Театрализовано- игровая деятельность в детском саду
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Театрализация- одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми. Драматизировать можно сказки, басни, короткие рассказы.
Возможно создание "сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализовано – игровая деятельность в детском саду
Театрализация- использование средств театра в педагогическом процессе. Элементы театрализации, театрализованная игра являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (необходимость педагогического руководства, распределение ролей, коллективность). Основа театрализации- образность, которая позволяет отобрать средства художественной выразительности. Театрализация- одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми. Драматизировать можно сказки, басни, короткие рассказы. Возможно создание «сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечет лучшее запоминание, развивает творческое воображение.
Например, рассматривая такие элементы театрализации, как актерская, режиссерская деятельность. Дети выступают как актеры или режиссеры и работа в качестве актеров помогает дошкольникам понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит. А режиссерская работа заставляет проанализировать все детали и взаимодействия в эпизоде, определить его место в целом произведении, объяснить поведение действующих лиц. Важную роль в театрализации играет оформительская работа, она включает: создание костюмов (при помощи родителей), декораций, музыкальное сопровождение постановок. Работа детей не должна оставаться без внимания. Такой элемент театрализации, как инсценировка текста, что означает перевод текста в сценический вариант для постановки на сцене, то работая над инсценировкой произведения или его эпизода, важно: определить главную мысль произведения и отношение автора к лицам и событиям; определить главных и второстепенных героев, понять их взаимоотношения, характер.
Дети обладают таким потенциалом, который активно проявляется в формах эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления, они легко способны перевоплощаться, самостоятельно создавать образы и передавать характер героев художественных произведений. Больше времени отводиться ролевым играм, которые являются неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого ребенка, которые в свою очередь помогают освоить необходимые правила, законы и моральные нормы общества, членом которого он является. Когда дети только начинают играть в ту или иную игру у них складываются свои правила, свой сюжет игры, все зависит от того на сколько развита фантазия ребенка. Играя, так или иначе, ребенок копирует действия, слова, поведение родителей, любых сказочных героев, старших братьев и сестер, они стараются подражать им. Игры детей любого возраста близки к импровизированным театральным постановкам. Ребенок во время игры может побывать в роли певца, танцовщика, сказочного героя и т.д. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.
А театрализованная деятельность способствует: - формированию нравственной модели поведения в современном обществе; - обогащению культурной жизни, приобщению к духовным ценностям; - знакомству детей с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями своего народа; - совершенствованию навыка воплощения в игре определенных переживаний, формированию фантазии, побуждению к созданию образов новых героев. Кроме того, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка. Ребенок учиться сочувствовать и сопереживать персонажам, ставить себя на их место, а также вникать в разыгрываемые события. Путь через игру, фантазирование, сочинительство является самым эффективным и результативным для достижения целей эмоционального раскрепощения ребенка, обучения художественному воображению.
Театрализовано- игровая деятельность для детей, очень разнообразная и разносторонняя. В ней существуют такие направления как кукольный театр, постановки, этюды, инсценировки и многое другое. Все это завлекает детей и оказывает помощь в их духовно- нравственном развитии. В процессе театрализованной деятельности у детей происходит формирование чувства ритма и грамотной речи, видение цели и содержания композиции и умение работать сообща, проявлять взаимопомощь и наблюдательность.
Дети, участвующие в театрализованной деятельности, узнают много нового, в особенности об окружающем их мире, который раскрывается во всем многообразие через различные звуки, образы, краски, а четко сформулированные вопросы заставляют их задуматься, анализировать и все это способствует развитию их умственных способностей. Именно через любовь к театру у них остаются только яркие воспоминания своего детства, которое выражается в ощущении праздника, проведенного вместе с родителями, педагогами и сверстниками в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность дает возможность для развития своих творческих способностей, так как этот вид деятельности требует сообразительности, внимания, организованности, быстроты реакции, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Не надо думать, что все дети хотят побывать на сцене, так как некоторым больше нравится организовывать различные постановки, выполнять какие-либо поручения или обязанности. Многим хочется побывать на месте сценариста или режиссера, а кому-то ближе быть декоратором или ответственными за свет и звук. Такая работа над организацией постановок формирует дисциплинированность, аккуратность, умение находить выход из трудных ситуаций. Дети приобретают опыт, играя в театре, в ходе этого они учатся на своих ошибках и ошибках своих сверстников. Поэтому следует постоянно подводить итоги своей деятельности, проводить беседу, выслушать мнение каждого ребенка, что у кого получилось даже лучше, чем на репетициях, а у кого получилось хуже и над чем еще нужно поработать. Такая беседа сможет помочь ребенку сделать выводы по своей деятельности, постараться доработать ее, чтобы в следующий раз его отметили, похвалили. В театрализованной деятельности не всегда все проходит на «отлично». Иногда возникают такие моменты, когда во время выступления актер не вовремя выходит на сцену, либо возникает длительная пауза в диалоге (забыл слова, растерялся), именно такие ситуации формируют у детей дисциплину и чувство ответственности за себя и за других. Психологическую природу возрастных предпочтений различных видов творческой деятельности стремился выявить и обосновать известный советский психолог Л.С. Выготский. Он считал, что рисование является «типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного».
Театральное творчество близко детям по двум причинам: – во первых, этот вид творческой деятельности основан на действии, совершаемом самим ребенком; – во вторых, драматизация непосредственно связана с игрой и является корнем всякого детского творчества. Ведь именно в игре ребенок привыкает действовать в предлагаемых обстоятельствах, впервые прибегает к услугам могущественного «как бы» и «понарошку». Именно в процессе игры складывается и способность к внутреннему действию. Наконец, способность к обобщению. Как раз в процессе игры ребёнку приходится постоянно выделять существенные, наиболее типичные признаки явлений и предметов, обобщать их. Ребёнок играет не в конкретного доктора, шофёра или летчика, а созданный в воображении обобщенный образ представителя этой профессии. Игра развивает и тренирует определённый тип воображения, необходимый для восприятия искусства, в ходе игры необходимо создавать в воображении игровую ситуацию, придавать предметам условный (символический) смысл. с.
Постепенно в процессе развития личности наступает этап, когда игра, выполнив свое назначение, шаг за шагом уходит из жизни детей. Но к этому периоду у них оказываются уже сформированными внутренние способности, которые при благоприятных условиях становятся важными элементами художественного восприятия. И в первую очередь это проявляется при овладении языком зрелищных искусств, театра в особенности.
Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
Театр – коллективное искусство. Занимаясь театром, ребёнок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким детям, потому что игра и общение являются для младших школьников ведущей психологической деятельностью.
Театр – искусство, обращённое к самым различным социальным слоям. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разнообразными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу как юных, так и взрослых зрителей.
Игра является почти врождённой потребностью ребёнка, так как даёт возможность познавать мир, общаясь со взрослыми, копировать действия людей, развивать свой личностный потенциал. Рассматривая игру как условие и средство личностного развития, можно сделать выводы, что она позволяет удовлетворять в детстве большинство человеческих потребностей. Игра вселяет уверенность в свои силы, поднимает настроение и даёт возможность чувствовать себя нужным, значимым в сообществе других людей. Игра создаёт особую среду жизнедеятельности, которая даёт возможность каждому быть успешным, найти смысл своего существования.
Театральная игра как специфическая деятельность и как форма деятельности привлекает школьников предоставляемой возможностью реализовать свой личностный потенциал, получить новые знания и умения, обрести успех в процессе межличностного взаимодействия.
Занятия театральным искусством включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребёнка, театр обращается к ребёнку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.
Литература
1.Голышева И. А., Сбитнева Е. С. «Театрализованная деятельность как средство духовно-
нравственного воспитания младших школьников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение театрализовано - игровой деятельности в детском саду.
Театр самый доступный вид искусства для детей, он позволяет решать многие проблемы связанные с педагогикой и психологией детей.Театрализовано – игровая деятельность помогает развивать у детей память, ...

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.
В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

Доклад "Театрализовано-- игровая деятельность в деском саду"
Доклад "Театрализовано- игровая деятельность в детском саду"...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Технология игровой деятельности(автор Н.Ф. Губанова) Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду)
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду)...
