Доклад к семинару-практикуму "Воспитание патриотизма через образ большой и малой Родины"
консультация

Ануся Юрьевна Малаева

«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru-paktikumu.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

с.п. Сармаково

Доклад

«Воспитание любви к окружающему миру

через образ малой и большой Родины»

(к районному семинару для воспитателей старших и подготовительных Зольского муниципального района)

подготовила

старший воспитатель: Малаева А.Ю.

ноябрь,  2022г.

«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

                                                                                     В.А. Сухомлинский

      «Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы птиц, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение.                                                                      

    В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма  дошкольника, и в нашей образовательной программе, программа «Воспитание» проходит красной нитью.

   В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Без любви к своей семье, дому, Родине – нельзя воспитать достойного гражданина, ведь малая Родина - это часть большой Родины.

    Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, это период начальной социализации личности, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.

    Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы,  ведь каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, положительными эмоциями. Потому что с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной  семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

    Реализовать работу по нравственно- патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах созданная педагогами ДОУ.С учётом возрастных особенностей детей в группах собраны наиболее актуальные для определённого возрастного периода наглядно – демонстрационный материал.     Представлены альбомы с фотографиями о ближайшем окружении ребёнка, папки раздвижки, уголки по патриотическому воспитанию, пазлы, имеется специальная серия дидактических игр, древо, музыкальный уголок, атрибуты к народным сказкам.

   В подготовительной группе оформлен тематический уголок «Наше село», где расставлен и разложен соответствующий материал по данной теме. В центре расположили главную улицу, социальные объекты села, указатели с названием улиц ,с именами героев ВОВ, для того, чтобы дети могли наглядно видеть расположение улиц, домов. Дети могут определять месторасположение своей улицы на общей схеме села.

       Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны... Только научившись любить свою малую Родину, и свой народ, можно говорить о любви к Большой Родине.

И мы постепенно стараемся подвести ребенка к пониманию того, что у каждого человека есть своя малая родина – местечко (село, город), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия.

   Любой край, область, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбирая соответствующий материал, позволяет нам формировать у детей представление о том, чем славен наш народ, родной край. Мы рассказываем и показываем детям, что родной край, славен своей историей, традициями, культурой, достопримечательностями, памятниками, известными людьми.

      Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблем патриотического воспитания ,основная его цель – развитие свободной и творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем.

      Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Достоинства метода проектов

Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования :

  Образовательный процесс строится по трём основным направлениям деятельности: непосредственная образовательная деятельность педагога  детьми, организованная деятельность педагога с  детьми и самостоятельная деятельность детей.

Интеграция  по освоению образовательных областей:

 ОО «Познавательное развитие»:

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее малой Родины;

- природа родного края и малой Родины, экологическое сознание и экологическая культура;

ОО «Социально- коммуникативное развитие»:

 - развитие игровой деятельности детей;

 - обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

 - формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;

- свободное общение взрослых и детей в процессе всей совместной  работы;

 - формирование представлений о профессиях родных и близких детей;

 - развитие собственной трудовой деятельности детей;

 - воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

 ОО «Речевое развитие»:

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи: диалогической и монологической форм);                 приобщение к литературному творчеству писателей и поэтов –  земляков,

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

 - народное декоративно-прикладное искусство родного края

 - исторические памятники скульптуры и архитектуры малой и большой родины;

ОО  «Физическое развитие»:

 - приобщение к здоровому образу жизни.

       Мы считаем, что самым важным в работе по воспитанию патриотических чувств в детях должно проходить через игру, педагог должен вызывать у детей интерес и желание узнать больше о своем родном крае, своих предках, обычаях и конечно же дошкольники должны уметь владеть информацией и делиться ею со своими сверстниками, родными и друзьями.

      Работа по воспитанию у детей патриотических чувств осуществляется через все виды игр: дидактические, настольные, пальчиковые, театральные, хороводные, подвижные и сюжетно-ролевые.

     Значение дидактических игр особо актуально в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается интеллект, способность самостоятельно решать задачу, согласовывать свои действия и других участников игры.

    Важность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, размером, цветом. («Наш детский сад», «Наша страна», « Малая родина», « Моя семья», « Путешествие по планете земля»)

    Словесные игры – эффективный метод развития самостоятельного мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях участников игры, дети самостоятельно решают различные задачи: описывают предметы, подчеркивая их характерные особенности, угадывают их по описанию, находят сходства и различия между этими предметами и явлениями природы.(«Поиск добрых слов». «Расскажи о своей семье»,

    Народные игры – неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Они отражают образ жизни людей, их труд, национальные устои, представления о чести, отваге, ловкости, настойчивости, изобретательности,  мужестве, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что, имея нравственные устои, они учат ребенка находить гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительный фундамент для развития патриотических чувств.(«Ручеек» , «Гуси-Лебеди», «Каравай»)и т.д.

    Нравственное воспитание предполагает развитие дружеских отношений между детьми, умение вести переговоры, работать, играть и радовать старших своими поступками.

    Театрализованная игра – эффективный способ общения дошкольников, у детей активизируется и улучшается словарный запас. Дети запоминают крылатые фразы, пословицы, поговорки и прибаутки. Через театрализованные игры знакомим детей с обычаями , традициями праздниками ,фольклором ,в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижении ,тем самым воспитываем в детях чувство любви уважения, и гордости за  свой народ...  При организации работы по данному направлению мы широко используем фольклорно-этнографические праздники ,досуги, развлечения. народные игры «Маф1эщхьэджэд», «Кхъуей плъыжь к1эрыщ1э», «Унэ щ1ыхьэху»,  «Гущэхэпхэ» «Лъэтеувэ» «Пы1э къуэдзэ», «Дэ къегъэжэх» «1эпщэ-зэпе1э» и т.д.  где дети приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям и получают массу удовольствий. Каждый раз убеждаемся в том что, театр стимулирует развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляет детям радость, вызывает активный интерес , увлекают их ,примерив театральные костюмы, дети проживают в них определенный период, а значит все пережитые чувства знания полученные в театрализованных  играх, не пройдут бесследно , они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, к своей Отчизне. В прошлом году наши дети приняли участие в мероприятии   организованной «АДЫГЭ ХАСЭ» и показали театрализованную постановку на кабардинском языке «Бажэмрэ дыгъужьмрэ», которое имело большое воспитательное значение, получили положительный отзыв и благодарность от организаторов мероприятия.                  Воспитатели и воспитанники были награждены  грамотами  и комплектом книг о родном крае. Помимо фольклорной основы в играх существует литературный материал патриотической направленности – экологические сказки. В этих сказках прививается любовь к природе, воспитывается чувство сопереживания, желание помочь, защитить природу.

    Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы в патриотическом воспитании детей. («Российская Армия», «Защитники Отечества», «Летчики».и.т.д.

   Основной формой ознакомления детей с «малой» Родиной являются тематические занятия по перспективному плану с использованием наглядных пособии, в которых ребенок самостоятельно находит ответы на те или иные вопросы. На таких занятиях ,мы приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

   Экскурсий и целевые прогулки играют огромное значение ,ведь ребенок сам становиться активным участником образовательного процесса и получает новые знания и впечатления, после экскурсии закрепляем полученные знания  через беседы, которые формируют положительное эмоциональное отношение к тому, что дети увидели, развивается и обогащается их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (на занятиях по конструированию и аппликации ).

    Невозможно строить работу по воспитанию духовно-нравственных ценностей отдельно от социума. Поэтому мы тесно взаимодействуем с родителями. Известно, что основы духовной культуры личности закладываются в семье в дошкольные годы жизни ребенка.  Поэтому наиболее значима роль родителей в духовно-нравственном воспитании, в стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении.

    Определяющим фактором успешной работы педагогов с родителями на современном этапе является изменение тактики взаимодействия ДОУ и семьи. Сотрудничество не ограничивается только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь как объект воздействия. Используются другие формы сотрудничества, при которых семья – это субъект взаимодействия. Принципиально важным являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизация их творческого потенциала, возрождению и распространению опыта семейного воспитания.

    Социализация дошкольников на основе сотрудничества семьи и ДОУ– это одно из направлений реализуемой программы по духовно-нравственному воспитанию.

    Нами разработана модель именно этого направления работы. Началом нового педагогического действия всегда должно являться изучение имеющейся ситуации, для этого мы использовали метод анкетирования родителей, целью которого было - узнать все ли родители положительно относятся к знакомству детей с культурой и бытом своего народа

    Начальным этапом новых форм взаимодействия с семьей стало творческое задание для родителей «Давайте познакомимся». Это задание мы используем для того что бы активизировать родителей на совместную деятельность, вызвать интерес и самим глубже узнать своего ребенка. Этим мы попытались воздействовать на внутрисемейную составляющую.

Мой дом, моя семья, моя Родина - вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры.

С целью привлечения родителей к участию в организации мероприятий, связанных с приобщением детей к истокам нашей культуры, мы использовали разные виды деятельности:

различные  формы  взаимодействия  с  семьёй,  среди  которых:  

- родительские собрания, семинары;  

- «Дни открытых дверей»;

- проведение совместных выставок, конкурсов,

диалоговой основе;  

- наглядные формы работы: информационные стенды для родителей, папки,

передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;  

- совместные с родителями праздники, спектакли, дни рождения детей;  

- «Семейная мастерская»;

- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории),

- формировать интерес к обычаям и семейным традициям,

подготовке праздников).  

 где организовываем разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей. Родители охотно откликнулись и приняли активное участие в подготовке к праздникам, где с удовольствием участвуем сами.

Одна из форм взаимодействия с родителями и детьми в ДОУ- это совместные экскурсии детей, родителей и педагогов. Из года в год организовываем экскурсии с посещением сельской библиотеки, школьного музея «Боевой Славы», памятника павшим героям ВОВ, сельского парка культуры и отдыха «Уют». целью которой была совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию у детей стремления к доброте, скромности, любви к малой родине; послушания, вежливости, развитию познавательного интереса к истории своего села.
Хочется представить еще одну из форм совместной работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию:

В ДОУ был организован конкурс проектов «Моя семья», в котором приняли участие родители всех возрастных групп. Для оценки конкурса были определены основные критерии:

1. состав семьи;

2.история создания семьи, генеалогическое древо;

3.семейные традиции и праздники;

4.семейные увлечения;

5.семейные фотографии;

6.совместные рисунки семьи;

7.игра «10 прилагательных о ребенке».

Самыми активными участниками данного конкурса стали семьи: Машуковых, Дидановых, Лигидовых.

Без сомнения, совместное сотрудничество семьи и ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств, способствует развитию творческой инициативы, социальной активности детей и родителей, стимулирует детей к применению полученных умений и навыков в повседневной жизни.

Работая с детьми дошкольниками, мы сделали вывод, что именно систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию позволяет развивать у детей такие чувства и качества как любовь к маме и своей семье, уважение к старшим, любовь и интерес к родному селу, краю.

Актуальными являются и формы работы по воспитанию нравственных чувств, такие как:

-целевые прогулки к памятнику боевой славы, по улицам, носящим имена героев;  

Каждый год принимаем участие в акции «Бессмертный полк», митинге посвящённой Дню Победы, происходит торжественное возложение венков к вечному огню. Эти традиции необходимо чтить и продолжать.                    

- подготовка тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему с привлечением родителей.

  «Что нас радует»:

1. Дети проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к родному селу;

2. Проявляют интерес и любознательность к родному селу, району ,городу, его истории, памятникам, зданиям, достопримечательностям.

 3. С удовольствием включаются в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-макетов, связанных с познанием малой большой родины;

 4. Дети проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым людям;

 5. Отражают свои впечатления в предпочитаемых видах деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.;  

6. Осознают важность здоровья собственного и здоровья окружающих;

 Результатом всей нашей работы является высокие показатели мониторинга интегративных качеств формирование у детей осознанности, ответственности за свои поступки, ценностных ориентиров поведения. Уровень готовности выпускников к школе за 2021-2022г составил 98%

Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг по нравственно-патриотическому воспитанию составил 97%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая и малая Родина

Расширить представление детей о Родине. Воспитывать чувство гордости к родному краю....

конспект комплексного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"

Конспект комплекного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"...

Доклад на тему: "Явления общественной жизни. Большая и малая родина"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением....

Педагогический опыт «Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к малой Родине»

Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах старшего дошкольного возраста, а так же родителям дошкольников....

"Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, традициям, культуре своей большой и малой Родины"

quot;Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, традициям, культуре своей большой и малой Родины"...