Воспитывающая среда в современном ДОУ
проект

Вишневская Татьяна Дмитриевна

Отчет о реализации инновационного проекта ДОУ «Воспитывающая среда как средство приобщения детей и взрослых к традиционным ценностям российского общества» (первый год реализации проекта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_efir_15.04.2025.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление «Воспитывающая среда в современном ДОУ»

В этом году наш детский сад начал реализацию нового инновационного проекта «Воспитывающая среда как средство приобщения детей и взрослых к традиционным ценностям российского общества».

(Цели и задачи проекта вы видите на экране)

На современном этапе развития общества патриотическое, духовно-нравственное воспитание является основополагающим направлением государственной политики. Оно требует особого комплексного подхода, так как является важной составляющей системы национальной безопасности Российской Федерации.

Чтобы воспитать в  человеке чувство гордости за свою Родину, необходимо с детства научить ребенка любить и уважать традиции и ценности своего народа.

Психологи отмечают, что детям традиции очень важны, это не только сохраняет связь поколений, но и с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира.

Исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны знания о традициях и ценностях российского общества если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес.

То есть наша главная задача, заключается в том, чтобы донести до детей важную, нужную, сложную и очень серьезную информацию в доступной для них форме.

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться  в национальных  традициях. Воспитательный потенциал народных традиций    актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение  к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии. Наша работа  заключается в том, что бы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Поэтому, выход из этой ситуации есть - в возрождении  и приобщении

дошкольников  к национальным  традициям  отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития   ребенка.

Для успешной работы в данном направлении  важна система и последовательность по воспитанию положительного  отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности дошкольников, его личностные и духовно-нравственные качества.

Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

В нашем случае, приобщение к традиционным ценностям детей и взрослых планируется через воспитывающую среду. Воспитывающая среда включает в себя совокупность различных условий, предполагающих возможность взаимодействия детей и взрослых и раскрывает ценности и смыслы заложенные в укладе. Если сказать простыми словами – то воспитывающая среда это пространство окружающее участников проекта, в рамках которого происходит процесс воспитания.

2025 год объявлен президентом Годом защитника Отечества, наша страна отмечает 80 летие со дня Великой победы над фашисткой Германией, поэтому мероприятия проекта в этом году посвящены этой теме.

В первую очередь, во всех возрастных группах обновлена развивающая предметно-пространственная среда (обновлены патриотические уголки, разработаны и изготовлены игры патриотической направленности, дидактические, интерактивные, подвижные….); в утренний и вечерний круг включены мероприятия соответствующей тематики, обновлены мини-музей групп, проекты по работе с родителями, все воспитывающее пространство организовано так, чтобы донести до детей память о тех далеких для них временах.

Родители и социальные партнеры активные соучастники и помощники по реализации нашего проекта.

В каждом проведенном мероприятии обязательно прослеживается воспитывающая составляющая, а именно присутствует мысль: Я горжусь, я помню, я люблю, люблю сою Родину, свою семью, горжусь своим папой, горжусь своим другом, помню своего прадеда, помню правила поведения в музее и т.д.,  и т.п. Все начинается с малого….

Учреждение активно принимает участие в городских, районных и всероссийских  акциях и мероприятиях «Письмо солдату», «Зарница», «Здоровое поколение – сильная страна», «Рисуем победу» и многое другое.

Ребята помладше познают традиции через устное народное творчество, фольклор; с ребятами старшего возраста используются другие более современные, понятные им, технологии. Мы только в начале пути реализации нашего проекта, уверены, впереди нас ждет много увлекательного, нового, а главное полезного для всех.

О первых своих успехах мы расскажем и поделимся своим опытом на стажерской практике, которая состоится 17 апреля. (Программа на экране)

Мы расскажем о возможности использования мультфильмов (современных)  в приобщении детей и взрослых к традиционным ценностям общества, раскроем Вам особенности  простой в организации  и очень эффективной инновационной  технологии взаимодействия взрослых и детей  «детский совет». Ведь «детский совет» - это то место, время и форма, где самым естественным образом   дети учатся  управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения.

Поделимся опытом использования Хай Тек технологий, технологий открывающих новые горизонты  для взаимодействия детского сада и семьи, именно они являются инструментом для обмена знаниями, укрепляют  взаимоотношения между всеми участниками образовательных отношений.

Ждем вас у себя на стажерской практике, в Камне –на-Оби. Будем рады всех видеть!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Физическое и оздоровительное направление через воспитывающие среды

В статье  рассказано как воспитывающие среды развивают физические качества ребенка и не только.......

«Лучшая воспитывающая среда познавательной направленности»

Идея Реджио - подхода заключается в том, что дети способны сами развивать свой интеллект. Реджио - это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как ...

Презентация "Технологии интерактивного обучения - эффективная модель построения воспитывающей среды"

Суть интерактивного обучения :-процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения.-исполь...

Воспитывающая среда в жизни ребенка

Каждый из людей приобретает собственное начало в семье. Во многом от семейного воспитания зависит то каким станет дошкольник. Все без исключения значения, какие сумели вложить отец с матерью в детей, ...

Модель воспитывающей среды в ДОУ

Как построить воспитывающую среду, на какие принципы опираться,   какие линии предусмотреть при её построении,.  в данной работе представлена модель воспитывающей среды нашего ДОУ....

Памятка для воспитателей "Воспитывающая среда. Организация предметно-пространственной среды "

Памятка составлена на основе положений Федеральной образовательной программы дошкольного образования п.29.3.6. (Приказ Минпросвещения РФ №1028 от 25.11.2022). "Реализация воспитательного потенциа...