Дополнительная общеразвивающая программа «Формирование связной речи детей с использованием интеллект-карт»
рабочая программа (подготовительная группа)

Шадловская Марина Михайловна

Программа «Формирование связной речи детей с использованием интеллект-карт» ориентирована на развитие коммуникативных способностей, речевой активности, формирование качественной стороны речевой деятельности детей старшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmasvyaznaya_rech.docx59.19 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено заведующим

МБДОУ «Детский сад №35 г.

Выборга» на педагогическом

совете №1 от 2023г. Приказ №__

Дополнительная общеразвивающая программа

«Формирование связной речи детей с использованием интеллект-карт»

Срок реализации 2 года

составил программу:

воспитатель Шадловская М.М.

№ п/п

Содержание

Страница

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

3

1.3

Отличительные особенности Программы

4

1.4

Принципы реализации Программы

4

1.5

Возрастные особенностей развития детей

5

1.6

Ожидаемый результат

9

2

Основной раздел

10

2.1

Тематическое планирование

10

2.2

Особенности тематического планирования  

14

3

Организационный раздел

15

3.1

 Методы и приемы образовательного процесса

15

3.2

Материально-техническое обеспечение

15

4

Список используемой литературы

17

5

ПРИЛОЖЕНИЕ

18

Примерные интеллект - карты

18

Карты мониторинга

19

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1Пояснительная записка

Программа «Формирование связной речи детей с использованием интеллект-карт» ориентирована на развитие коммуникативных способностей, речевой активности, формирование качественной стороны речевой деятельности детей старшего возраста. В современном обществе все чаще наблюдается снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно - примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой и эмоциональной катастроф не менее опасной, чем экологическая. Поэтому выбранную мной тему считаю актуальной. Учитывая то, что сама по себе речь не складывается — ее необходимо развивать.

Программа по речевому развитию детей предполагает проведение дополнительных занятий один раз в неделю продолжительностью 25 минут в  группе во вторую половину дня. Общее количество занятий, предусмотренных программой – 95. Программа по развитию речи детей  составлена на основе методического пособия кандидата педагогических наук Арушановой Аллы Генриховны «Речь и речевое развитие детей» и предназначена для детей старшего возраста 5-7лет, рассчитана на 2 года обучения. В данной программе частично используются другие методики и технологии для детей дошкольного возраста:

1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада».

2. Акименко В.М. «Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников»

3. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации.

Направленность программы – социально – коммуникативная. Основной идеей программы является: усвоение и овладение новыми знаниями и умениями ребенка через систему игр и упражнений. В процессе игровой деятельности расширяется, пополняется, активизируется словарь детей.

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Цель: создание благоприятных условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений.

Задачи:

  1. Организовать комфортные условия для развития социально-коммуникативных навыков
  2. Формировать умение правильно строить предложения, используя опорную схему (интеллект – карту)
  3. Расширять словарный запас детей
  4. Повышать уровень знаний у родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
  5. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладевая конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
  6. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам при работе в группе.
  7. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия сюжета.

 

1.3 Отличительные особенности Программы

Проектирование непрерывной образовательной деятельности (НОД) строится на использовании метода Интеллект – карт. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания предполагают самостоятельный выбор ребенком материала. Ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря.  Также метод интеллект-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
  3. выбор оснований и критериев для классификации объектов;
  4. выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей;
  6. построение логической цепи рассуждений;
  7. доказательство.

  1. Принципы реализации Программы

Основные принципы реализации Программы:

  1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество ДОУ с семьёй;
  6. формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
  7. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  1. создание развивающей предметно-пространственной среды;
  2. целенаправленная работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  3. повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  4. участие родителей в речевом воспитании детей.  

1.5  Возрастные особенностей развития детей 5-6 лет

Физическое развитие

Формируются умения и навыки правильного выполнения движений в разных формах двигательной активности. В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Развивается красота, грациозность, выразительность движений, самостоятельность и творчество. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей, возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим.

Познавательное развитие

Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной, собственно волевой и эмоциональной саморегуляции.  Продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лиши при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Речевое развитие

В дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Воспринимают величину объектов, выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов. Развивается образное мышление. Совершенствуется обобщение. Совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи.  Развивается связная речь, происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.

Социально-коммуникативное развитие

Распределяют роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Осваивают социальные отношения. Действия детей в играх становятся разнообразными. Сюжетная игра отличается своей направленностью на общественные стороны жизни, на личные качества людей, роли которых выполняются ребенком. Правило становится центром игры. Ребенок способен действовать по правилу. При этом, используя договор с партнерами для создания новых правил, ребенок начинает осознавать их условность. Подчинение правилу в игре делает возможным строить полноценные коллективные взаимоотношения, подчинение культурным нормам.  Развивается образ Я.   Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие личности ребёнка, обусловленное становлением структуры детского сознания. У дошкольника развивается соподчинение мотивов, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, появляется произвольность в поведении. Главным источником эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений людей, ролевые и сюжетные игровые действия с персонажами. Закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки морального развития. Ребенок осознает собственные позитивные и негативные поступки.

Художественно-эстетическое развитие

 Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.  Это возраст наиболее активного рисования. Тематика рисунков разнообразна, рисунки приобретают сюжетный характер, отличаются оригинальностью композиционного решения, передают статичные и динамичные отношения. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети различают по светлоте и называют промежуточные цветовые оттенки, совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Развиваются навыки пения, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

Физическое развитие 

У детей 6-ого года жизни скелет становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют силы, гибкости. Тело приобретает заметную устойчивость. Ноги и руки становятся более сильными, значительно выносливыми, подвижными, ловкими. Развивается творчество, самостоятельность инициатива в двигательных действиях осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формируются предпосылки к учебной деятельности. Дошкольник значительно точнее выбирает движения, которые нужно выполнить. Отмечается устойчивое стремление к совместным играм между мальчиками и девочками.  Старший дошкольник способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.

Познавательное развитие 

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Мышление наглядно-образное и появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. Старшие дошкольники проявляют интерес к природе, к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием буквы, овладевают звуковым анализом слова. Развивается образное мышление.

Речевое развитие 

В старшем дошкольном возрасте развиваются навыки общения и рассуждения. Развивается восприятие, воображение, внимание. Развивается звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. Развивается диалогическая и некоторые формы монологической речи.  Ребенок осваивает новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.  Слушая чтение книг, ребенок сопереживает литературным героям, обсуждает их действия. К 7 годам формируются предпосылки успешного перехода на следующую ступень образования.

Социально-коммуникативное развитие 

В сюжетно-ролевых играх осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие жизненные ситуации. У детей высокий уровень познавательного и личностного развития. Ребенок способен оценивать поступок с точки зрения последствий для физического и эмоционально состояния другого человека и себя.   Осваивают формы позитивного общения с детьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения характерные для мальчиков и девочек. Дети подчиняются правилам в игре. Неудовлетворенность общения ребенка со взрослым может привести к эмоциональной отчужденности между ними. Возрастает потребность общения со сверстниками. Развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности.  

Художественно-эстетическое развитие

 Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. При восприятии изобразительного искусства детям доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. Рисунки приобретают детализированный характер, обогащается цветовая гамма. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи. В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу. Обогащаются музыкальные впечатления детей, отмечается эмоционально яркая реакция на музыку.

 Планируемые результаты освоения Программы:

  1. Дети, познакомившись с художественной литературой, научатся применять грамматические навыки и умения в диалогической и монологической речи,
  2. Научатся использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

1.6 Ожидаемый результат

  1. Дети активно общаются друг с другом;
  2. Расширился словесный запас детей;
  3. Дети могут правильно задать вопрос;
  4. Используют в своей речи потешки, песенки героев сказок, участвуют в мини- инсценировках, сами пересказывают короткие сказки;
  5. Составляют свои собственные интеллект-карт в самостоятельной деятельности.

Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться через:

  1. организацию педагогического наблюдения;
  2. открытые мероприятия для детей и родителей;
  3. творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые интеллект-картами).

2.ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

 2.1 Тематическое планирование

Тема занятий

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Развитие артикуляционного аппарата

Словообразование.

Связная речь

1.

Вводный урок. Органы артикуляции.  

«Овощи»

Артикуляционная гимнастика

Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков.

2

1

1

2.

Органы артикуляции (продолжение).

«Фрукты»

Артикуляционная гимнастика

Согласование существительных с прилагательными в роде (зеленый огурец, красный помидор).

Составление предложений с

использованием опорных картинок.

2

1

1

3.

«Сад – огород»

Обобщающее занятие

Артикуляционная гимнастика

Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков.

Составление предложений с

использованием опорных картинок.

2

1

1

4.

Лиственные и хвойные деревья

Артикуляционная гимнастика в картинках

Образование прилагательных от существительного (суффиксальный способ: клен -кленовый, ель-еловый)

Составление предложений описательного характера хвойных деревьях при помощи опорных картинок

3

1

2

5.

Ягоды

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (малина – малинка)

Составление предложений по вопросам (Что? Какие? Где?)

4

2

2

6.

Грибы

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Составление предложений по вопросам (Что? Какие? Где?)

4

2

2

7.

Осень

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование слов признаков (Осень какая? Ранняя, холодная, дождливая)

Составления словесного описания погодных явлений, состояния погоды с опорой на иллюстрации

2

1

1

8.

Части тела и лица

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование множественного числа существительных

Овладение навыками составления простого предложения

4

2

2

9.

Игрушки

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Овладение навыками описательного рассказа

4

2

2

10.

Посуда

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Овладение навыками описательного рассказа

4

2

2

11.

Продукты питания

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Составление предложений с

использованием опорных картинок.

4

2

2

12.

Одежда

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Овладение диалогической формой общения. (драматизация сказки «Теремок»)

4

2

2

13.

Головные уборы

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика

Образование множественного числа существительных

Овладение диалогической формой общения. (драматизация сказки «Репка»)

4

2

2

14.

Зима

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика

Умение образовывать сравнительную степень прилагательных (холодный — холоднее, белый — белее).

Заучивание физкультминутки с действиями

(Н.Нищева «Снежок»)

2

2

2

15.

Зимующие птицы

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Совершенствование навыка составления рассказа (по серии картин Г. Каше «Синичка»)

4

2

2

16.

Домашние животных

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование множественного числа существительных

Закрепление навыка составления полного предложения. Составление описательного рассказа

4

2

2

17.

Знакомство детей с понятием интеллект-карта. Домашние животные

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка-кошечка)

Составление описательного рассказа с использованием интеллект-карты

4

2

2

18.

Домашние птицы

Пальчиковая гимнастика

Образование множественного числа настоящего времени (утка плавает, курочка ходит)

Составление интеллект-карты и рассказа по теме

2

1

1

19.

Перелетные птицы

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Усвоение принципов составления интеллект-карты и рассказа по ней

4

2

2

. 20

Цвет. Форма. Величина

Артикуляционная гимнастика в картинках

Образование сравнительной степени прилагательных

(зеленый — еще зеленее)

Пересказ текста «Прилетели грачи» с опорой на иллюстрации

4

2

2

21.

Весна

Пальчиковые гимнастики

Упражнять в образовании антонимов (тепло-холодно, грязно – чисто)

Построение текста с помощью наводящих вопросов. Построение полных предложений

4

2

2

22.

Мамин день 8 Марта

Пальчиковые гимнастики Н.В. Нищева

Заучивание стихотворения

4

2

2

23.

Транспорт

Артикуляционная гимнастика

Закрепление навыка употребления слов-антонимов

(быстро — медленно, далеко — близко)

Создание интеллект-карты по теме, составление рассказа

4

1

1

24.

Цветы

Артикуляционная гимнастика

Составление предложений по картинкам, опорным словам

4

2

2

25.

Лес

Артикуляционная гимнастика

Умение подобрать слова-антонимы

Усвоение конструкций сложноподчиненных предложений

4

2

2

26.

Лесные животные

Артикуляционная гимнастика (звукоподражание)

Закрепление образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Составление интеллект-карты с использованием предметных картинок

4

2

2

27.

Мебель

Артикуляционная гимнастика

Расширение значений предлогов (на, над, из, в, из-под), выражающих пространственное расположение предметов

Заучивание стихотворения

4

2

2

Итого:

95

47

48

2.2 Особенности тематического планирования  

Каждое занятие состоит из двух частей:

1 часть направлена на формирование артикуляционного аппарата: артикуляционные гимнастика, упражнения для развития речевого дыхания, упражнения для развития выразительности мимики, движений.

2 часть -  на формирование творческого мышления: дидактические игры, творческие задания, сюжетно-ролевые игры.    

Взаимодействие с семьями воспитанников

  1. Организация выставок работ детей;
  2. Наглядно-информационные материалы для родителей;
  3. Презентации деятельности для родителей;
  4. Помощь родителей в создании предметно-развивающей среды.

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Методы и приемы образовательного процесса

  1. Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, комментированное чтение, сказка, загадка, стихотворение);
  2. Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация с использованием интерактивной доски, показ видеоматериалов);
  3. Практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, сочинение сказок и загадок, моделирование и проведение опытов);
  4. Игровой метод (дидактические и развивающие игры);
  5. Поисковый метод (решение проблемных ситуаций).

Программа предполагает сочетание данных методов при изучении того или иного материала. При выборе методов учитываются задачи обучения, содержание формирующих знаний на данном этапе, возвратные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.

Структура типового занятия:

Вводная часть (мотивационный этап): проблемная ситуация, которая стимулирует активность детей к поиску ее решения, упражнение - разминка, развитие общих речевых навыков

Основная часть (содержательный, деятельностный этап): новые задания на содержание различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря (например: потешка о котенке, подвижная игра «Кот – мурлыка», речевая игра «Кто как говорит?»).

Заключительная часть (рефлексивный этап): детям предлагается практическая работа (составление интеллект-карты), беседа о прошедшей деятельности, умозаключения детей.

Практически вся НОД проводятся под музыкальное сопровождение, на некоторых занятиях дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены артикуляционная гимнастика, дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук.

Приемы работы: игровые.

3.2 Материально-техническое обеспечение

В ДОУ существуют необходимые условия для реализации Программы: групповые помещения, музыкальный зал, которые соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. В групповых помещениях создана необходимая предметно-развивающая среда, имеется разнообразная тематика материалов и оборудования для организации занятий.

1. Учебно-методическая литература

2. Демонстрационный, наглядный, раздаточный материал, предметные картинки

3. Набор дидактических игр

4. Аудиодиск пальчиковые игры с пением М. Е. Железновой «Играем вместе с мамой»

5. Картотеки пальчиковых игр и упражнений Н.В. Нищевой

Список используемой литературы

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019.

2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей Программа «Истоки» 2020г.

4. Бородин А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие. М.: Просвещение, 2004. - 192 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: Просвещение, 2005.

6. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 2008. № 2. с.21.

8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с., ил.

9. Нищева Н.В.  Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС: 2021г.

10. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2008.

11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

          12.   Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис- пресс, 2006.

Интернет ресурс:

1.https://attestatika.ru/kursy/kurs-dlya-vospitatelej-dou-ob-ispolzovanii-intellekt-kart/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры интеллект - карт

Интеллект-карта по изученной теме

«Животные» (домашние)

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема «Животные».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются картинки, которые относятся к теме.

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений

слова-признаки к каждому фрукту.

7. Дети составляют предложения.

 «Дикие животные»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема «Волк».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются слова-ассоциации по теме.

-место обитания.

-семья.

-способ добычи пропитания.

-опасность.

-способ защиты.

5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и

первая ветвь (заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме)

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому разделу темы.

7. Дети составляют предложения, рассказ.

Дальнейшие карты заполняются аналогично.

По теме в зависимости от цели образовательной деятельности подбираются как прилагательные (круглый, красный, гладкий и т.д.), так и глаголы (висит, падает, катится, краснеет, портится, и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как яблоко? - Мяч, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Помидор, шарик, огонь, флажок– Шарик красный, как яблоко).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мониторинг развития связной речи:

Мониторинг проводится в наблюдении за детьми.

Проводится два раза в год (октябрь-апрель)

Оценивается по 3х бальной системе: может и знает – 2 балла, с помощи наводящих вопросов и подсказок -1 балла, не может – 0 баллов.

Критерии:

Дети 5-6 лет

  1. Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»);
  2. обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»);
  3. высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов;
  4.  стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так... или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием;
  5. встраивает новые представления в сюжет игры, темы;
  6. ведет парное взаимодействие в игре;
  7. поддерживает диалог в конкретной деятельности;
  8. может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет;
  9. используя речевое пошаговое побуждение партнера к конкретным действиям;
  10. с помощью взрослого может описать составленную интеллект - карту.

Дети 6-7 лет

  1. Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (Как? Почему? Зачем?);
  2. обнаруживает стремление объяснить связь фактов;
  3. использует простое причинное рассуждение (потому что...);
  4. стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (коллекции);
  5. проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам;
  6. самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам;
  7. может описать составленную интеллект – карту;
  8. в развернутой словесной форме предлагает исходный замысел-цель;
  9. договаривается о распределении действий;
  10. осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей с использованием наглядного материала в среднем дошкольном возрасте»

Цель:  развитие речи с использованием наглядного материала.Задачи:-учить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создать внутренний план высказывания, связный речевой зам...

Презентация "Развитие связной речи детей через использование приёма наглядного моделирования"

Уважаемые коллеги, предлагаю вам презентацию по развитию речи с использованием мнемотехники. Актуальность презентации: наглядное моделирование облегчает  детям овладение связной речью, так к...

Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"

Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"...

Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования.

Обобщенные модели работают в четырех направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. При этом занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, ...

Интеграция форм работы со сказкой в различные виды деятельности детей с использованием интеллект-карт

Интеллект-карта как одна из форм планирования различных видов деятельности детей  на неделю с использованием сказочного сюжета...

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию детей с использованием элементов по методике М. Монтессори

Система Марии Монтессори реально позволяет применять личностноориентированные способы воздействия, в центре педагогического пространства находится ребенок с его индивидуальными особенностями. В резуль...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Программа «Золотой ключик» направлена на:- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития речи, инициативы и...