Рабочая программа волонтерского движения «Дорогою добра»
рабочая программа (подготовительная группа)

Адуева Гульнара Гамзаевна

А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volontery_6-7_let.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Рассмотрена

на заседании Педагогического  совета

протокол № ___

от «___»  ________ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

____________ Морозова Г.В.

Приказ № _____ от «___» ______ г.

                         

Рабочая программа волонтерского движения

«Дорогою добра»

                                   

                                  Срок реализации; 2024 – 2025 учебный год.

                                             

Целевая аудитория :

дети дошкольного возраста 6 -7 лет

   

 Воспитатели;                              

                                                                                                                                                 Адуева Г.Г.

.

Покачи

2024

                                           

  1. Целевой раздел.                                                                              

1.1.Пояснительная записка.

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего жизненного пути он включен во взаимодействия.

В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который

становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

 Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить

к жизни.

Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

 Волонтер (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.  Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтёр - это синоним слова «доброволец».

Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее  и любовь к окружающим!

Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как:

  • милосердие, ответственность, самостоятельность;
  • оптимизации детско-родительских отношений;
  • повышению рейтинга образовательного учреждения,  так  как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – ДОУ – социум».

    Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к

окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и

милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

1.2.  Новизна и теоретическая значимость Программы 

Новизна: состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Ведущая педагогическая идея волонтерского движения «Спешите делать добром» – развитие общения в детской среде, способствующего ранней позитивной социализации ребенка-дошкольника, через активную деятельность, в которой дети выступают инициаторами и организаторами изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении. Наша задача вырастить новое поколение российских граждан, развитых нравственно и духовно, и от нас, взрослых, зависит, сможем ли мы сформировать духовно – нравственные принципы и идеалы детей, воспитать самоуважение и уважение к окружающим людям и миру в целом.

1.3. Цель и задачи Программы.

Цель: Создать организацию в детском саду, в частности в группе

«Радуга», волонтерского движения «Дорогою добра», объединив воедино активных, творческих, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально-важных акциях и мероприятиях.

Задачи:

  • формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность;
  • воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность;
  • формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  • создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;                                            
  • расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада;
  • дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
  • составить план мероприятий и реализовать его в течение 2022– 2023  уч.г.
  • разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.

1.4. Принципы организации волонтерского движения.

 В основе любого волонтерского движения лежит принцип «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Волонтёрство - это не просто слова, это добровольные действия, направленные на помощь людям, животным, природе и обществу в целом.

Волонтерство учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя, учит просто дарить радость окружающим людям, беречь красоту окружающего мира.

 Основные организационные формы работы:

 • уроки доброты;

• экскурсии;

 • праздники, развлечения, акции;

• тематические выставки;

• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;

Методы и приемы: 

  • диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
  • игры-практикумы, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
  • проблемные ситуации;
  • проектирование.  

Формы взаимодействия с родителями: 

∙ разработка планов (проектов) маршрутов выходного дня;

∙ создание совместных проектов (разработка планов мероприятий) праздников, важных для города событий и их реализация;

∙ участие в социальных акциях;

∙ организация совместных выставок.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы.

В результате реализации Программы планируется:

  • расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
  • приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения традиций русского народа;
  • систематизировать проведение мероприятий благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди;
  • привлечь родителей воспитанников к волонтерской деятельности в ДОУ;
  • развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

                                       2. Содержательный раздел.

2.1. План работы волонтерского движения

«Дорогою добра»

Название мероприятия и цель

Сроки реализации

1

1.Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

2. Беседа «Мы –волонтеры».

Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

3. Торжественное мероприятие «Посвящение в волонтеры»

4.Беседа « Что в тебе и во мне общего»

Цель;доброжелательное отношение к окружающим людям.

Сентябрь

2

1. Акция «День защиты животных»

2. Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!».

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

3. Участие в акциях:  по сбору «Батарейки»

Октябрь

3

1. Трудовой десант «Убираем мусор»

Цель: улучшит экологическое состояние территории сада, воспитывать бережное отношение к природе.

2.Акция « Всемирный день доброты»

3. Выставка рисунков «Береги свою планету»

Ноябрь

4

1. Акция «Покормите птиц зимой».

Цель: оказать  посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране. 2.Изготовление плаката «Мы волонтеры! «Акция «День волонтера и добровольцев».

3.«Неделя добрых дел»

Цель; Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми

4.Показ тетрализованного представления детям средней группы «Сказка о добре».

Декабрь - январь

1.Беседа «Легко ли быть добрым?»

Цель: создать условия для воспитания доброты, милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях.

2. Поздравительные открытки и письма солдатам.

3. Открытка «С Днём защитника Отечества»

4.«Волонтеры - друзья малышей» - оказание помощи малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место.

Цель: способствовать формированию заботливого отношения,  сформировать дружеские взаимоотношения, представление о товариществе, взаимовыручке.

     

Февраль

5

1.Акция: «Самый главный человек на земле». (Изготовление подарка для мамы).

Цель: воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям -   мамам, бабушкам.

2. Поздравления женщин с 8 марта.

3. День добрых дел.

4. Экологический марафон (распространение буклетов «Берегите планету»)

Март

6

1. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем».

Цель: воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

2. Зоозащитная акция «Веснушка»

(распространение листовок «Возьми меня домой», сбор корма для бездомных животных.)

3. Постановка сказки «Храбрый заяц».

4. Работа с социальными партнерами- приглашение в детский сад волонтеров- школьников. (Встреча с волонтерами МДМЦ «Таймер»)

Апрель

7

1. Всероссийская акция «Георгиевская ленточка»

Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти.

2. Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…».

Цель: создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим;

3. Беседа «Родина моя»

Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

 4. Фотовыставка «Наши добрые дела»

5. Торжественная церемония «Посвящение в волонтеры!»

Май

3.Организационный раздел.

3.1. Условия для организации волонтерского движения

1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении

волонтеров и подготовке мероприятий.

2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, уроки доброты, концертные программы, театрализованные представления).

3. Информационное обеспечение опыта работы (газета, фотоальбом, и т.п.).

4. Взаимодействие с социальными партнерами ДОУ.

3.2.Особенности организации волонтерского движения.

Заповеди волонтеров

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.

4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.                                

Кодекс волонтеров.

1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!

2. Знаем сами и всех научим, как сделать свое здоровье лучше!

3. Акции – нужное дело и важное.

4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается.

5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)

6. День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!

Используемая литература:

  • О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
  • В.Степанов. Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2007г.
  • Л.А. Кодрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во «ТЦ Сфера», 2013.
  • В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
  • Л.Б.Фесюкова. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.
  • Н.В.Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через  декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г - 144 стр.
  • Т.С.Комарова. «Народное искусство в  воспитании детей». М.: Издательство «Российское  педагогическое  агентство» 1997.- 208с.
  • Л.Я.Шпикалова, Г.А.Поровская «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с
  • Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).
  • Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
  1. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Дошкольное волонтерское движение «Дорогою добра»

Волонтерское движение «Дорогою добра»  предполагается в  условиях детского сада, путем  объединения активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей ...

Проект волонтерского движения "Дорогою добра"

Формирования функциональной грамотности дошкольников в сфере социальных отношений через создания волонтерского движения "Дорогаю добра"...

Программа волонтерского движения «Дорогою Добра»

 Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социал...

Рабочая программа волонтерского движения «Дорогою Добра»

Объединить воедино активных, творческих, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально-важных акциях и мероприятиях...

Рабочая программа волонтерского движения «Дорогою добра»

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...