Игры на развитие социально-коммуникативных навыков
картотека

Лобацевич Валерия Дмитриевна

Игры на развитие социально-коммуникативных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_sotsialno-kommunikativnyh_navykov.docx63.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие социально-коммуникативных навыков

Воспитатель: Лобацевич В.Д.

Игры

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей ((для организации групповых занятий с

детьми)

Примеры        выходов        из        нестандартных ситуаций

(для оказания индивидуальной помощи ребенку)

1

2

3

Волшебная палочка

  1. Формировать навык речевого этикета
  2. Учить включаться

в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты

  1. Учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре)
  2. Учить выражать свое мнение публично
  3. Формировать навык  участия  в

дискуссии

1, Учить принимать дозированную помощь от взрослого в затруднительных ситуациях

  • Учить подчиняться правилам в групповых играх и создавать условия для переживания радости от их соблюдения
  • Оказывать помощь в преодолении застенчи- вости и поощрять любые самостоятельные попытки ребенка в этом направлении
  • Учить отстаивать свое мнение в дискуссии

Найди свою группу

  1. Создавать условия и всячески поощрять социальное творчество
  2. Формировать навык участия в дискуссии
  3. Учить отвечать за самостоятельно принятые решения и соблюдения правил игры
  4. Формировать        навыки сотрудничества. Учить подчиняться правилам в групповых играх и создавать условия для переживания

радости от их соблюдения

  1. Учить выполнять правила игр и создавать условия для переживания радости от совмест- ных игр, организованных по интересам, а не по личным симпатиям
  2. Учить принимать дозированную помощь от взрослого в затруднительных ситуациях
  3. Оказывать помощь в преодолении активного неприятия сверстниками и поощрять любые самостоятельные попытки ребенка в этом направлении

Давай думать вместе

  1. Формировать навык участия в дискуссии
  2. Учить отвечать за самостоятельно принятые решения и соблюдения правил игры
  3. Создавать условия и всячески поощрять социальное творчество
  4. Воспитывать самостоятельность
  1. Учить подчиняться правилам в групповых играх и создавать условия для переживания радости от совместных игр, организованных по интересам, а не по личным симпатиям.
  2. Оказывать помощь в преодолении активного неприятия сверстниками и поощрять любые самостоятельные попытки ребенка в этом направлении.
  3. Учить принимать дозированную помощь от взрослого в затруднительных ситуациях

Живые

прыгалки

  1. Формировать        навыки сотрудничества. Учить подчиняться правилам в групповых играх и испытывать радость от их соблюдения
  1. Воспитывать терпение и устойчивость к искушению внешними стимулами
  2. Учить действовать в стесненных условиях

Нарисуй тоже своим цветом

  1. Формировать        навыки сотрудничества. Учить подчиняться правилам в групповых играх и создавать условия для переживания радости от их соблюдения
  2. Воспитывать

культуру честного соперничества

  1. Помогать преодолевать отстраненность от занятий сверстников
  2. Оказывать помощь в преодолении застен- чивости. Поощрять самостоятельные попытки в этом направлении
  3. Воспитывать добросовестность в выполнении заданий. Создавать условия для переживания ребенком радости от хорошо выполненной

работы

Найди сове место в ряду

  1. Учить соблюдать разумную очередность в выполнении заданий, требующих от участников команды последовательности        действий отдельных ее членов
  2. Учить включаться в групповую работу и находить в ней при- влекательные для себя роли и место
  3. Создавать   условия   для

формирования адекватной самооценки

  1. Учить разрешать конфликты мирным путем
  2. Учить        оценивать        качество        выполнения задания (своей работы и партнеров по игре)

Зрительный зал

1 .Формировать навык участия в дискуссии.

  1. Учить отвечать за самостоятельно принятые решения и соблюдения правил игры.
  2. Формировать навыки сотрудничества. Учить подчиняться правилам в групповых играх и создавать условия для переживания радости от их преимуществ.
  3. Учить        соблюдать        разумную очередность в выполнения совместных заданий, требующих от участников команды                последовательности выполнения действий отдельных её членов.
  4. Создавать условия для формирования

адекватной самооценки.

1 .Учить подчиняться правилам в групповых играх и создавать условия для переживания радости от совместных игр, организованных по интересам, а не по личным симпатиям.

  1. Учить принимать дозированную помощь от взрослого в затруднительных ситуациях.
  2. Оказывать помощь в преодолении активного неприятия сверстниками и поощрять любые самостоятельные        попытки        ребёнка        в        этом направлении.
  3. Учить разрешать конфликты мирным путём.
  4. Учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнёров по игре).

Радио-эфир

1        .Воспитывать        культуру "активного слушания".

  1. Формировать навык речевого этикета.
  2. Учить        отвечать        за        самостоятельно принятые рения и соблюдения правил игры.

1        .Воспитывать        терпение        и        устойчивость        к искушению внешними стимулами.

  1. Учить отвечать за самостоятельно принятые решения и правила игры.
  2. Учить принимать дозированную помощь от

взрослого в затруднительных ситуациях.

Покажи нам

1 .Формировать навыки сотрудничества. Учить подчиняться правилам в групповых играх и создавать условия для переживания радости от их соблюдения.

  1. Создавать условия для формирования адекватной самооценки.
  2. Учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнёров по игре).

1 .Воспитывать терпимость к другим детям, допускающими ошибки.

2.Развивать координацию тела (крупная моторика).

Волшебные картинки

1 .Формировать навык адекватной оценки своего вклада в общее дело.

  1. Создавать        условия        для самостоятельного определения границ своего творчества в общем, деле.
  2. Создавать условия для творческого самовыражения.

1        .Помогать        преодолевать        отстраненность        от занятий сверстников.

  1. Воспитывать        правовую        культуру        во взаимодействии с окружающими.
  2. Оказывать помощь в преодолении активности неприятия сверстниками и поощрять любые самостоятельные        попытки        ребёнка        в        этом

направлении.

Таблица игр на решение учебных задач и ситуаций

№ п/п

Учебные ситуации и задачи

Наименование игры

1

Вы хотите получить ответ на свой вопрос или услышать мнение каждого обучающегося

1 «Волшебная палочка»

8 «Радио эфир»

2

Вам        нужно разбить        детей на пары или несколько рабочих подгрупп

  1. «Найди свою группу»
  2. «Давай думать вместе»
  3. «Живые прыгалки»

7.«Зрительный зал»

3

Вы хотите, чтобы дети оценили работы друг друга

1 «Волшебная палочка»

8 «Радио эфир»

4

Вы хотите, чтобы у детей развивалась ответственность за свои поступки, ответы и решения

1 «Волшебная палочка»

2.«Найди свою группу»

7.«Зрительный зал»

5

Вы хотите, чтобы дети привыкли отслеживать и оценивать свой вклад в общее дело

7.«Зрительный зал»

10 «Волшебные картинки»

6

Вы хотите предложить детям задание на развитие мелкой моторики руки

5 «Нарисуй то же своим цветом»

7

Вы хотите помочь детям осознать их физиологические и физические возможности и особенности

6 «Найди свое место в ряду»

8

Вы хотите развить в детях чувство честного соперничества

5 «Нарисуй то же своим цветом»

4.«Живые прыгалки»

Таблица видов познавательной активности, обучающихся в играх

Описание вида познавательной активности.

Методы обучения

Название игры

1 .Дети слушают и отвечают. Подвижность тела ограничена. Чаще всего они сидят на стульчиках, иногда за столами. Можно предложить работать стоя

или сидя в произвольной позе на полу.

Беседа Слушание Диспут

1        ."Волшебная        палочка'

8."Радио - эфир"

2. Дети работают втетрадях. Положение телажестко зафиксировано застолами. Его подвижность

резко ограничена.Задействована  только мелкая

моторика рук.

Решение задач Письмо

10."Волшебные картинки"

З.Дети работают с мелкими раздаточными материалами за столами. Положение телане фиксируется жёстко. Руки двигаются

болеесвободно, чем при работе в тетрадях.

Раскрашивание рисунков.

Рисование.

Работа с карточками.

2."Найди свою группу"

4.Дети работают собъёмными и крупными материалами. Положение тела произвольное. Допускается движение вокруг моделируемого объекта. Движение руквзаимообразны,не

регламентируемы.

Конструирование

5."Нарисуй то же своим цветом

5.Учебное задание требуетот ребёнка активности всеготела. Ответом служат поза,конкретное движение.Движение тела разнообразны и произвольны, с включениемОграниченного набора

обязательных поз и движений.

Дидактические        игры типа        "Покажи                не называя" Физкультминутки

2."Найди свою группу'

3." Давай думать вместе'

6. Учебные задания требуют от детей согласованных движений или поз нескольких человек. Ответом служит композиция из нескольких тел. Требуется опыт согласованных

действий.

Подвижные игры.

4. «Живые прыгалки»

  1. «Найди своё место в ряду»
  2. «Зрительный зал»

9. «Покажите нам»

Картотека игр на формирование навыков сотрудничества

Игра № 1. "Волшебная палочка".

Задачи:

формирование навыков речевого этикета; учить детей заинтересовано выслушивать всех участников игры; быстро включатся в групповую работу; самостоятельно оценивать ответы и высказывание других детей; выражать своё мнение публично; сдерживать своё желание

подсказывать; придерживаться правилам очерёдности и высказывании своего мнения.

Материалы

заменитель "волшебной палочки" (карандаш, указка, ручка, любой другой предмет

удлиненной формы).

Организация

игрового пространства

Все участники игры становятся в круг, лицом к центру. Руки свободны.

Правила и ход игры

Детям демонстрируется заменитель "волшебной палочки" и объясняются, если ответ будет правильным палочка перейдёт в руки к отвечающему. Если нет, останется у водящего.

Примеры учебных

заданий:

Тема 1. "Имя"Тема 2. "Внешность" ТемаЗ. "Семья"Тема 4. "Чувства"Тема 5. "Тело"Тема 6. "Проявление жизни" и т.д.

Игра №2. "Найди свою группу"

Задачи:

создание условий для социального творчества ребят в их экспериментировании в учебной и игровой деятельности; воспитание культуры диалога; ответственности за принятое решение; умение включатся в работу сверстников, и действовать в рамках границ обозначенных

правилами игры.

Материалы

несколько наборов картинок (например, одежды) несколько разрезных картинок с разными

оборотными сторонами (например, животные тёплых стран), несколько картинок с одинаковыми оборотными сторонами.

Организация игрового пространства

на ковре или большом столе раскладываются картинки, содержание которых соответствует учебной задаче. Количество партнёров соответствует количеству детей.

Правила и ход игры

детям предлагается взять по одной картинке и

объединиться в несколько групп так, чтобы в каждой группе было, что то общее; столы за которыми будут сидеть рабочий группы метятся разными цветами в соответствии с цветом оборотных сторон разрезных картинок.

Игра №3. "Давай думать вместе"

Задачи:

закрепить навыки культуры диалога, воспитывать ответственность за принятое решение, развивать навыки культурного социального партнерства.

Материалы

наборы картинок с изображением разных предметов, объектов и явлений природы.

Организация игрового пространства

на полу или столе разложены картинки, они подобранны т. о, чтобы их можно разбить на пары, по какому либо признаку, например (одежда, транспорт, мебель и т.д.). Если картинки расположены лицевой стороной к верху, социальное творчество детей начинается с того момента, когда нескольким ребятам одновременно понравится одна и та же картинка. Оно будет заключаться в том, что дети смогут договориться, кому облюбованная картинка будет принадлежать. Если картинки расположены оборотной стороной к верху, социальное

творчество начинается, когда дети, взглянув на картинку, станут договариваться о том, почему они образовали пары именно из этих картинок.

Правила и ход игры

ребятам предлагается взять по одной картинке, внимательно рассмотреть и разбиться на пары так, чтобы в каждой паре собрались картинки, у которых есть что-то общее. После окончания игры проводится дискуссия. Окончательное решение принимается не ведущим, а коллективом.

Примеры

учебных заданий:

1. "Среда обитания человека" (город).2. "Мир профессий".3. "Жизнь на земле".

Игра №4. "Живые прыгалки"."Живые прыгалки" - более подвижный вариант игры "Давай думать вместе".

Она особенно полезна на начальном этапе по развитию навыков сотрудничества. Предлагать, эту игру

целесообразна, когда необходимо организовать парную работу или просто дать детям возможность активно двигаться.

Задачи:

формировать "зоны радости" в групповой игре; воспитывать привычку согласовывать свои действия с партнёрами по игре.

Материалы

прыгалки (по количеству играющих пар), карточки - их содержание зависит от выбранной темы.

Организация

групповая комната.

игрового пространства

Правила и ход игры

детям предлагается разбиться на группы так, чтобы в каждой паре были мальчик и девочка,

имена, которых начинаются на одну и туже букву. Пары можно разбивать и по другим признакам.

Примеры учебных

заданий:

1."Имя".2."Животные".3."Мир профессии".

Игра №5. "Нарисуй то же своим цветом"

Задачи:

формировать навык согласованных действий в условиях ограниченного пространства;

содействовать усвоению правил честного соперничества, закреплять навык самоконтроля; укреплять кисти рук и готовить к освоению письма.

Материалы

наборы писчих инструментов, раздаточные плакаты.

Организация игрового

пространства

На куски обоев большого формата рисуется требуемый знак - по аналогии с тем, что

представлен на рисунке. Каждый лист рассчитан на работу пяти, шести детей одновременно. Листы и писчие инструменты раскладываются на полу.

Правила и ход игры

до начала игры детям объясняется значение знака. После этого группа разбивается на рабочие подгруппы. Для этого можно использовать игру №2. В конце игры желательно

устроить "смотрины" и отметить те группы значком, которые получились наиболее удачными.

Примеры

учебных заданий:

1 .Буквы и цифры. 2-Чувства и т.д.

Игра №6. "Найди своё место в ряду".

Задачи:

воспитание навыка соблюдение очерёдности, заданной правилами; стимулирование способности детей к осмыслению своих отличительных особенностей.

Материалы

набор картинок с изображением предметов, принадлежащих кодной классификационной группе.

Организация игрового

пространства

начертите линию, вдоль которой надлежит построиться, обозначьте место первого в ряду.

Правила и ход игры

следует объяснить детям, почему они должны построится в линейку.

Примеры

учебных заданий:

1."Имя".2."Внешность".3."Люди и время".4."Климат и т.д."

Игра№7. "Зрительный зал".Это игра ведётся по более сложным правилам. Усложнение заключается в том, что детям предлагается выполнить последовательно целую серию операций: - найти свою группу;

  1. найти свой ряд;
  2. найти своё место в ряду;
  3. оценить правильность выполнения своего задания. Игра может быть использована в тех случаях, когда детям предлагается решить задачи на классификацию группы объектов, а затем выстроить их в

определённой последовательности.

Задачи:

повышение культуры диалога; воспитание ответственности за принятое решение;

формирование навыка включения в коллективную деятельность по правилам; развитие, умение, соблюдать очерёдность.

Материалы

стулья (по количеству игроков), карточки по мере необходимости.

Организация

игрового пространства

стулья расставляются в несколько рядов, начало рядов отмечается карточкой.

Правила и ход игры

детям объясняется, что сейчас они пойдут в кинотеатр, каждый должен взять билет и найти своё место в зрительном зале. До начала фильма контролёры будут проверять, правильно ли

вы нашли своё место. Чтобы предать игре логическое завершение, хорошо закончить её просмотром диафильма или чтением художественной литературы по теме занятия.

Примеры учебных

заданий:

1."Внешность". 2"Семья".3. "Искусство".4."Пристрастия и интересы".

Игра №8. "Радио - эфир".Эта игра поможет научить детей активному слушанию. Она может быть использована, когда решение образовательной задачи связано с большими объектами информации.

Задачи:

стимулирование способности активного слушания; воспитание культуры устной речи; формирование навыка контроля за правильностью выполнения задания.

Материалы

магнитофон, ширма, плакат со схемой, картинки, раздаточный материал (по мере необходимости).

Организация

игрового пространства

ведущий располагается так, чтобы остальные не видели его лица.

Правила и ход игры

задание, связанное с развитием делением речи на слова можно предъявить как в аудиозаписи, так и в виде устного сообщения. Для контроля, детям выдаются раздаточные

листы со схемой стихотворения, которое будет звучать в радио - эфире. Такая же схема рисуется на доске или плакате.

Примеры учебных заданий:

1 ."Ты дома один. Звонок в дверь. Оказалось, что за дверью находится незнакомый человек. Он настойчиво предлагает открыть дверь. В доме есть телефон. Если набрать номера 01, 02, 03 - тебя соединят соответственно. Твои действия?".

  1. "Ты пошёл с мамой на рынок и заблудился. Тебя привели в офис директора рынка, где есть телефон и репродуктор, по которому можно сделать сообщение. Твои действия?".
  2. "Ты дома один. Из кухни повалил дым. Дверь заперта на ключ с наружи. Твои действия?"

Игра №9. "Покажите нам".Игра может быть использована тех случаях, когда учебная задача требует от детей одиночного ответа или ответа, выраженного одним словом.

Задачи:

формирование навыка координации совместных действий в пространстве рабочей комнаты;

развитие умения взглянуть на себя со стороны; воспитание чувства ответственности за конечный результат.

Материалы

доска с мелом или опорный плакат соответствующего содержания.

Организация

игрового пространства

не требуется, ни какой дополнительной подготовки. Дети работают подгруппами на самостоятельно выбранном пространстве группы.

Правила и ход игры

деление детей на группы (см. игру №2, или №6).

Каждой группе выдаётся персональное задание - знак, который она должна показать таким образом, чтобы все члены группы приняли в этом участие.

Игру лучше проводить по два, три человека.

Примеры учебных заданий:

1 .Изобразить букву, на которую начинается имя одного из ваших игроков. 2.До начала игры детям раздаётся карточки с изображениями предметов. Нужно изобразить предмет,

рассказать, что вы о нём знаете.

Игра №10. "Волшебные картинки".Коллективное творчество для старших дошкольников - возрастная норма. Но своё участие в коллективной работе дети не осознают и не планируют. Эта игра научит детей оценивать свой вклад в коллективное произведение. Её важно использовать, когда требуется произвести анализ

составных частей образа и закрепить их название в активном словаре ребят.

Задачи:

воспитание привычки оценивать свой вклад в коллективную работу; формирование навыков определения границ доступной самодеятельности в группе сверстников; развитие

потребности в творческом самовыражение.

Материалы

несколько столиков (по числу рабочих групп), листы чистой бумаги, наборы цветных карандашей, магнитофон.

Организация

игрового пространства

каждая подгруппа садится вокруг своего стола.

Правила и ход игры

участники игры делятся на подгруппы (см. игру №2).

"Сейчас мы с вами попробуем нарисовать большую семью. Я назову одного члена семьи и включу музыку. А вы должны будем в это время. Когда музыка прекратится каждый из вас передаёт свой листок, стоящему рядом у часовой стрелке игроку. После этого я назову следующего члена семьи, и игра продолжается". По окончанию игры организуются "смотрины".

Примеры учебных

заданий:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие социально-коммуникативных навыков.

Игры на развитие социально-коммуникативных навыков....

Мастер-класс "Игры по развитию социально-коммуникативных навыков"

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в ходе игрового взаимодействия...

Игры для развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Согласно ФГОС ДО среди  задач социально-коммуникативного развития детей наибольшую сложность у педагогов вызывают задачи, направленные на развитие навыков общения и самоконтроля, развитие устойчи...

Фотоальбом " Игры на развитие социально - коммуникативных навыков"

В младшем дошкольном возрасте  зарождаются зёрнышки таких значимых личностных качеств, как дружелюбие, взаимопомощь, справедливость и доверие к миру. Игры со сверстниками- лучший способ фор...

Игры на развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореали...

Сообщение: "Роль подвижной игры в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

laquo;Ввести ребенка в мир человеческих отношений – Одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»В.А. Сухомлинский.  https://youtu.be/YWtQN7LWlow...

Технологическая карта игры на развитие социально-коммуникативных навыков

Технологическая карта игры на развитие социально-коммуникативных навыков...