«Обучение детей составлению рассказов с помощью приёма совместного рассказывания»
консультация (старшая группа)

Дятлова Наталья Ильвировна

Совместное рассказывание с дошкольниками — один из методов обучения монологической речи, основано на построении коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение детей составлению рассказов с помощью приёма совместного рассказывания»

Цель:

1. Составлять описательный рассказ о игрушке — транспорте с помощью вопросов воспитателя.

2. Развивать внимание, память, мышление диалогическую и монологическую формы речи в процессе описательного рассказа.

3. Воспитывать навыки сотрудничества в процессе образовательной деятельности со взрослыми.

Материалы: макет дороги, игрушки транспорт.

Воспитатель: Доброе утро. При встрече друг с другом все должны здороваться, желать здоровья. «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте»!

«Те, кто дружные ребята, здравствуйте»!

«Те, кто любит сказки слушать, здравствуйте»!

«Те, кто любит сказки сочинять, здравствуйте!»

Я предлагаю подойти к нашу макету - дороги. -В гости к сказочке идём,

И со сказкой встречи ждём.

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

(Дети подходят к макету дороги.)

Воспитатель: Ребята посмотрите, а наша дорога пустая, грустная. Давайте её мы оживим. Что-бы дорога ожила нам понадобится транспорт.

Игра«Да, нет» (Я буду предлагать вам предметы для дороги, если вы согласны со мной, то дуйте, как ветерок. Если не согласны — хлопните в ладоши. ( В лоточке лежат игрушки: скорая помощь, пожарная машина, автобус, трактор, самолёт, грузовая машина, фен, кубик, кукла, мяч, кастрюля).

Машинки выбрали для сказки, а теперь время пришло и саму сказку сочинять.

-На пенёчки все присядем,

Ручки, ножки все погладим

Раз, два, три, четыре, пять.

Сказку будем начинать.

Воспитатель: На большом машиностроительном заводе появился новый ТРАКТОР. На этом заводе у него было много братьев тракторов, других видов транспорта он не знал. Однажды пришло письмо на завод от Дяди Фёдора из Простоквашина с просьбой прислать в деревню трактор. И вот трактору пришла пора отправляться в путь. Едет трактор по дороге, а на встречу ему едет. (роль трактора - воспитатель)

(ребёнок берёт любой вид транспорта и сочиняет сказку дальше)

Ребёнок : грузовая машина.

Воспитатель: Здравствуй. А ты кто?

Ребёнок: Я грузовая машина.

Воспитатель: А, что у тебя есть?

Ребёнок: У меня есть колёса, кузов, кабина, руль, шофёр.

Воспитатель: А что ты делаешь?

РебёнокЯ перевожу грузы: песок, кирпичи. До свиданья, я спешу.

Воспитатель: Поехал трактор дальше по дороге, а на встречу ему. (другой ребёнок выходит, берёт любой транспорт и ведётся диалог).

-Автобус.

Воспитатель: Здравствуй. А, ты кто?

Ребёнок: Я, автобус.

Воспитатель: А, что у тебя есть?

Ребёнок: У меня есть салон, кресла для людей, двери, окна, шофёр и пассажиры.

Воспитатель: А, что ты делаешь?

Ребёнок: Я, перевожу пассажиров. До свиданья, я спешу.

Воспитатель: Едет трактор дальше, а на встречу мчится.

Ребё нок: Скорая помощь.

Воспитатель: Здравствуй. А ты кто?

Ребёнок: Я, скорая помощь.

Воспитатель: А, что у тебя есть?

Ребёнок: У меня есть колёса, узкие и широкие двери, окна, мигалка, красный крест.

Воспитатель: А, что ты делаешь?

Ребёнок Я вожу врача к больным людям, в больницу доставляю больных. До свиданья.

Воспитатель: Едет трактор дальше по дороге, а на встречу.

Ребёнок: Пожарная машина.

Воспитатель: Здравствуй, а ты кто?

Ребёнок: Я пожарная машина, я красного цвета. У меня есть колёса, мигалка, шланги, вода, лестница, сиденья. Я вожу пожарных тушить пожар. До свиданья, я спешу.

Воспитатель: Едет трактор дальше, слышит что-то гудит в небе. Трактор закричал Здравствуй, а ты кто?

Ребёнок: Я самолёт. У меня есть крылья, шасси, салон, иллюминаторы. Я перевожу пассажиров и грузы. Управляет мной пилот. До свиданья.

ВоспитательТрактор: Как много видов транспорта и все разные. А вот и деревня Простоквашино. Здесь я буду жить и работать на полях.

Воспитатель: Вот и сказке конец, а кто слушал и сочинял молодец.

Вам сказка понравилась? А сочинять сказку понравилось?

С каким видом транспорта познакомился трактор? (с грузовой машиной — это грузовой транспорт, с автобусом — это пассажирский транспорт, скорой помощью, пожарной машиной — это транспорт специального назначения, с самолётом — это воздушный транспорт.)

Динамическая пауза «Я машина»

А сейчас я превращаю вас в машину, кто какую хочет и поедем кататься. (Дети называют транспорт в какой хотят превратиться. Желательно не повторяться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Обучение детей составлению рассказа по картине (технология ТРИЗ).

Семинар-практикум проходил в рамках методической недели по теме: "Развитие речи в условиях детского сада и семьи" 17.02.2014 года.Презентация может быть использована для передачи опыта среди педагогов...

Обучения детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии

Презентация "Обучение детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии"...

Обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине

Консультация, как в игровой форме научить детей составлять рассказ по сюжетной картине....

Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ

Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ...

"Предварительная работа педагога при обучении детей составлению рассказов по пейзажу"

Материал будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста, использующим в своей работе технологию ТРИЗ....