Статья " Социализация в старшем дошкольном возрасте с интеллектуальными нарушениями"
статья (старшая группа)

Анастасия Румянцева Алексеевна

Статья " Социализация в старшем дошкольном возрасте с интеллектуальными нарушениями" 

Румянцева  Анастасия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

Социализация в старшем дошкольном возрасте с интеллектуальными нарушениями

Подготовила воспитатель:

Румянцева Анастасия Алексеевна

Санкт- Петербург

2025

Социализация в старшем дошкольном возрасте с интеллектуальными нарушениями

Аннотация: В статье представлены теоретические основы социализации в старшем дошкольном возрасте с интеллектуальными нарушениями, проанализировано содержание работы дошкольных образовательных организаций в рамках данного направления деятельности.

Ключевые слова: социализация, социальное развитие, интеллектуальные нарушения, дошкольный возраст.

Одной из важнейших и сложных тем в педагогической теории и практике является проблема личности — её развитие, формирование и социализация. Эта тема рассматривается с разных сторон и затрагивает разные науки: философию, социологию, физиологию, анатомию, психологию и другие. Современная педагогика до сих пор спорит о том, как происходит социализация детей в дошкольном возрасте. Педагогическая диагностика уровня социализации остаётся сложной задачей и редко эффективно применяется в реальной образовательной практике.

Под социализацией понимается процесс становления личностных качеств, при котором человек усваивает социальные и культурные нормы и постепенно принимает их как важные ценности. Когда человек становится частью определённой социальной группы, чувствует своё место в системе общественных отношений и осознаёт значимость выполняемых им социальных ролей, он проходит путь социализации. Общение играет ключевую роль в этом процессе. Чем богаче и разнообразнее круг общения ребёнка, тем больше у него возможностей для формирования личного опыта взаимодействия с людьми в различных жизненных ситуациях.

Процесс социализации зависит от сочетания трёх направлений развития личности:

  1. Адаптация — умение подстраиваться под требования окружающей среды, следовать принятым нормам и правилам.
  2. Автономизация — способность действовать самостоятельно, исходя из собственного представления о себе, своих возможностях и правах.
  3. Активность — стремление к преобразованию социальной среды, руководствуясь своими ценностями и потребностями.
  4. Индивидуальная особенность социализации определяется характером сочетания этих трёх аспектов. Именно через социализацию формируются основы поведения личности. В процессе индивидуализации человек развивает внутренний потенциал, который затем использует во взаимодействии с обществом. Чем более развита личность, тем она социально значима.

В детстве закладываются основы способности человека адаптироваться к изменяющейся социальной среде и выделять себя среди других. Социальное развитие включает в себя как социализацию, так и индивидуализацию. Оно происходит через общение с близкими взрослыми и сверстниками, погружая ребёнка в мир социальных отношений. Эффективность социализации во многом зависит от эмоционального состояния ребёнка. Удовлетворённость деятельностью, уверенность в себе, чувство защищённости в семье и в коллективе — всё это составляет эмоциональное благополучие, которое необходимо для полноценного развития личности с самых ранних лет жизни.

Показателями социального развития дошкольников являются:

  • умение общаться с взрослыми;
  • сотрудничество с педагогами;
  • социальная компетентность (включающая мотивационный, когнитивный и поведенческий аспекты);
  • ориентация в предметном мире и в представлениях о самом себе, своей деятельности и общественной жизни.

Социализация происходит как в близком окружении (в семье), так и в широком социуме (в обществе). Среда оказывает огромное влияние на формирование личности. Под её воздействием человек постепенно включается в социальную жизнь. Этот процесс длится всю жизнь и как стихийным, так и целенаправленным. Работа с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, связана с рядом трудностей. Прежде всего, такие дети испытывают проблемы в установлении контактов с окружающими, имеют ограниченные возможности для общения и доступа к культурным ценностям..

Дети с интеллектуальными нарушениями отличаются от своих здоровых сверстников. Они менее самостоятельны, зависят от взрослых, плохо ориентируются в новых ситуациях. Их поведение часто не соответствует ситуации, они не умеют сотрудничать ни с новыми взрослыми, ни со сверстниками, что затрудняет их социальную адаптацию. Нарушения общения ещё больше усложняют процесс социализации. Дети не всегда понимают цель общения или не владеют нужными языковыми средствами, поэтому их попытки взаимодействия оказываются безрезультатными. У них слабо развиты навыки речевого этикета, возникают ошибки в построении высказываний — они могут быть неточными, нелогичными, грамматически неверными.

В дошкольных учреждениях используются различные программы, направленные на социальное развитие детей:

  • программа "Я – Человек" (С.И. Козлова и др.),
  • "Наследие" (Я.М. Новицкая и др.),
  • "Дружные ребята" (Р.С. Буре и др.),
  • "Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Р.Б. Стеркина и др.).

Программы различаются по акцентам: одна делает упор на познании социального мира, другая — на этических аспектах, третья — на роли семьи и культуры, четвёртая — на безопасной адаптации в современном мире.

Для успешного решения задач социального развития необходимо:

  1. Объединить усилия педагогов, врачей, психологов и социальных работников.
  2. Разработать единый подход к поддержке детей и их семей.
  3. Постоянно информировать родителей о достижениях в системе воспитания.
  4. Вовлекать родителей в образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Главной целью коррекционной работы является создание условий для всестороннего развития детей и расширения их социального опыта. Задачи социального развития считаются одними из приоритетных, поскольку вся система обучения и воспитания направлена на интеграцию детей в коллектив сверстников. Среди достижений детей в группе можно выделить:

  • умение общаться со взрослыми и детьми;
  • способность адаптироваться к окружающей среде;
  • умение слушать и выполнять указания;
  • способность замечать эмоции других;
  • уважение к труду взрослых;
  • навыки самообслуживания и опрятности и др.

Для формирования этих умений решаются две категории задач:

  • работа с самим ребёнком;
  • работа с его родителями.

Коррекционно-педагогическая деятельность строится на основе взаимодействия ребёнка с педагогом в специально организованной развивающей среде. Такая среда учитывает уровень развития ребёнка и направлена на развитие коммуникативных навыков, восприятия, мышления, речи и других функций. Взаимодействие в игре и других видах деятельности позволяет ребёнку усвоить социальные нормы и получить личный опыт поведения в обществе. Это основано на теории деятельности, согласно которой ребёнок усваивает внешние действия через их интериоризацию (внутреннее освоение).

Особенно важна игровая деятельность, поскольку именно в игре ребёнок учится общаться, проявлять самостоятельность, развивать волевые качества и умение преодолевать конфликты. Игра даёт возможность ребёнку безопасно экспериментировать с различными формами поведения, выбирать для себя наиболее приемлемые роли и способы взаимодействия. Полученный в игре опыт переносится в реальную жизнь.

Содержание коррекционной работы включает следующие направления:

  • формирование положительного общения с взрослыми;
  • развитие образа "Я";
  • формирование представлений о других людях;
  • развитие навыков взаимодействия со сверстниками;
  • усвоение норм поведения;
  • обучение способам получения знаний;
  • развитие бытовых и гигиенических навыков.

Социализация понимается как процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта в ходе его психологического и интеллектуального развития. Она включает формирование нравственных ценностей, норм поведения и мотивационных установок под влиянием воспитания и обучения. Важно выделить двойственную природу социализации: с одной стороны, это приобретение социального опыта через взаимодействие с окружающей средой, а с другой — активное участие ребёнка в создании и воспроизводстве социальных связей посредством собственной деятельности. Ребёнок не только принимает социальные нормы, но и перерабатывает их, превращая в личные ценности. Таким образом, социализация становится не просто накоплением опыта, а его обновлением и продвижением на новый уровень.

Список использованных источников

  1. Закрепина А. Социальное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2009. №11.
  2. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: Диссерт. канд. пед. наук, Ростов-на-Дону, 2011.
  3. Маралова Е.А. Развитие детей в совместной игровой деятельности с педагогом // В.Новгород: НовГУ. 2011
  4. Овчарова. Справочная книга школьного психолога.
  5. Стребелева Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2009. №3.
  6. Стребелева Е.А., Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. №6.
  7. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.,2004. – С. 28.
  8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта //Социальный интеллект: теория, измерение, исследование/под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова М.: Институт психологии РАН,2004. – С.11-28.
  9. Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. — 2010.
  10. Шилова О.В. К проблеме развития социального интеллекта у старших дошкольников и младших школьников // Психологическая наука в образовательном пространстве: мат. V Регион. науч.-практич. конф. – Н. Новгород: НГПУ, 2008. – С. 147- 150.
  11. Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта // Проблемы оценивания в психологии. — Саратов, 1984. — С. 84—87.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами"

Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями "Будка для собаки"

Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Напралено на умение развличать геометрические фигуры, работать со схемой, формиро...

Статья на тему: "Театрализованная деятельность как эффективное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

Таетрализованная деятельность дает детям необходимую гамму переживаний, вызывая добрые и серьезные чувства, поможет научить добру и справедливости. Любая театрализвция ориентирована на социально-педаг...

Статья "Сюжетно-ролевая игра как основное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается актуальность этой проблемы. А также значение этого вида игры для социализации дошкольников....

Занятие – игра «ПОДСНЕЖНИК» для детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Цель: художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях дистанционной формы обучения.Задачи: Образовательные:знакомство ребенка с ...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями Тема «Моя семья»

Цель:1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями понятия родственные отношения в семье в игровой деятельности. Задачи:Обучающие:- формировать позитивное ...