БУКЛЕТ - Взаимодействие специалистов и организация занятий для родителей и детей раннего возраста. МАМИНА ШКОЛА
план-конспект занятия (младшая группа)

Афанасьева Светлана Николаевна

В данном буклете представлены нюансы взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми группы кратковременного пребывания раннего возраста. 

Данная информация будет полезна для специалистов ДОУ, начинающих работу с детьми раннего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранний возраст - это время интенсивного развития психики, когда ребенок активно познает окружающий мир. Участие разных специалистов необходимо, так как это обеспечит более целостное развитие ребенка и лучшее восприятие окружающего мира.

  1. Роль учителя-логопеда в программе:

Логопед играет ключевую роль в развитии речевых навыков ребенка. В возрасте от 1 года до 2 лет происходит активное развитие речи, и задача логопеда - помочь ребенку в освоении звуков, слов и простых предложений. Логопед также следит за развитием артикуляции, обучает правильному произношению, укреплению мышц речевого аппарата и развитию слухового восприятия.

Как логопед помогает детям и родителям:

  • Развитие речи: Логопед помогает ребенку научиться правильно произносить звуки, формировать первые слова и короткие фразы. Он использует игры, упражнения и ритмичные движения, что способствует естественному освоению речи.
  • Коррекция нарушений: Если у ребенка есть нарушения в развитии речи (например, задержка речи, трудности с подражанием), логопед разрабатывает индивидуальные занятия, направленные на устранение этих проблем.
  • Консультации для родителей: Логопед обучает родителей, как правильно работать с ребенком дома, что важно для улучшения развития речи. Родители учат ребенка делать упражнения на артикуляцию, правильно произносить звуки, слова и использовать их в игре.

Важность логопеда: Речевое развитие в раннем возрасте - это основа для дальнейшего освоения навыков общения, чтения и письма. Работа логопеда не только ускоряет этот процесс, но и предотвращает возможные нарушения развития речи.

2.  Роль педагога-психолога в программе:

Психолог в данной программе обеспечивает эмоциональное развитие ребенка, помогает ему справляться с возникающими тревогами и переживаниями, а также обучает детей и родителей стратегиям коммуникации и взаимодействия. Психологи работают не только с ребенком, но и с его родителями, помогая создать в семье позитивную и поддерживающую атмосферу.

Как психологи помогают детям и родителям:

  • Эмоциональное развитие: Психологи помогают детям научиться переживать  эмоции (грусть, радость, злость, страхи) через различные игровые и арт-терапевтические техники.
  • Социальная адаптация: Важно, чтобы ребенок научился взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Психолог помогает детям наладить коммуникацию в группе, обучает их совместным действиям и решению конфликтов.
  • Работа с родителями: Психологи оказывают поддержку родителям, помогая им наладить здоровую и доверительную связь с ребенком, развивать родительские навыки и уверенность в себе. Это особенно важно для мам и пап в моменты тревоги или неопределенности относительно воспитания.

Важность психолога: Психолог помогает создать у ребенка эмоциональную безопасность, что делает его адаптированным к социуму, снижает уровень стресса и тревожности, способствует успешному развитию в коллективе и в жизни в целом

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_2025-02-16-14-49-02-599_com.miui.gallery~2.jpg

3.  Роль музыкального работника и физ. инструктора (хореографа) в программе:

Музыкальный работник и хореограф играет важную роль в развитии слуха, чувства ритма, моторики и координации ребенка через музыку. Музыка является мощным инструментом для развития эмоций, памяти и внимания у малышей. Занятия с музыкальным работником помогают детям развивать слуховое восприятие, речевые навыки и чувство ритма.

Как музыкальный работник и хореограф помогает детям и родителям:

  • Развитие слухового восприятия: Музыка помогает детям развивать способность различать звуки, интонации и ритмы. Это способствует лучшему восприятию речи, развитию памяти и внимания.
  • Физическое развитие: Под музыку дети учат элементы движения - танцы, ритмичные игры с предметами (мячики, палочки и другие), что улучшает координацию и моторику.
  • Эмоциональное воздействие: Музыка помогает детям выражать эмоции. Мелодия может быть спокойной или бодрой, вызывая разные эмоциональные реакции у ребенка. Это развивает эмоциональную гибкость и позволяет детям проявлять свои чувства в безопасной форме.
  • Работа с родителями: Музыкальный работник обучает родителей использовать музыку в повседневной жизни, например, как средство успокоения ребенка перед сном, или как инструмент для стимуляции двигательной активности и улучшения координации.

Важность музыкального работника и хореографа: Музыкальное развитие ребенка тесно связано с развитием речи, памяти и эмоционального интеллекта. Музыка оказывает положительное влияние на когнитивные процессы, способствует развитию чувства ритма, что в дальнейшем помогает в освоении речи, языка и других видов деятельности.

Сотрудничество специалистов:

Все специалисты объединяют свои усилия, чтобы создать комплексную программу, которая охватывает все аспекты развития ребенка: эмоциональные, речевые, физические и когнитивные. Это подход способствует более гармоничному и всестороннему развитию малыша, а также укреплению связи между ребенком и его родителями.

В проведении занятий ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ:

! Гибкость в проведении занятий: 

Разделение программы на разные блоки позволяет специалистам организовывать занятия в соответствии с текущими задачами и целями. Например, в одном занятии можно работать над навыками самообслуживания, в другом - над развитием уверенности в себе через творческое самовыражение, в третьем - на взаимодействии с окружающими через ролевые игры.

! Учет возрастных и индивидуальных особенностей: Важно понимать, что дети от 6- 8 месяцев и до 2 лет - это очень активный и подвижный возраст, когда каждый ребенок развивается по-своему. Разные программы занятий у специалистов позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития, работать с различными темами, такими как страхи, привязанность, первое знакомство с социумом и другие важные моменты.

! Поддержка разных направлений развития: специалист работающий с ребёнком раннего возраста формирует в своей работе несколько направлений:

  • Социально-коммуникативное: Помощь в социализации, развитию навыков общения и игры с другими детьми.
  • Эмоциональное: Развитие эмоций, понимание своих и чужих чувств.
  • Когнитивное: Развитие внимания, памяти, мышления через игры и другие методики.

Вот некоторые темы консультаций для родителей, которые будут быть востребованны родителями:

  • Как правильно реагировать на истерики ребёнка.
  • Эмоциональное настроение родителей, в особенности мамы.
  • Сон ребёнка
  • Сложности с кормлением ребёнка
  • Возникновение речи ребёнка и её поддержка родителями.
  • Лайфхаки от учителя-логопеда (рекомендации для родителей).
  • Развитие крупной и мелкой моторики, важность прогулок и физической активности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 301 г.Челябинска»

E:\Downloads\qr.png

454085, г. Челябинск, ул. Марченко, д. 29-а;

СП: 454085, г. Челябинск, ул. 1 Пятилетки, д. 5

тел. 7(351) 737-67-36, 7 (351) 737-69-11; dbux301@mail.ru

Педагогическая поддержка семьи

с ребенком раннего возраста

в группе кратковременного пребывания

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_2025-02-16-14-44-05-691_com.miui.gallery~2.jpg

Взаимодействие специалистов и организация занятий для родителей и детей раннего возраста

Подготовила:

 педагог-психолог

Афанасьева С.Н.

г. Челябинск, 2025 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация занятий по развитию речи детей раннего возраста...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

В настоящее время, одной из актуальных проблем в образовании детей раннего возраста является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско - родительском взаимодействии...

Буклет для родителей " Закаливание детей раннего возраста"

Цель: Ознакомить родителей с принцепом закаливани детей раннего возраста. Показать разницу между закаливанием детей младшего возраста и старших дошкольников....

Статья на тему "Игровое взаимодействие родителей и детей раннего возраста"

статья на тему "Игровое взаимодействие родителей и детей раннего возраста"...

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста...

Музыкально- игровой досуг для детей раннего возраста «Мамин день и я встречаю- вместе с мамой поиграю!» (с родителями)

Музыкально- игровой досуг для детей раннего возраста«Мамин день и я встречаю- вместе с мамой поиграю!»(с родителями)...

Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством организации детско-родительского клуба семейного и творческого чтения «Библиотека домашних сказок»

Взаимодействие с родителями посредством организации работы детско-родительского клуба чтения художественной литературы и театрализации "Библиотека домашних сказок"Роль семейного чтения в дух...