информации, которую приходится анализировать, классифицировать. Погружаться в содержание текстов становится все сложнее. Дети находятся в точно такой же ситуации, и в будущем инфопоток будет только расти. На фоне этого в последние годы широкое распространение получил термин «смысловое чтение». Однако чтение без осмысления — это в принципе оксюморон, так не бывает. Любое обучение чтению должно быть сопряжено с пониманием смыслов.

Когда же начинать обучать ребенка чтению и письму: перед школой, или же оставить это педагогам начальных классов?

Специалисты утверждают, что на вопрос нет однозначного ответа. Есть такие факторы как особенности самого ребенка и особенности группы, в которой он занимался до школы. Бытует убеждение, что ребенок, пришедший в первый класс с умением читать, будет успешнее детей, которые читать не умеют. Безусловно, поначалу во многих аспектах ему будет легче. Ну а дальше ситуация развернется в зависимости оттого, как именно проходило дошкольное образование.

Сегодня существует множество методик раннего обучения чтению и письму. При этом некоторые из них направлены на сиюминутный результат: продемонстрировать родителям появление у ребенка требуемого навыка. Но что будет дальше? Как будет развиваться читательская и орфографическая грамотность? Требуется надежный фундамент.

«Пока не сформируем предпосылки, полноценное обучение чтению не начнется».

Предпосылки включают: слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственные представления, связную речь, развитую моторику, умение работать с множеством предметов и классифицировать их.

Диагностика: действия ребенка, означающие, что он готов к обучению чтению и письму

  • Выделяет в словах и стихотворениях звук, который там часто встречается.
  • Подбирает слова по заданному фонематическому признаку (Назови слова на «с», назови слова на «а»).
  • Моделирует слова из 3-5 звуков и делает их звуковой анализ.
  • Меняет звуковой состав слова, заменяет звуки (Попробуй заменить в слове «мак» первый звук на «р» — что получится?)
  • Подбирает противоположные и близкие по значению слова.
  • Описывает предметы, подбирая определения качеств и свойств.
  • Составляет небольшой рассказ на актуальную для себя тему.
  • Составляет рассказ по картинкам, серии сюжетных картинок.
  • Включается в коллективную беседу, задает вопросы.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

«Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?»
С.Михалков

Слайд 1

  • Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!
  • «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». 

Слайд 2

  • Книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира
  • Чтение развивает память, мышление,  речь. А развитие речи - важное условие подготовки к обучению в школе.
  • Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

Слайд 3

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

  • пассивного, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые.
  • активного, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Слайд 4

Различаются два типа детей:

  • Аудиалы – воспринимают художественный текст на слух даже раньше, чем проявляют интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты (сказки Чуковского, стихи и поэмы Пушкина), рассказываемые им наизусть. Книга сперва заинтересовывает этих детей - как предмет, как игрушка, которую можно, складывать и раскладывать, однако ребенок не стремится рассматривать иллюстрации.
  • Визуалы - для восприятия текста поначалу нужна визуальная, материальная опора - книга. Ребенок - «визуал» с удовольствием знакомится и с традиционными играми-потешками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая..») - без книг, на слух: здесь играет роль то, что эти тексты сопровождаются некой визуальной, материальной опорой - совместными жестами взрослого и ребенка.

Слайд 5

Чтобы увлечь ребёнка книгой, важно знать особенности восприятия книги в разном возрасте: 

  • Книга интересна детям с 5-7 месяцев. Малыш, впервые знакомясь с книгой, рвёт, мнёт, грызёт, сосёт её.
  • К 1му году жизни книга становится любимой игрушкой. Теперь малыша лучше знакомить с сенсорными книгами.  (Со звуком, шерсткой  на странице, подвижными глазками героев).      
  • к 1,5годам он не только слушает сказки, потешки и другие художественные произведения, но ещё и производит мыслительную операцию, постепенно, от одного действия к другому. Можно предлагать тематические книги про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц, так же это могут быть и разрезные картинки. Можно предложить - разглядывание фотоальбомов с семейными фотографиями, сопровождаемое комментариями ребенка.
  • К 2 годам Произведения должны быть разнообразны: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведении и т.д. Дети нередко помнят много стихов, не всегда целиком, и вставляют подходящие рифмы при чтении. У многих происходит пассивное выучивание текста. В сказках и рассказах сперва запоминаются или отдельные герои (колобок, персонажи «Теремка» и т.п.), или повторяющиеся слова (отворитеся, по вымечку - из сказки "Волк и козлята"), пусть и непонятные ребенку.
  • Только к 3 годам дети начинают различать изображение и предмет. Теперь важно  текст, иллюстрации, переплет, формат, бумага, шрифт, даже место чтения и "исполнитель" важны. В лексиконе ребенка начинают появляться жесты и слова, источником которых являются текст и иллюстрации книги.

Слайд 6

Игровые приемы младший возраст

  • Нужно включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?».      

              Маша варежку надела.
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!....

  •   Перед сном можно прочитать стихотворение:

Маленькие заиньки захотели баиньки.

Захотели баиньки, потому, что маленьки.

  • Быстро запоминаются стихи, которые имеют применение в их жизни: считалки, дразнилки, заклички, кричалки и другие жанры.

Самолет, самолет, отвези меня в полет,

А в полете пусто выросла капуста.

Слайд 7

При чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова… можно использовать:

  • Поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение:

Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное …!

 Муха по полю …,
Муха денежку ….

 Пошла Муха …
И купила …:

  • «Веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза:

 Кто как кричит

 Кур стерегу,  …Ку-ка-ре-ку!
Снеслась в кустах, … Кудах-тах-тах!
Воды попить, … Пить, пить, пить!
Пугаю кур, …Мурр-мурр…

  • Выразительное чтение вслух.  Приучает к внимательному слушанию текста,  способствует созданию у ребёнка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать его  (предпочтение надо отдавать иллюстрированным изданиям).

Слайд 8

Дидактические игры старший дошкольный возраст повышающие интерес к литературе.

Сочиняем сказу.

Слайд 9

«Что сначала, что потом».

Слайд 10

  • «Герои заблудились» (Раздать двум командам картинки к 2м сказкам. Дети выстраиваются в нужной последовательности)

Слайд 11

  • «Письмо от Мышки» 

Цель: развитие умения детей рассказывать по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.

Ход игры: Воспитатель говорит, что Колобок получил от Мышки  письмо в картинках. Нужно помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.

Слайд 12

  • «Незнайкины предложения» 

Цель: совершенствование умений анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой, работа над пониманием текса.

Послушать предложения и найти смысловую ошибку:

Слайд 13

«Собери вагончики»      

Слайд 14

«Рассказы с картинками»
Повышение интереса к литературе, развитие навыка согласования слов, автоматизация звуков.

Слайд 15

  • Рисуем иллюстрации к прочитанному произведению (создать свою книжку).
  • Игры с подбором рифм к названным словам

Слайд 16

  • Работа по драматизации (перевоплотиться в героев,  спеть песню от лица лисы…).
  •  Рассказать сказку от лица Зайки из «Заюшкиной избушки»

Слайд 17

  • Одна команда придумывает начало сказки, а другая продолжает ее.

Слайд 18

  • Метод моделирования (начиная с младшего возраста) - можно использовать геометрические фигуры.

К каждому персонажу подобрать геометрическую фигуру подходящего цвета, колобок – маленький круг, медведь – коричневый большой круг…

Позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках

Слайд 19

  • С детьми старшего возраста используются мнемотаблицы

Слайд 20

  • Мнемодорожки с изображенными рисунками-символами или ассоциациями, которые могут возникнуть при заучивании стихотворения (снижает утомляемость, облегчает и ускоряет процесс запоминания).

В лесу темно, все спят давно, одна сова не спит, на суку сидит, на нас глядит.

Слайд 21

  • сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений
  • недели русских народных сказок

 

  • сказок отдельных авторов
  • вечера чтения, выставки книг

Слайд 22

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать:

  • аналитическое умение (задавать вопросы к тексту, размышлять над прочитанным, понимать мотивировку событий, поступков героев);
  • умение адекватно воспринимать  устную и письменную речь;
  • умение пересказывать;

-  умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-   точно, правильно, логично излагать свою точку зрения;

- соблюдать в процессе коммуникации нормы устной речи

  • эмоциональную отзывчивость;
  • доверительное отношение со взрослыми, членами семьи проводящими время за совместным чтением.

Слайд 23

Литература:

  • Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика –синтез, 2007.
  • Кузьменкова Е, Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Дошкольное образование №4, 2005. Библиотека «Первое сентября».
  • Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  • Первова Г.М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007.
  • Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование №2, 2007. Библиотека «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Азбука общения с ребенком».

Консультация для родителей на тему: «Азбука общения с ребенком»....

Консультация для родителей «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»

Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, по...

Консультации для родителей детского сада "Азбука общения с ребенком"

Консультация для родителейАЗБУКА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМУрок первыйБезусловно, принимать ребенка - значит любить его, не за то, что он красивый, умный, способный и т.д., а просто так, просто за то, что он ...

Консультация для педагогов "Правила построения эффективного общения педагогов ДОУ с родителями"

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «мин...

Консультация для родителей (папка передвижка) Азбука общения с детьми

Консультация для родителей (папка передвижка) Азбука общения с детьми...

Презентация к консультации для педагогов «Читательская грамотность. Азбука общения»

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исче...

Консультация для педагогов «Правила построения эффективного общения педагогов ДОУ с родителями»

Правила построения эффективного общения педагогов ДОУ с родителями....