Статья: "Игра как путь к сердцу Родины: патриотическое воспитание через детскую активность"
статья (младшая группа)

Закирова Лилия Махмудовна

В статье раскрывается значение игровой деятельности в патриотическом воспитании дошкольников.  Описывается опыт создания мини-музея «Национальные традиции семьи», где дети через интерактивные игры знакомятся с культурой разных народов. Особое внимание уделено таким игровым зонам, как «Национальные узоры», «Народный костюм» и «Государственные символы», способствующим развитию у детей уважения к традициям и чувства патриотизма. Подчёркивается важность совместной работы педагогов, детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_17.04.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как путь к сердцу Родины: патриотическое воспитание через детскую активность

Закирова Л.М., воспитатель МБДОУ

«Детский сад №48 комбинированного вида» Советского района г.Казани

(из личного опыта) liliya.hinata@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста как важного направления в педагогике. Автор делится практическим опытом использования игровой деятельности как эффективного средства формирования духовно- нравственных и патриотических качеств у дошкольников. Раскрывается педагогический потенциал игры и её связь с понятием «патриотизм». Особое внимание уделено роли мини- музея в группе детского сада как инструменту приобщения детей к родной культуре и истории, а также значению игры в всестороннем развитии ребёнка.

Ключевые слова. Патриотическое воспитание, дети дошкольного возраста, мини-музей, семья, игра.

«Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два потока, которые, сливаясь, образуют        могучую

реку патриотизма» В.А. Сухомлинский

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля, происходит, прежде всего - в игре».

А.С. Макаренко

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение

будущего и взгляд в будущее».

В.А. Сухомлинский

Восприятие мира ребёнком начинается с самого близкого — с него самого, его семьи, дома и ближайшего окружения. Всё это на уровне чувств и подсознания формирует для него образ Родины — чего-то родного и дорогого. Патриотизм же издавна рассматривается как основа национального самосознания, проявляющаяся в любви к своей стране, уважении к её истории, культуре, традициям и быту, а также в признании её ценности и готовности встать на её защиту. [1, 83- 85].

Патриотизм — это одно из глубочайших чувств человека, означающее любовь к своей родной земле и стремление служить ей на благо. Он включает гордость за достижения и культуру своей страны, ощущение единства с народом, его языком, традициями и образом жизни. Это чувство не возникает само по себе — его важно формировать с раннего детства. [2 ,77].

В последние годы всё чаще переосмысливаются значение и роль патриотического воспитания в жизни общества. В этой связи особенно важно находить современные, эффективные формы работы с детьми, которые помогут повысить качество и результативность воспитательного процесса.

Особенность данной работы по патриотическому воспитанию заключается в использовании игры как средства для углубления и закрепления знаний детей, а также формирования у них уважительного отношения к историческому и культурному наследию своей страны. [3].

В современном мире особенно важны события и воспитательные практики, способные объединять людей, формировать чувство гордости за свою страну и уважение к её истории и культуре. Знакомя детей с народными традициями, мы закладываем основы их исторической осведомлённости, развиваем уважение и любовь к Родине. В дошкольных учреждениях этому уделяется большое внимание — проводится множество мероприятий, направленных на приобщение воспитанников к культурному наследию разных народов. [4, 5].

Формирование культурной основы играет ключевую роль в воспитании и развитии дошкольника. С ранних лет ребёнок начинает впитывать элементы родной культуры — в первую очередь через общение с семьёй и особенно с матерью. Позднее этот процесс продолжается благодаря взаимодействию с близкими и воспитательной средой детского сада, где используются различные формы приобщения к культурному наследию. Уже к четырём годам, а иногда и раньше, большинство детей начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на язык общения и этническую идентичность родителей. Исследования показывают, что дети способны воспринимать культуру разных народов, а яркие впечатления, полученные в детстве, оставляют глубокий след и оказывают влияние на всю последующую жизнь. Это особенно актуально в условиях многонациональности, характерной для каждого региона нашей страны.

С раннего возраста важно формировать у ребёнка понимание того, что все люди должны жить в мире и согласии. Необходимо донести до него мысль, что каждый народ имеет свою уникальную культуру, язык, традиции и историю. Воспитывая любовь к родной культуре, следует одновременно развивать уважение и интерес к другим национальностям, формировать толерантность, умение ценить многообразие мира. Основу гуманного отношения к представителям разных народов закладывают родители и педагоги — те, кто ежедневно рядом с ребёнком. Через знакомство с культурными особенностями разных народов формируется чувство принадлежности к своему народу и своей стране. Важно дать детям возможность ощутить себя частью большого целого, научить бережно относиться к прошлому, уважать настоящее и думать о будущем — так воспитываются настоящие патриоты..

В работе с дошкольниками особое внимание уделяется игровым методам обучения, которые способствуют устойчивому интересу к занятиям и активно развивают познавательную активность детей.[5, 26-29].

Игра — это особый вид деятельности, ярче всего проявляющийся в детстве и сопровождающий человека на протяжении всей жизни. Она является неотъемлемой частью культуры и важным элементом развития личности. [6, 257].

Мини-музей — это естественная форма восприятия информации для дошкольников, ведь им важно не только услышать рассказ, но и увидеть, потрогать, почувствовать предмет, подержать его в руках, что делает процесс познания более живым и запоминающимся. [7 ,109].

В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей — татары, русские, узбеки, чеченцы. Мы стремимся уделять внимание культуре и традициям каждого народа. В рамках этой работы в группе был создан мини-музей на тему «Национальные традиции семьи». Он включает несколько тематических зон, где материалы представлены в игровой форме. Дети знакомятся с информацией через игру, что делает процесс увлекательным и легко запоминающимся.

Каждая зона мини-музея посвящена определённой национальной культуре и включает детские книги, музыкальные диски, дидактические игры, иллюстрации народных узоров, традиционных костюмов и блюд русской, татарской, чеченской и узбекской культур. Также здесь представлены куклы в национальных нарядах. В создании экспозиции участвовали педагоги, воспитанники и их родители. В отличие от обычного музея, здесь экспонаты можно не только рассматривать, но и трогать. В статье представлены игровые формы, раскрывающие культурные особенности и традиции разных народов.

Цель: Сформировать у воспитанников основы патриотических и культурно-ценностных ориентиров с помощью игровых методов и технологий..

Задачи:

  • Вызывать интерес у дошкольников к играм с элементами народно-прикладного искусства.

        Учить детей:

  • быть примером для других не на словах, а на деле;
  • никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Расширять знания детей о культуре и национальных традициях разных народов.
  • Обучать воспитанников, используя различные игровые ситуации.
  • Активизировать и обогащать словарь.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
  • Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии, замысла, зрительного и слухового восприятия.
  • Развивать связную речь дошкольников.

Воспитывать в дошкольниках:

  • желание, стремление к получению новых знаний;
  • проявление дружеских отношений друг к другу;
  • чувство глубокого уважения к культурным традициям различных народов;
  • быть терпимыми, мирными во взаимоотношении со всеми;
  • трепетное отношение к семейным традициям;
  • бережное и заботливое отношение к родному дому;
  • чувство большой любви к Родине.

С детьми была проведена предварительная работа, включающая чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, выполнение творческих заданий по изобразительной деятельности, просмотр презентаций и знакомство с предметами народного творчества.

В зоне «Национальные узоры» дети знакомятся с орнаментами, характерными для русской, татарской, узбекской и чеченской культур. В игровой форме они подбирают и самостоятельно составляют узоры, соответствующие определённому народу. При необходимости участники помогают друг другу. Игра сопровождается народной музыкой, что создаёт атмосферу погружения в традиции.

В зоне «Национальное блюдо» дошкольники могут попробовать себя в роли поваров и "приготовить" традиционные блюда народов — татарского, русского, узбекского и чеченского. Детям предлагается выбрать одно из блюд (бэлеш, борщ, плов, чорпа), подобрать к нему подходящую посуду, ингредиенты и кухонные принадлежности, используя яркие иллюстрации. В процессе игры воспитанники называют выбранное блюдо и его состав. При необходимости ребята помогают друг другу. Завершая игру, участники размещают "готовые" блюда на макет стола для оценки и символической «дегустации», после чего выбирается победитель.

В зоне «Народная мастерская» дети выбирают фигурки посуды, выполненные из солёного теста, и украшают их узорами, характерными для русской, татарской, узбекской и чеченской культур. Во время игры они создают сервизы для чаепития, подбирают элементы по стилю и готовят композиции для выставки. Процесс сопровождается исполнением народных песен и звучанием национальной музыки. В завершение созданные работы размещаются в мини-музее группы как часть общей экспозиции.

В зоне «Угадай мелодию и исполни национальный танец» дети участвуют в увлекательной игре: выбирают и называют музыкальные инструменты, характерные для русской, татарской, узбекской и чеченской культур. После этого звучит фонограмма, и воспитанники пытаются угадать, какому инструменту принадлежит услышанный звук. По желанию, под соответствующую мелодию они исполняют народный танец. В завершение определяются победители, проявившие наибольшую активность и внимательность.

В зоне «Народный костюм» дети играют в увлекательную игру, где по желанию выбирают один из традиционных нарядов и называют все его элементы, определяя принадлежность к той или иной национальности. После этого они помогают "одеть" куклу в выбранный костюм. Игра проходит под сопровождение народной музыки, создавая атмосферу погружения в культуру разных народов.

В зоне «Национальный головной убор» дети работают с готовыми шаблонами: вырезают, оформляют и украшают традиционные головные уборы с помощью различных творческих материалов. После завершения занятия проводится небольшая выставка, и все изделия становятся частью экспозиции национального мини-музея в группе. Атмосферу игры дополняет народная музыка, звучащая на фоне..

В зоне «Семейные фотографии» дети знакомятся с семейными снимками, принесёнными родителями, и стараются угадать, кому принадлежит тот или иной портрет. Чтобы сохранить фотографии надолго и с заботой, воспитанники самостоятельно изготавливают для них рамки, оформляя их своими руками.

В зоне «Отважные герои» размещены фотографии родственников воспитанников — участников военных событий, а также снимки их боевых наград. Здесь звучат мелодии и песни военных лет, которые можно выбрать и прослушать. Желающие могут исполнить песню или прочитать стихотворение о войне. Также в зоне представлены образцы мужской и женской военной формы времён Великой Отечественной войны, с которыми дети могут ознакомиться поближе.

В «Интерактивной» зоне мини-музея представлено видео с мероприятия, посвящённого 9 Мая, где воспитанники нашей группы поздравляли ветеранов Великой Отечественной войны. В творческой зоне дети могут с помощью шаблонов, трафаретов и материалов для изодеятельности создать рисунки, поделки для родных и близких, а также подготовить памятные подарки для ветеранов.

В мини-музее размещена «Шкатулка пожеланий», куда воспитанники складывают короткие письма, добрые пожелания для своей семьи и рисунки, изображающие родных. Все работы бережно хранятся внутри. Во время родительских собраний мамы и папы могут открыть шкатулку и с интересом познакомиться с творчеством своих детей.

В зоне «Государственные символы» представлены цветные изображения герба и флагов России и Республики Татарстан, а также миниатюрные версии флагов, выполненные из ткани. Здесь также размещены дидактические игры на тему государственной символики: «Собери предмет», «Угадай флаг», «Что лишнее?», «Найди пару». Дополняют экспозицию иллюстрации с изображениями известных достопримечательностей Москвы и Казани.

В зоне «Игровое поле» размещены конверты с вопросами, направленными на развитие патриотических и семейных представлений у детей, например: «В каком городе ты живёшь?»,

«Что для тебя значит слово Родина?», «Как зовут членов твоей семьи?», «На какой улице ты живёшь?» и другие. Участник вращает игровое поле, и после остановки стрелки выбирает конверт, на который она указывает, и выполняет задание. Затем ход переходит к следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут открыты все задания.

В мини-музее представлены лэпбуки на темы «С Днём Победы!» и «Удивительный мир космоса», включающие яркие и увлекательные дидактические игры, разработанные для дошкольников.

Работа над оформлением мини-музея в нашей группе продолжается: экспозиция регулярно пополняется новыми идеями, дидактическими играми, фотографиями, иллюстрациями, национальными костюмами, литературой и творческими работами детей. Задачи патриотического воспитания решаются во всех видах детской активности — в игре, на занятиях, в прогулках, в трудовой и предметно-пространственной деятельности. Всё это способствует не только формированию патриотических чувств, но и развитию уважительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В процессе образовательной деятельности и в режимные моменты активно используются игровые ситуации, которые вызывают у дошкольников интерес и способствуют более эффективному усвоению нового материала, а также закреплению уже изученного.

С воспитанниками в группе были организованы викторины на темы: «Моя Родина»,

«Национальные традиции» и «Моя семья».

В рамках родительского собрания были проведены игровые ситуации на тему «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста». Это вызвало живой интерес у родителей и побудило их не только активно включиться в игру, но и продолжать подобные занятия со своими детьми дома, за пределами детского сада.

Во время прогулок дети с увлечением выполняют задания по рисованию на асфальте:

«Узнай узор», «Нарисуй флаг», «Угадай и изобрази сказочного героя» и другие творческие игры.

Участие в совместной трудовой деятельности способствовало укреплению дружеских связей между детьми: проявлялись взаимопомощь, поддержка и доброжелательное отношение друг к другу.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию выстроена как поэтапный процесс, основанный на тесном взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей. Такое сотрудничество стало эффективным инструментом для достижения поставленных воспитательных целей.

Заключение:

Таким образом, создание мини-музея «Национальные традиции семьи» и использование игровых форм в воспитательном процессе способствуют духовному развитию ребёнка, расширяют его культурный кругозор и формируют основы национального самосознания. Это помогает выстраивать более тёплые и доброжелательные отношения между детьми.

Кроме того, такая работа пробуждает у воспитанников стремление беречь и сохранять национальную культуру, передаваемую из поколения в поколение. Мы верим, что полученные знания и впечатления станут основой для воспитания подлинных граждан и патриотов своей страны.

Список литературы:

  1. Коротаева Е., Белоусова С. К основам патриотического воспитания детей в детском саду//Дошкольное воспитание. М. -2018.-№3.- С.83-85
  2. Филатова Л.В. Представления дошкольников о патриотизме//Современное Дошкольное Образование. М.-2007.-№1.-С.77
  3. https: //infourok.ru
  4. Парамонова М. Ю. Культурные традиции народа как основа воспитания подрастающего поколения //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. М.- 2022. -№6.- С.5
  5. Богатырёва А.Л. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. М. -2022.-№6.- С.26-29

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная Педагогика» - М.: Академия.- 2001. С. 257
  2. Иванова О. Организация музея в ДОО//Дошкольное воспитание. М.-2014.-№6.-С.109


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Интегрированное музыкальное занятие – формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в подготовительной группе «Родина моя»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества, влияя на эмоциональн...

Проект «С чего начинается Родина?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой и животным миром родного края для детей второй младшей группы.

Чувствр Родины начинается у малыша  с восхищения тем, что он видет перед собой, что вызывает эмоциональный отклик в его душе, чем он удивляется ежедневно. И хотя многие впечатления еще не осознан...

Реализация патриотического воспитания через организацию работы по знакомству с малой Родиной.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современного образования....

Патриотическое воспитание через знакомство с историей малой Родины

В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важн...

Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»

Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет оче...

«Растим сердцем: патриотическое воспитание в детском саду как основа любви к Родине»

Патриотизм — это не громкие лозунги и не заученные фразы. Это тёплое чувство принадлежности к своей земле, уважение к традициям, гордость за свою семью, город, страну. В дошкольном возрасте закл...