Рабочая программа волонтерского движения «Дорогою добра»
рабочая программа (подготовительная группа)
А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Рассмотрена на заседании Педагогического совета протокол № ___ от «___» ________ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ ДСКВ «Солнышко» ____________ Морозова Г.В. Приказ № _____ от «___» ______ г. |
Рабочая программа волонтерского движения
«Дорогою добра»
Срок реализации; 2024 – 2025 учебный год.
Целевая аудитория :
дети дошкольного возраста 6 -7 лет
Воспитатели;
Адуева Г.Г.
.
Покачи
2024
- Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего жизненного пути он включен во взаимодействия.
В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который
становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить
к жизни.
Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтер (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтёр - это синоним слова «доброволец».
Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!
Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как:
- милосердие, ответственность, самостоятельность;
- оптимизации детско-родительских отношений;
- повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – ДОУ – социум».
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к
окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и
милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.
1.2. Новизна и теоретическая значимость Программы
Новизна: состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Ведущая педагогическая идея волонтерского движения «Спешите делать добром» – развитие общения в детской среде, способствующего ранней позитивной социализации ребенка-дошкольника, через активную деятельность, в которой дети выступают инициаторами и организаторами изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении. Наша задача вырастить новое поколение российских граждан, развитых нравственно и духовно, и от нас, взрослых, зависит, сможем ли мы сформировать духовно – нравственные принципы и идеалы детей, воспитать самоуважение и уважение к окружающим людям и миру в целом.
1.3. Цель и задачи Программы.
Цель: Создать организацию в детском саду, в частности в группе
«Радуга», волонтерского движения «Дорогою добра», объединив воедино активных, творческих, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально-важных акциях и мероприятиях.
Задачи:
- формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность;
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
- создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
- расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада;
- дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
- составить план мероприятий и реализовать его в течение 2022– 2023 уч.г.
- разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
1.4. Принципы организации волонтерского движения.
В основе любого волонтерского движения лежит принцип «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Волонтёрство - это не просто слова, это добровольные действия, направленные на помощь людям, животным, природе и обществу в целом.
Волонтерство учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя, учит просто дарить радость окружающим людям, беречь красоту окружающего мира.
Основные организационные формы работы:
• уроки доброты;
• экскурсии;
• праздники, развлечения, акции;
• тематические выставки;
• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
Методы и приемы:
- диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
- игры-практикумы, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
- проектирование.
Формы взаимодействия с родителями:
∙ разработка планов (проектов) маршрутов выходного дня;
∙ создание совместных проектов (разработка планов мероприятий) праздников, важных для города событий и их реализация;
∙ участие в социальных акциях;
∙ организация совместных выставок.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы.
В результате реализации Программы планируется:
- расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
- приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения традиций русского народа;
- систематизировать проведение мероприятий благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди;
- привлечь родителей воспитанников к волонтерской деятельности в ДОУ;
- развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
2. Содержательный раздел.
2.1. План работы волонтерского движения
«Дорогою добра»
№ | Название мероприятия и цель | Сроки реализации |
1 | 1.Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. 2. Беседа «Мы –волонтеры». Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. 3. Торжественное мероприятие «Посвящение в волонтеры» 4.Беседа « Что в тебе и во мне общего» Цель;доброжелательное отношение к окружающим людям. | Сентябрь |
2 | 1. Акция «День защиты животных» 2. Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!». Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. 3. Участие в акциях: по сбору «Батарейки» | Октябрь |
3 | 1. Трудовой десант «Убираем мусор» Цель: улучшит экологическое состояние территории сада, воспитывать бережное отношение к природе. 2.Акция « Всемирный день доброты» 3. Выставка рисунков «Береги свою планету» | Ноябрь |
4 | 1. Акция «Покормите птиц зимой». Цель: оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране. 2.Изготовление плаката «Мы волонтеры! «Акция «День волонтера и добровольцев». 3.«Неделя добрых дел» Цель; Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми 4.Показ тетрализованного представления детям средней группы «Сказка о добре». | Декабрь - январь |
1.Беседа «Легко ли быть добрым?» Цель: создать условия для воспитания доброты, милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях. 2. Поздравительные открытки и письма солдатам. 3. Открытка «С Днём защитника Отечества» 4.«Волонтеры - друзья малышей» - оказание помощи малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место. Цель: способствовать формированию заботливого отношения, сформировать дружеские взаимоотношения, представление о товариществе, взаимовыручке. |
Февраль | |
5 | 1.Акция: «Самый главный человек на земле». (Изготовление подарка для мамы). Цель: воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям - мамам, бабушкам. 2. Поздравления женщин с 8 марта. 3. День добрых дел. 4. Экологический марафон (распространение буклетов «Берегите планету») | Март |
6 | 1. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем». Цель: воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. 2. Зоозащитная акция «Веснушка» (распространение листовок «Возьми меня домой», сбор корма для бездомных животных.) 3. Постановка сказки «Храбрый заяц». 4. Работа с социальными партнерами- приглашение в детский сад волонтеров- школьников. (Встреча с волонтерами МДМЦ «Таймер») | Апрель |
7 | 1. Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти. 2. Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…». Цель: создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим; 3. Беседа «Родина моя» Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России. 4. Фотовыставка «Наши добрые дела» 5. Торжественная церемония «Посвящение в волонтеры!» | Май |
3.Организационный раздел.
3.1. Условия для организации волонтерского движения
1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении
волонтеров и подготовке мероприятий.
2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, уроки доброты, концертные программы, театрализованные представления).
3. Информационное обеспечение опыта работы (газета, фотоальбом, и т.п.).
4. Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ.
3.2.Особенности организации волонтерского движения.
Заповеди волонтеров
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Кодекс волонтеров.
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и всех научим, как сделать свое здоровье лучше!
3. Акции – нужное дело и важное.
4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается.
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
6. День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!
Используемая литература:
- О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
- В.Степанов. Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2007г.
- Л.А. Кодрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во «ТЦ Сфера», 2013.
- В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
- Л.Б.Фесюкова. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.
- Н.В.Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г - 144 стр.
- Т.С.Комарова. «Народное искусство в воспитании детей». М.: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.- 208с.
- Л.Я.Шпикалова, Г.А.Поровская «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с
- Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).
- Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
- .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Дошкольное волонтерское движение «Дорогою добра»
Волонтерское движение «Дорогою добра» предполагается в условиях детского сада, путем объединения активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей ...

Проект волонтерского движения "Дорогою добра"
Формирования функциональной грамотности дошкольников в сфере социальных отношений через создания волонтерского движения "Дорогаю добра"...

Программа волонтерского движения «Дорогою Добра»
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социал...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУССКАЯ ИЗБА», РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ДОРОГОЮ ДОБРА"
Музейная педагогика. Волонтерская деятельность....

Волонтерское движение "Дорогою добра" на базе МБДОУ "Детский сад № 80 "Веснушка"
Волонтерское движение "Дорогою добра"...

Рабочая программа волонтерского движения «Дорогою Добра»
Объединить воедино активных, творческих, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально-важных акциях и мероприятиях...

Рабочая программа волонтерского движения «Дорогою добра»
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...
