«Современные средства формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Опасинская Татьяна Андреевна

ОднОдним из приоритетов политики в сфере общего и дополнительного образования является повышение конкурентоспособности через формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsiya_metodicheskaya_razrabotka.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для воспитателей на тему:

«Современные средства формирования коммуникативной компетенции    

                     детей дошкольного возраста»

Автор:

 Опасинская Татьяна Андреевна воспитатель высшей категории 2025г.

Проблема формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста является актуальной, так как в настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования.

Одним из приоритетов политики в сфере общего и дополнительного образования является повышение конкурентоспособности через формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению.

Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Иными словами, способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

Выбор темы продиктован значимостью формирования коммуникативной компетенции у детей начиная с дошкольного возраста. Задача формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста выступает как приоритетная, определяющая постановку задач межличностного общения.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Первая задача воспитателей, педагогов и специалистов – помочь ребенку адаптироваться в социуме, и самая важная ее часть – обучение коммуникативной компетентности. Выполнение этой задачи предусматривает использование современных средств педагогического процесса.

В толковом словаре Д.Н. Ушакова средство определяется как прием, способ действий для достижения чего- либо.

       Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности развития ребенка в условиях обучения, называются: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации.  Диалог для ребенка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.    

            А.Г. Арушанова отмечала, что диалог – это форма речевого общения. В нем взаимодействие партнеров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнером «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.

Исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение.

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.

       Результат обучения зависит от того, как организовано общение детей, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. Успешность обучения неотвратимо воздействует на многие характеристики коммуникативной деятельности детей.

       Наряду с современными средствами формирования коммуникативности у дошкольников педагоги используют разнообразные методы и приемы взаимодействия с учащимися.

       Главная цель этого общения – соучастие. Такое общение способствует развитию таких личностных качеств, как инициативность, независимость, позволяет ребенку увидеть ребенку свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций.

     Как известно, педагог является носителем большого количества информации, добывая ее из книг, интернет- ресурсов, средств массовой информации, которую ему необходимо передать своим воспитанникам в процессе обучения.

Поэтому целесообразно использовать методы: беседа, рассказ, чтение книг, игра, упражнения, рассматривание картин, наблюдения и т.д.

      В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Игра - это самый доступный способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты выделяют театрализованные игры. как средство развития коммуникативных способностей. Она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.

        Театрализованная игра, различная по видам, требует от организаторов отказа от жестких условий проведения, стереотипного комментария, формализованного подхода. Театрализованная игра, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Необходимо предлагать детям придумывать различные варианты развития сюжетов знакомых сказок, побуждать их проявлять фантазию и интерес к импровизации.  Большинство театрализованных игр по времени не продолжительны и просты по своей организации. Специалисты рекомендуют проводить их не только на специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Главный методический прием в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта, так как дошкольники по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.

       Театрализованная игра – один из подходов раннего распознавания способностей ребенка, и здесь педагогу надо быть исключительно внимательным и наблюдательным, фиксировать творческий и интеллектуальный рост своих подопечных. Для успешного проведения театрализованных игр необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения, строить свой собственный стиль общения. Учебно-воспитательный процесс, организованный средствами театрализованных игр обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарь, а также способствует социализации ребенка.

Наиболее распространенным приемом является чтение художественной литературы, выразительное прочтение произведения, беседа, поясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Поэтому при чтении необходимо использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

         Так же развитию эмоциональности способствует проведение коммуникативных игр «Вежливые слова», «Клеевой ручеек», «Нос к носу» и др., которые помогают педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом, облегчая тем самым процесс совместного обучения. Они помогают формировать у дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогают осознать свои чувства, причины поведения. Таким образом, играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации. Дошкольники учатся различать и понимать эмоции разных персонажей, а вместе с этим эмоции собственные и окружающих людей, что способствует адекватному ролевому развитию.

Специалисты рекомендуют обучать детей приемам кукловождения настольных кукол. Начинать эту работу со знакомства детей с разными куклами-игрушками – резиновыми, мягкими, дымковскими, конусными. Игра с куклой, возможность подержать её в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться “оживить”, определить, какой у неё характер, голос, походка- доставляет ребенку особую радость. Следует предлагать детям придумывать небольшие истории, происходящие с куклой; побуждать ребенка самостоятельно сочинять диалог, находить выразительные интонации. Как бы примитивны не были истории, сочиненные дошкольниками, необходимо радоваться вместе с ними любому проявлению творчества, стремиться, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Стараться создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

Вышесказанное позволило определить, что основными средствами формирования коммуникативной компетентности дошкольников являются различные виды игр, в частности театрализованные игры.

Список литературы:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду -М., 2003.

 2. Арушанова А.Г.  Истоки диалога. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

3. Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют  " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)

С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянн...

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - ...