Консультации для педагогов
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Богданова Ирина Викторовна

Консультации для воспитателей — форма методической работы, цель которой — передача знаний и повышение компетенции педагогов в конкретных вопросах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 «Умка»

Консультация для педагогов

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Воспитатель: Богданова И. В.

Нижневартовск  2024 г.

В настоящее время важной задачей является воспитание в детях  национального самосознания: приобщение подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества. Русские традиции, культура являются богатством, выработанным поколениями и передающим исторический опыт и культурное наследие. Если эти связи нарушаются и теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития человека и общества в целом.

Задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит и сохранение ее в детях, в настоящее время, стоит особо остро перед современной системой образования. Знание культурного наследия необходимо каждому народу, так как прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, характеризующая исторически достигнутую ступень развития общества.

Сущностью культуры является творческая преобразующая деятельность общества как прошлая, воплощенная в материальных и духовных ценностях, уже созданных человеком, так и настоящая, направленная на производство и освоение новых ценностей. Без них человек не может развиваться. Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.

Русская народная культура - это образ жизни русского народа, способ его мышления. Это самобытный, богатый, многоликий мир, непостижимый, как загадочная русская душа, и великий, как героический русский народ. Культура выступает как мера реализации и развития общественной сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера» человека.

Русская народная культура  является богатейшим материалом не только для введения детей в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, но и способствует развитию таких познавательных процессов, как восприятие, образное мышление, воображение. Это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, традициях и обычаях детьми дошкольного возраста, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Русские народные традиции, духовная культура выступают реальным, веками проверенным и отточенным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Русская народная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Поэтому одной из важных задач является приобщение детей к истокам русской народной культуры, которое особенно значимо в дошкольные годы.

Задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе приобщения детей к истокам русской народной культуре - раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути народа.

Методы и формы воспитания должны быть направлены на то, чтобы дети на доступном уровне знакомились с основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями, праздниками, народными играми.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное, воспитание и развитие ребенка на традициях русской народной культуры. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей дошкольного возраста.

Хорошо известно, что ведущую роль в воспитании и обучении для дошкольников занимает игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать русские народные праздники и традиции. Праздники это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника - его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

Приобщение детей к участию в праздниках и традициях русского народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, быт, традиции. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие, а главное - обеспечивает естественное приобщение детей к русским традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Соприкосновение детей с русскими традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Народная традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями, она и в настоящее время несет те же воспитательные и развивающие функции. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения русской народной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями, но и активными исполнителями, активно включались в работу на занятиях. Поэтому необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями народной культуры и должны воспитываться в национальных традициях. Народные традиции, будучи значимыми элементами русской народной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны, позволяют раскрыть самобытность русского народа.

Таким образом, приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре способствует всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка и  является одной из важных задач в развитии ребенка. Соприкосновение с русскими народными традициями, участие в народных праздниках и играх духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Список литературы:

  1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным  творчеством / Т.А. Бударина. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2014. - 158 с.
  2. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - М.: Издательство «Детство-Пресс», 2012. - 160 с.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт-сост.: А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
  4.  Кокуева А.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. - М.: АРКТИ, 2013. - 148 с.
  5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство - Пресс, 2010. - 304 с.
  6. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2011. – 413 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...