Возрастные особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста. Кризис 3 лет, как его преодолеть?
консультация (младшая группа)
Возрастные особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста. Кризис 3лет, как его преодолеть?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Клубный час»
Возрастные особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста. Кризис 3лет, как его преодолеть?
Консультация для родителей:
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Это период активного становления личности ребенка, бурного роста и развития. Именно в этом возрасте происходит переход от раннего детства к дошкольному.
Ведущая деятельность: Предметно-манипулятивная деятельность** постепенно переходит в **игровую**, которая становится ведущей. Игра пока еще простая, часто манипулятивная или рядом с другими детьми (параллельная игра), но уже появляются элементы сюжета и роли ("дочки-матери", "врач"). Ребенок учится действовать с предметами по их назначению, осваивает простейшие бытовые действия.
Физическое развитие: Активно развивается крупная моторика: ребенок увереннее ходит, бегает, прыгает на месте, осваивает лазание, бросание мяча. Улучшается координация движений. Мелкая моторика еще недостаточно развита, но ребенок уже может держать карандаш, ложку, пытаться одеваться.
Познавательное развитие:
Мышление: Наглядно-действенное и наглядно-образное. Ребенок мыслит, действуя с предметами или представляя простые образы. Устанавливает простые причинно-следственные связи.
Внимание: Неустойчивое, легко отвлекаемое. Ребенок может сосредоточиться на одном предмете/деятельности непродолжительное время (5-10 минут). Внимание непроизвольное (привлекает яркое, интересное).
Память: Непроизвольная. Лучше запоминает то, что вызвало сильные эмоции или связано с активными действиями. Объем памяти невелик.
Восприятие: Активное. Ребенок исследует свойства предметов (цвет, форма, размер, вкус, запах) путем проб и ошибок, манипуляций. Учится различать и называть основные цвета, формы (круг, квадрат, треугольник), понятия "один-много", "большой-маленький".
Речь: Резкий скачок в развитии речи. Словарный запас значительно увеличивается (к 4 годам может достигать 1500-2000 слов). Появляется фразовая речь, простые предложения, ребенок начинает использовать предлоги, союзы. Активно задает вопросы: "Что это?", "Кто это?". Речь становится основным средством общения.
Социально-коммуникативное развитие:
Эгоцентризм: Ребенок сосредоточен на себе, своих желаниях и потребностях. С трудом понимает чувства других.
Общение: Идет активное освоение норм и правил поведения в группе сверстников и со взрослыми. Общение со сверстниками преимущественно ситуативно-деловое (в процессе игры). Появляются первые признаки **кризиса 3 лет**.
Эмоции: Яркие, непосредственные, часто полярные (радость-гнев). Эмоциональные реакции бурные, неустойчивые, но быстро проходящие. Ребенок еще плохо управляет своими эмоциями.
Развитие самосознания: Формируется представление о себе как об отдельной личности. Появляется местоимение "Я". Это тесно связано с кризисом 3 лет.
Кризис 3 лет
Это нормальный и важный этап развития личности ребенка, связанный с формированием **самосознания** и осознанием себя как самостоятельного "Я". Классик психологии Л.С. Выготский описал **семь симптомов кризиса 3 лет**:
1. Негативизм Стремление делать *наоборот* тому, что просит взрослый, но не потому, что не хочет, а потому, что это просьба *взрослого*. Это реакция *на* взрослого, а не на содержание действия. Например, просишь надеть шапку – снимает, просишь снять – надевает.
2. Упрямство: Настаивание на своем требовании не потому, что оно очень нужно, а потому, что ребенок его *высказал*. Упрямство направлено на самого себя: "Я так сказал, и точка!". Например, хочет идти в красных сапогах, которые давно малы, и не переобувается, хотя в других удобнее.
3. Строптивость: Протест против всего привычного уклада жизни, установленных для ребенка норм и правил. Ребенок ведет себя так, как будто все
ему надоело. Более широкая реакция, чем негативизм, направленная не на конкретное действие, а на весь образ жизни, который был раньше.
4. Своеволие: Желание все делать самому. "Я сам!" – главный лозунг этого периода. Это позитивный симптом, свидетельствующий о росте самостоятельности. Ребенок хочет быть независимым от взрослого.
5. Протест-бунт: Частые конфликты с окружающими, ребенок ведет себя как будто постоянно с кем-то воюет.
6. Симптом обесценивания: Ребенок начинает обзывать любимые игрушки, ломать их; может грубо разговаривать с родителями или другими близкими людьми; обесценивает прежние привязанности.
7. Деспотизм (тирания): В семье, где есть другие дети, ребенок с симптомами кризиса может проявлять деспотизм по отношению к ним или даже родителям, заставляя их делать то, что он хочет (например, "Мама, сиди здесь!", "Не включай свет!"). Чаще проявляется у единственных детей в семье.
Причина кризиса: Ребенок осознает себя как отдельную личность со своими желаниями. Он хочет действовать самостоятельно, но его возможности пока ограничены. Возникает конфликт между "Я хочу!" и "Я могу!", а также между желаниями ребенка и требованиями взрослых.
Значение кризиса: Это необходимый этап развития воли, самостоятельности и личности ребенка. Без этого кризиса невозможно полноценное формирование "Я".
Как помочь ребенку (и себе!) преодолеть кризис 3 лет:
Наберитесь терпения: Помните, что это *не* вредность, а этап развития. Кризис временный.
Признайте право ребенка на "Я сам!":** Предоставляйте посильную самостоятельность. Разрешайте делать то, что он может сделать сам (одеваться, убирать игрушки, наливать воду из маленького кувшинчика под присмотром).
Предлагайте выбор: Дайте ребенку ощущение контроля, предлагая ограниченный выбор из 2-3 вариантов, где все варианты вас устраивают ("Ты наденешь красную или синюю футболку?", "Мы почитаем эту книжку или ту?").
Будьте последовательны и устанавливайте границы: Четко определите, что можно, а что нельзя. Запреты должны быть обоснованными и одинаковыми у всех членов семьи. Если сказали "нет", старайтесь не отступать (если это не вопрос жизни и здоровья).
Игнорируйте негативизм (разумно) На прямое "нет" или "не буду" без видимой причины, постарайтесь не вступать в долгие споры. Можно переключить внимание, предложить другое действие или просто подождать, пока ребенок успокоится. Не поддавайтесь на провокации.
Используйте игру: Многие "болезненные" моменты можно обыграть. Например, "Давай понарошку поедим эту нелюбимую кашу" или "Твои игрушки тоже хотят спать".
Переключайте внимание: Если видите, что назревает истерика или упрямство, попробуйте быстро переключить внимание ребенка на что-то интересное.
Говорите о чувствах: Помогайте ребенку называть его эмоции ("Ты злишься, потому что не получилось?"). Учите приемлемым способам выражения гнева (топнуть ногой, скомкать бумажку).
Предлагайте помощь, а не приказ: Вместо "Надень ботинки!" попробуйте "Хочешь, я помогу тебе с первым ботинком, а второй ты наденешь сам?"
Не сравнивайте с другими детьми: Каждый ребенок переживает этот этап по-своему.
Помните о позитивном подкреплении: Хвалите ребенка за самостоятельность, за то, что справился с эмоциями, за послушание (если оно есть).
Заботьтесь о себе: Кризис 3 лет – испытание не только для ребенка, но и для родителей/воспитателей. Найдите время для отдыха, не вините себя.
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
К 4-5 годам большинство детей уже прошли острый период кризиса 3 лет, стали более спокойными и контактными.
Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая игра** выходит на первый план. Сюжеты игр усложняются, отражают реальную жизнь (семья, магазин, больница, детский сад). Появляются элементы планирования игры, распределения ролей, использования предметов-заместителей. Игра становится коллективной, дети учатся договариваться и соблюдать правила игры.
Физическое развитие Движения становятся более координированными и точными. Ребенок уверенно бегает, прыгает через препятствия, скачет на одной ноге, катается на двухколесном велосипеде (с дополнительными колесами). Мелкая моторика значительно улучшается: ребенок правильно держит карандаш, рисует более детализированные изображения, вырезает ножницами по контуру, застегивает пуговицы, шнурует ботинки.
Познавательное развитие:
Мышление: Преобладает наглядно-образное, начинают формироваться элементы логического мышления. Ребенок способен анализировать, сравнивать, обобщать по некоторым признакам. Устанавливает более сложные причинно-следственные связи ("Почему трава мокрая? – Потому что прошел дождь").
Внимание: Становится более устойчивым (может концентрироваться на задаче до 15-20 минут). Начинает формироваться произвольное внимание (ребенок может выполнять задачу не потому, что она очень интересна, а потому, что так надо).
Память: Начинает формироваться произвольная память (ребенок может ставить цель запомнить что-то). Объем памяти увеличивается.
Восприятие: Более тонкое. Ребенок различает оттенки цвета, разнообразные формы, величины. Активно использует модели и схемы в игре и занятиях. Появляется интерес к символам (буквам, цифрам).
Речь: Активно совершенствуется. Предложения становятся сложносочиненными и сложноподчиненными. Ребенок пересказывает сказки, составляет рассказы по картинке или из личного опыта. Улучшается звукопроизношение, хотя могут быть еще трудности с некоторыми звуками. Задает множество вопросов: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Речь используется для планирования действий ("Сначала я сделаю это, потом то").
Социально-коммуникативное развитие:
Общение: Активно взаимодействует со сверстниками, появляются избирательные привязанности (друзья). Учится сотрудничать, уступать, договариваться.
Эмоции: Становятся более осознанными и управляемыми. Ребенок может словами выразить свое состояние. Развивается эмпатия (способность сопереживать). Может испытывать более сложные чувства (стыд, вина).
Социальные нормы: Усваивает правила поведения в группе, понимает требования взрослого, старается их выполнять.
Развитие самосознания: Представление о себе становится более устойчивым. Ребенок осознает свои возможности и ограничения, оценивает свои поступки (с помощью взрослого). Появляется самооценка (чаще завышенная).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста
Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их ...
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста."
Консультация для родителей "Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)."...

Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)
Основные достижения у детей среднего дошкольного возраста: - развитие игровой деятельности;- появление ролевых и реальных взаимодействий;- развитие изобразительной деятельности, конструиров...

Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....
