Пальчиковая гимнастика — путь к развитию мелкой моторики
статья

Дубова Елизавета Андреевна

Цель пальчиковой гимнастики

Основной целью пальчиковой гимнастики является всестороннее развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика — это способность управлять мелкими мышцами кистей рук, выполняя точные и координированные движения пальцами. Формирование тонких движений рук оказывает огромное влияние на развитие речи, мышления, внимания, восприятия и памяти ребёнка.

Кроме того, пальчиковая гимнастика способствует гармоничному психическому и физическому развитию ребёнка, стимулирует творческие способности, улучшает настроение и эмоциональное состояние.


Основные задачи пальчиковой гимнастики

  1. Развитие тонкой моторики: Улучшение координации и силы пальцев, укрепление суставов и связок, повышение гибкости и ловкости.
  2. Формирование правильного захвата предметов: Обучение правильному хватанию карандаша, ложки, чашки и других инструментов, необходимых в повседневной жизни.
  3. Активизация мыслительных процессов: Связь движений рук с речью укрепляет связи мозга, улучшая восприятие информации, концентрацию внимания и мышление.
  4. Укрепление нервной системы: Нормализация мышечного тонуса, снижение возбудимости и улучшение сна благодаря мягким массажирующим воздействиям.
  5. Подготовка к обучению письму: Тренировка руки, необходимая для последующего овладения письмом, рисованием и выполнением творческих заданий.
  6. Повышение уровня познавательной деятельности: Совместное выполнение пальчиковых упражнений активизирует творческое воображение, развивает фантазию и ассоциативное мышление.
  7. Обеспечение эмоционального комфорта: Занятия создают благоприятную атмосферу общения родителей и детей, снижают тревожность и стресс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика — путь к развитию мелкой моторики

Цель пальчиковой гимнастики

Основной целью пальчиковой гимнастики является всестороннее развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика — это способность управлять мелкими мышцами кистей рук, выполняя точные и координированные движения пальцами. Формирование тонких движений рук оказывает огромное влияние на развитие речи, мышления, внимания, восприятия и памяти ребёнка.

Кроме того, пальчиковая гимнастика способствует гармоничному психическому и физическому развитию ребёнка, стимулирует творческие способности, улучшает настроение и эмоциональное состояние.


Основные задачи пальчиковой гимнастики

  1. Развитие тонкой моторики: Улучшение координации и силы пальцев, укрепление суставов и связок, повышение гибкости и ловкости.
  2. Формирование правильного захвата предметов: Обучение правильному хватанию карандаша, ложки, чашки и других инструментов, необходимых в повседневной жизни.
  3. Активизация мыслительных процессов: Связь движений рук с речью укрепляет связи мозга, улучшая восприятие информации, концентрацию внимания и мышление.
  4. Укрепление нервной системы: Нормализация мышечного тонуса, снижение возбудимости и улучшение сна благодаря мягким массажирующим воздействиям.
  5. Подготовка к обучению письму: Тренировка руки, необходимая для последующего овладения письмом, рисованием и выполнением творческих заданий.
  6. Повышение уровня познавательной деятельности: Совместное выполнение пальчиковых упражнений активизирует творческое воображение, развивает фантазию и ассоциативное мышление.
  7. Обеспечение эмоционального комфорта: Занятия создают благоприятную атмосферу общения родителей и детей, снижают тревожность и стресс.

Что такое пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие мелких мышц рук ребенка. Регулярные занятия способствуют улучшению координации движений пальцев, укреплению кистей рук, повышению ловкости и точности действий. Это важный этап подготовки руки малыша к письму и выполнению различных бытовых задач.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Регулярная практика пальчиковых упражнений помогает ребенку развить мелкую моторику, которая тесно связана с развитием речи, внимания, памяти и воображения. Благодаря таким играм дети учатся лучше контролировать движения своих ручек, формируют необходимые двигательные навыки, укрепляют нервную систему и улучшают коммуникативные способности.


Примеры популярных пальчиковых игр

 1. «Сорока-белобока»

Сорока-белобока,

Кашу варила,

Деток кормила —

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала —

Он воду не носил,

Дрова не рубил,

Печь не топил.

️ Возьмите ручку малыша и водите большим пальцем по остальным пальцам, называя каждого «ребенка».


🐾 2. «Кисонька-мурысонька»

Кисонька-мурысонька,

Где была?

— Лапки мыла.

— Зачем мыла?

— Чтоб тебя лизнула.

👀 Покажите кошечку, протягивая одну руку ладошкой вверх и касаясь ее пальчиками другой руки.


🍉 3. «Пчелка»

Летела пчелка мимо сада,

Увидела цветочек сладкий,

Решила посидеть немножко,

Послушала цветов хороводок.

🦂 Полетайте маленькой пчёлкой, шевеля пальцами правой руки возле левой кисти.


🏁 4. «Замок»

Замок открывается, замок закрывается,

Ключи-то теряются, замки не открываются.

🏛 Складывайте ладошки домиком и открывайте-закрывайте замок, слегка раздвигая и смыкая пальцы.


🧸 5. «Кораблик»

Кораблик плывёт по волнам,

Прямо к морским берегам.

Экипаж корабль ведёт,

Причаливает народ.

🛳 Положите ладошки горизонтально и плавно перемещайте их по поверхности стола, символизируя волны.


🕺 6. «Ходьба по дорожке»

Шагают наши ножки,

Идут по дорожке,

Топ-топ-топ идут пешком,

Ножками ногой похлопают.

🚶 Ходите большими пальцами по ладони другого родителя, изображая шаги ножек.


🤸‍♂️ 7. «Прогулка лягушек»

Лягушки скачут по дорожке,

Попрыгуньи-непоседы,

Быстро плавают, ныряют,

На лужайке отдыхают.

🐸 Попросите ребенка изобразить прыжки лягушек, сгибая пальцы вверх-вниз, как маленькие лапки.


🎵 8. «Музыкальные пальчики»

Музыкант сидит в углу,

Наряженный всему миру.

Аккордеон берет в руки,

Начинает музицировать звуки.

🎹 Перебирайте пальцами, подражая игре на музыкальном инструменте.


🗝️ 9. «Лампочка зажглась»

Тук-тук-тук — лампочка зажглась,

Светло стало, солнце улыбнулось.

Солнце спряталось — темно стало,

Закрой глаза, засни спокойно.

🔦 Откройте и закройте ручки, изображая включение-выключение света.


🌼 10. «Цветочек растёт»

Наш цветочек подрастает,

Высоко тянется,

Радуется солнцу,

Солнышку красному поклоняется.

🌷 Медленно выпрямляйте пальцы, начиная с маленького пальчика, показывая рост цветочка.


🌱 11. «Семечка растет»

Семечка легла в землю,

Тепло ей, уютно.

Она набрала силушку,

Выросла большая былинка.

🌿 Слегка согните пальчики, прижимая их к центру ладони, затем постепенно расправляя.


🦜 12. «Осьминожки танцуют»

Осьминоги танцуют в море,

Хвостиками машут красиво.

Любят тихо плавать по дну,

Наблюдать за красотой внизу.

🐙 Перемещайте пальцы вертикально и горизонтально, будто осьминог плавает.


🪄 13. «Звёздочка мерцает»

Небо звездочками покрыто,

Ярко звезды мигают.

Заходишь в темноту —

Они тут же пропадают.

🌠 Сложите пальцы в звёздочку, затем раскройте их, представив звёзды.


🐥 14. «Курочка цыплят кормит»

Наши курочки зёрнышки клюют,

Песенки звонкие поют.

Один цыплёнок отстал малость,

Но догнал всех вскоре братцев.

🐣 Отгибайте пальцы один за другим, пока они не откроются все разом.


👊 15. «Встреча друзей»

Прилетели птички,

Встретились подружки.

Крылышками помахали,

Друг другу поклонились.

🐦 Держите ладошки напротив друг друга и выполняйте махи пальцами вверх-вниз, изображая крыльями птиц.


Рифмовки для развития пальчиковой активности

Рифмы помогают сделать упражнения веселее и увлекательнее для детей, превращая обучение в игру. Несколько примеров простых рифмовок для занятий:

  1. Про улиточку

Улиточка ползёт,Домик свой везёт.Голова её блестит,Очень любит беготню.

Во время игры ребенок поднимает большой палец и делает круговые движения вокруг остальных пальцев.

  1. Колечки

Колечко одно, колечко два,Три и четыре, ну-ка сюда!

Малыш складывает пальцы кольцами, начиная от большого пальца и мизинца, постепенно соединяя другие пальцы.

  1. Домашний зоопарк

Петушок проснулся рано, кукарекал громко-громко.Киска лапкой умывалась, хвостиком виляла звонко.

Дети сопровождают слова движениями рук, показывая животных и их характерные жесты.


Таким образом, пальчиковая гимнастика играет важную роль в развитии малышей, делая процесс обучения интересным и полезным одновременно. Включите такие игры в ежедневное расписание ребёнка, и вы увидите заметные улучшения в формировании важных навыков, необходимых малышу для дальнейшего успешного освоения мира взрослых дел.

Продолжайте играть вместе весело и полезно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

В моем семинаре - практикуме вы ознакомитесь с невероятно интересными играми,которые улучшат мелкую моторику рук детей. Эти игры я предлагаю проводить как педагогам так и родителям дошкольников....

Пальчиковая гимнастика, как средство развития мелкой моторики рук ребёнка раннего возраста

«Пальчиковые игры» - это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук – простое, но очень полезное занятие, котор...

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пише...

Пальчиковая гимнастика – эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов пишет...