Презентация к консультации для педагогов «Читательская грамотность. Азбука общения»
презентация
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Мы дружны с печатным словом, Если б не было его Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего! Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг?» С.Михалков Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ? А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да! «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира Ч тение развивает память, мышление, речь. А развитие речи - важное условие подготовки к обучению в школе. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: пассивного , когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые. активного , когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Различаются два типа детей: Аудиалы – воспринимают художественный текст на слух даже раньше, чем проявляют интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты (сказки Чуковского, стихи и поэмы Пушкина), рассказываемые им наизусть. Книга сперва заинтересовывает этих детей - как предмет , как игрушка, которую можно, складывать и раскладывать, однако ребенок не стремится рассматривать иллюстрации . Визуалы - для восприятия текста поначалу нужна визуальная, материальная опора - книга. Ребенок - « визуал » с удовольствием знакомится и с традиционными играми-потешками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая..») - без книг, на слух: здесь играет роль то, что эти тексты сопровождаются некой визуальной, материальной опорой - совместными жестами взрослого и ребенка.
Чтобы увлечь ребёнка книгой, важно знать особенности восприятия книги в разном возрасте: Книга интересна детям с 5-7 месяцев . Малыш, впервые знакомясь с книгой, рвёт, мнёт, грызёт, сосёт её. К 1му году жизни книга становится любимой игрушкой. Теперь малыша лучше знакомить с сенсорными книгами. (Со звуком, шерсткой на странице, подвижными глазками героев). к 1,5годам он не только слушает сказки, потешки и другие художественные произведения, но ещё и производит мыслительную операцию, постепенно, от одного действия к другому. Можно предлагать тематические книги про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц, так же это могут быть и разрезные картинки. Можно предложить - разглядывание фотоальбомов с семейными фотографиями, сопровождаемое комментариями ребенка. К 2 годам Произведения должны быть разнообразны: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведении и т.д. Дети нередко помнят много стихов, не всегда целиком, и вставляют подходящие рифмы при чтении. У многих происходит пассивное выучивание текста. В сказках и рассказах сперва запоминаются или отдельные герои (колобок, персонажи «Теремка» и т.п.), или повторяющиеся слова ( отворитеся , по вымечку - из сказки "Волк и козлята"), пусть и непонятные ребенку. Только к 3 годам дети начинают различать изображение и предмет. Теперь важно текст, иллюстрации, переплет, формат, бумага, шрифт, даже место чтения и "исполнитель" важны. В лексиконе ребенка начинают появляться жесты и слова, источником которых являются текст и иллюстрации книги .
Игровые приемы младший возраст Нужно включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». Маша варежку надела. — Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал! Маша варежку сняла. — Поглядите-ка, нашла!.... Перед сном можно прочитать стихотворение: Маленькие заиньки захотели баиньки . Захотели баиньки , потому, что маленьки . Быстро запоминаются стихи, которые имеют применение в их жизни: считалки, дразнилки, заклички , кричалки и другие жанры. Самолет, самолет, отвези меня в полет, А в полете пусто выросла капуста.
При чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто , С. Михалкова… можно использовать: «Поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение: Муха, Муха — Цокотуха, Позолоченное …! Муха по полю …, Муха денежку …. Пошла Муха … И купила …: «Веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза: Кто как кричит Кур стерегу, …Ку-ка-ре-ку! Снеслась в кустах, … Кудах-тах-тах! Воды попить, … Пить, пить, пить! Пугаю кур, … Мурр-мурр … Выразительное чтение вслух. Приучает к внимательному слушанию текста, способствует созданию у ребёнка образных представлений , воздействует на эмоции и восприятие , помогает заинтересовать его (предпочтение надо отдавать иллюстрированным изданиям).
Дидактические игры старший дошкольный возраст повышающие интерес к литературе « Сочиняем сказку »
« Что сначала, что потом » ( В.Г.Сутеев ) 1. 2 .
« Герои заблудились » (Раздать двум командам картинки к 2м сказкам. Дети выстраиваются в нужной последовательности )
«Письмо от Мышки» Цель : развитие умения детей рассказывать по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение. Ход игры: Воспитатель говорит, что Колобок получил от Мышки письмо в картинках. Нужно помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.
« Незнайкины предложения» Цель: совершенствование умений анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой, работа над пониманием текса. Послушать предложения и найти смысловую ошибку:
«Собери вагончики»
«Рассказы с картинками» Повышение интереса к литературе, развитие навыка согласования слов, автоматизация звуков.
Рисуем иллюстрации к прочитанному произведению (создать свою книжку ). Игры с подбором рифм к названным словам
Работа по драматизации (перевоплотиться в героев, спеть песню от лица лисы…). Рассказать сказку от лица Зайки из « Заюшкиной избушки»
Одна команда придумывает начало сказки, а другая продолжает ее.
Метод моделирования (начиная с младшего возраста) - можно использовать геометрические фигуры. К каждому персонажу подобрать геометрическую фигуру подходящего цвета, колобок – маленький круг, медведь – коричневый большой круг … Позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках
С детьми старшего возраста используются мнемотаблицы
М немодорожки с изображенными рисунками-символами или ассоциациями, которые могут возникнуть при заучивании стихотворения (снижает утомляемость, облегчает и ускоряет процесс запоминания). В лесу темно, все спят давно, одна сова не спит, на суку сидит, на нас глядит.
сказочные пазлы , лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений недели русских народных сказок сказок отдельных авторов вечера чтения, выставки книг
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать: аналитическое умение (задавать вопросы к тексту, размышлять над прочитанным, понимать мотивировку событий, поступков героев); умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; умение пересказывать; - умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - точно, правильно, логично излагать свою точку зрения; - соблюдать в процессе коммуникации нормы устной речи эмоциональную отзывчивость; доверительное отношение со взрослыми, членами семьи проводящими время за совместным чтением.
Литература Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика –синтез, 2007. Кузьменкова Е, Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Дошкольное образование №4, 2005. Библиотека «Первое сентября». Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2008. Первова Г.М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007. Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование №2, 2007. Библиотека «Первое сентября».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Азбука общения с ребенком».
Консультация для родителей на тему: «Азбука общения с ребенком»....

Консультация для родителей «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»
Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, по...

Консультации для родителей детского сада "Азбука общения с ребенком"
Консультация для родителейАЗБУКА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМУрок первыйБезусловно, принимать ребенка - значит любить его, не за то, что он красивый, умный, способный и т.д., а просто так, просто за то, что он ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ оригинального проекта по формированию читательской грамотности https://disk.yandex.ru/i/HjvKReIHqRP61Q
оригинальный опыт формирования читательской грамотности посредством СМИ - местная газета "Заря", г. Ефремов...

Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»
Презентация к консультации для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...

Презентация для родителей "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Презентация для родителей "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"Проблема приобщения к чтению сегодня начинает актуально звучать уже с дошкольн...

Консультация для педагогов «Читательская грамотность. Азбука общения»
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исче...
