Методическая разработка из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию "Многонациональная Россия".
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данная методическая разработка на расширение знаний детей о многонациональной Родине России.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС «Золотой ключик» г. Певек
Методическая разработка из опыта работы
по нравственно – патриотическому воспитанию
Тема: «Многонациональная Россия».
Воспитатель: Макаренко Людмила Валериевна
г. Певек 2023 г.
Цель: Расширение знаний детей о многонациональной Родине России.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
- Развивать интерес к культуре разных народов.
Развивающие:
- Обогащать словарный запас детей: Родина, Россия, россияне, народности;
Воспитательные:
- Воспитание уважения к различным национальностям России, их культуре, языку, традициям, праздникам;
- Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе;
- Воспитание чувства гордости за свой народ, за его подвиги.
Форма организации: путешествие
Интеграция образовательных областей.
- социально-коммуникативное развитие (ведущая)
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие.
- физическое,
Виды деятельности как:
- игровая
- коммуникативная
- музыкальная.
Методы и приемы.
- словесный (беседа, художественное слово, вопросы к детям, уточнения, поощрения);
- наглядный (использование игр тематических картинок, глобус);
- практический (открытки для детей других национальностей).
Вид образовательная деятельности: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (интегрированное итоговое)
Оборудование: Глобус; три Матрешки, картинки с изображением людей в национальных костюмах; снежные просторы, резные картинки костюм кавказца, презентация «Традиции народов», Экран ИКТ, кегли, обручи, клей, альбомный лист, цветные карандаши, магнитофон, национальная музыка (народов севера, башкиров, татаров, кавказцев, русская народная музыка) .
Раздаточный: клей, альбомный лист, цветные карандаши.
Конспект
Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Показываю глобус
Ответы детей: Глобус
Воспитатель: Правильно, это глобус. Что такое глобус?
Ответы детей: Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Глобус – это уменьшенная копия земли, где обозначены страны, океаны, реки, озера, моря и горы, страны. Как называется наша страна?
Ответы детей: Россия?
Воспитатель: Правильно, мы с вами живем на территории самой большой страны в мире России. Люди, которые живут в России, они кто?
Ответы детей: Россияне.
Воспитатель: В России живут не только русские, наша страна очень большая и многонациональная, каждая нация имеет свой язык, традиции и культуру. Ребята, хотите познакомиться с народами, которые живут в нашей стране?
Ответы детей: Да.
Основной момент
Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие по России. А поможет нам в этом Веселые Матрешки.
Воспитатель показывает на подносе стоящих Матрешек.
В каждой Матрешки лежит подсказка нашего маршрута.
Открывают первую Матрешку, в ней лежит лист бумаги с изображением видим изображение заснеженного края.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что здесь изображено?
Ответы детей: Снег.
Воспитатель: Правильно, это Северный Полюс. На севере живут чукчи, эскимосы, эвены, ненцы, якуты. Что нужно людям, чтобы жить в таких суровых условиях?
Ответы детей: Теплая и удобная одежда.
Воспитатель: Правильно.
Рассматривают картинку национальной одежде чукчей, с музыкальным сопровождением народов севера.
Посмотрите, это традиционный мужской костюм. Он состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом, камлейки, которая защищает от дождя и снега, теплых меховых штанов, которые одеваются поверх обуви и затягиваются ремешками. Женщины носят меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами. Шьют одежду из оленьей шкуры и украшают ее вышивкой из бисера.
Воспитатель: Давайте рассмотрим этих людей и попробуем описать их черты лица.
Ответы детей: Дети по желанию описывают внешность
Воспитатель помогает (обобщая ответы): Они небольшого роста, плотного телосложения и белой кожей. Волосы у них черные, разрез глаз, в отличие от нашего, узкий и маленький нос.
Воспитатель: Коренные жители занимаются рыболовством, охотой и оленеводством. Ребята, вы любите праздники?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Какой праздник самый любимый?
Ответы детей: Новый год, день рождения
Воспитатель: Чукчи тоже любят праздники и один из них называется
Праздник Байдары. Кто из вас знает, что такое байдара?
Ответы детей: Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это такая лодка, посмотрите на волшебный экран.
Просмотр презентации. Показ слайдов с изображением праздника.
Воспитатель: Издавна байдарка была средством добычи мяса.
И для того, чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали некий обряд.
Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса. После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. Первой шла самая старшая из женщин семьи, а за ней хозяин байдары. На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что на Севере очень много снега. Как вы думаете, на чем передвигаются там люди?
Ответы детей: Они ездят на собачьих упряжках или оленях.
Воспитатель: Управляет ею каюр. (показ слайдов).
Вот и я вам предлагаю, прокатиться на оленьей упряжке.
Игра «Оленья упряжка».
Правила игры: дети делятся на две команды. Выбираются каюры и олени. Каждая пара из команды по сигналу начинают
преодолевать препятствия на своем пути. Побеждает та команда, которая первая пройдет полосу препятствий.
Воспитатель: Понравилась игра?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, берем следующею Матрешку.
Из Матрешки достают картинку с изображением людей в национальном татарском костюме.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый костюм.
Показ картинки с изображением национального костюма татар с музыкальным сопровождением этого народа.
Воспитатель: Девушки носили длинное платье, которое называется кулдэк. Кулдэк украшали лентами, монетами. Посмотрите, какие длинные рукава с воланами. Подол платья украшен цветными нитками, лентами, а юбка имеет несколько складок. На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья одевается короткий безрукавный комзол или кафтан – кэзэки. Одежда сшита из сукна, а не из меха как у народов Севера. Мужчины носили просторную длинную рубаху. Поверх рубахи носили безрукавку – камзул. Затем, одевался халат из темного сукна бишмет. На голове – тюбетейка.
Ребята, как вы думаете, где могут жить эти люди?
Ответы детей: Предположительные ответы детей.
Показ слайдов
Воспитатель: Это татары и башкиры. Они очень гостеприимные народы. Когда приходит в дом гость, перед ним стелют праздничную скатерть и выставляют на стол лучшую посуду. От еды отказываться нельзя, это обидит хозяев.
Татары и башкиры тоже очень любят праздники. У них есть праздник, который называется «Сабантуй».
Показ слайдов
Он очень похож на наш праздник урожая, который мы празднуем с песнями и плясками, когда закончились полевые работы, осенью. А праздник «Сабантуй» празднуют летом, в июне, когда закончились посевные работы на поле. На этом празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. Я вам предлагаю тоже проявить свою сноровку и поиграть в татарскую игру «Буш-урын» (скок – перескок).
Игра «Буш-урын» (скок – перескок).
Правила игры: в обруче стоят четыре игрока. После слов водящего «перескок» игроки в обруче должны перепрыгнуть на соседний обруч на одной ноге, а водящий стремится занять место в обруче. Игрок, который не успел занять место, становится водящим.
Воспитатель: Татарская ирга понравилась?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше.
Из третий Матрешки достает картинку с изображением гор.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие горы. Неужели и здесь может кто-то жить? Как вы думаете, кто?
Ответы детей: Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Жителей этих мест еще называют горцами. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Правильно, потому что они живут там, где есть горы.
Показ слайдов музыкальным сопровождением этого народа
Посмотрите, у них такой же разрез глаз, как и у нас. А вот нос у них больше и
имеет горбинку. На Кавказе тоже отмечают праздники. Один из них Ураза-Байран. Готовятся к его празднованию задолго до его наступления. В доме все моют и убирают, покупают подарки, нарядные вещи, а на стол готовят самые
вкусные блюда. А затем, самые младшие члены семьи угощают этой едой родственников и соседей.
Ребята, а теперь давайте разделимся на команды и соберем разрезные картинки с изображением национального костюма кавказца.
(Собираем разрезные картинки).
Воспитатель: Посмотрите, какой у них красивый костюм. Мужчины носили черкеску – это приталенный кафтан с газырями, специальными деревянными или костяными гнездами. Как вы думаете, для чего их могли использовать?
Ответы детей: Для пороха и патронов
Воспитатель: А это бурка – плащ, сщитый в ручную из овечьей или козьей шерсти. Ее одевали пастухи для защиты от погодных неприятностей. Для женщин самой важной деталью костюма является платок. Его носят постоянно, даже сверху на косынку. Это способ прикрыть женскую красоту, которую не принято выставлять на показ. Брошенный на пол платок между бранящимися мужчинами способен прекратить спор. Фасон женского платья очень похож на мужскую черкеску.
Заключительный момент
Воспитатель: Вот и закончились на Матрешки, значит и подошло к концу наше с вами путешествие. С какими народами России мы с
вами сегодня познакомились?
Ответы детей: Чукчи, эскимосы, эвены, ненцы, якуты, башкиры, татары, черкесы.
Воспитатель: Какие из них вам больше всего понравились? Чем?
Ответы детей: Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Сегодня, мы с вами узнали, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Мы с вами должны
уважать традиции друг друга и жить в мире и согласии, так как мы являемся жителями одной большой страны – России.
Сейчас, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где вы можете нарисовать открытки для детей других национальностей, которые являются жителями нашей большой страны.
В включается музыкальное сопровождение русская народная музыка
В конце творческой работы, для закрепления изученного материала, детям предлагаются бумажные куклы (Народные костюмы). Процессе одевание кукол, ребята могут закрепить название национальности и особенности одежды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей старшей группыТема «БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ РОДИНА»...

Методическая разработка. Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цели:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;вызвать интерес пед...

Методическая разработка. Картотека дидактических игр по нравственному-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позво...

Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным...

Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дощкольного возраста: «Родина моя - Россия»
Цель методической разработки: формирование патриотического и гражданского чувства посредством включения воспитанников в активную исследовательскую деятельность по истории родной страны с и...
Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дощкольного возраста: «Родина моя - Россия»
Актуальность.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа....
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Многонациональная Россия – одна страна».
laquo;Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем бол...
