Мастер-класс "Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"
учебно-методический материал
Ранняя профориентация в ДОУ знакомит ребёнка с разнообразием профессий, формирует интерес к труду и закладывает основу для успешного выбора профессии во взрослой жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».
Цель:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов с современными формами работы с дошкольниками по ранней профориентации.
Задачи:
- Актуализировать знания педагогов о формах работы, видах детской деятельности при ознакомлении с профессиями.
- Познакомить педагогов с современными формами, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией.
- Продемонстрировать варианты использования игровых инструментов по ранней профориентации дошкольников.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Оборудование: проектор, ноутбук,
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ
Ход мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Фильшина Светлана Михайловна воспитатель детского сада «Родничок» г. Строитель, представляю вашему вниманию мастер-класс «Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Слайд №1
Тема мастер-класса: «Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».
Слайд №2
• Антон Семенович Макаренко отмечал, что правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
• Вячеслав Петрович Кондрашов - кандидат педагогических наук, автор учебно-методического пособия «Введение дошкольников в мир профессий» отмечал, что ранняя профориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональную составляющую «образа-Я»
Слайд №3 актуальность
Ранняя профориентация в ДОУ знакомит ребёнка с разнообразием профессий, формирует интерес к труду и закладывает основу для успешного выбора профессии во взрослой жизни.
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир, учитель, полицейский и даже президент. …
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Именно в детском возрасте происходит активная социализация детей, накапливаются знания о мире многообразий профессий. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Слайд №4
Процесс воспитания у дошкольников ранней профориентации реализуется через различные формы, методы и средства организации (представленные на слайде)
- наблюдение;
- экскурсии; виртуальные экскурсии
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- динамические паузы;
- пальчиковые гимнастики;
- занятия;
- беседы;
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том,
чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Раннее трудовое воспитание
и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути
к успешности выбора профессии во взрослой жизни.
Слайд № 5
Целью мастер-класса является: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов с современными формами работы с дошкольниками по ранней профориентации
Слайд № 6
Задачи мастер-класса представлены на слайде.
Практическая часть
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Уважаемые коллеги назовите основной вид деятельности дошкольника? (ИГРА) Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Я предлагаю поиграть.
ИГРА «ПРОФЕССИИ»
Назовите профессии людей по первым буквам ваших инициалов….
Мы с вами вспомнили разные профессии.
Я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий.
Но для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к профессиональной деятельности взрослых. Научить ценить труд, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, аккуратно выполнять возложенные на ребенка трудовые обязанности.
ИГРА «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ»
О труде размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде и разных профессиях много песен, пословиц и поговорок.
А какие пословицы и поговорки о профессиях знаете вы, мы проверим с помощью «Разноцветного кубика». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить.
«Какой мастер - такова и работа
«Тяжко тому жить- … кто от работы бежит
«Словами туда и сюда- … а делами – никуда
«Труд кормит- … а лень – портит
«Кто любит трудиться -… тому без дела не сидится
«Красна птица оперением… а человек – рукоделием
«Хочешь есть калачи… не лежи на печи»
Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми, помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по опорной схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда,
игра «ПРОФЕССИИ СЕЛА».
Перед вами лежат карточки-схемы, которые помогут вам составить рассказ о профессии. Предлагаю Вам выбрать любую картинку с профессией и составить рассказ о ней, опираясь на схему.
Составление описательных рассказов о профессиях по схеме
Для ознакомления с миром профессий можно использовать различные игры. Например, детям показывается предметная картинка, а дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Попробуем?
ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Свисток - тренер
Ландшафт - ландшафтный дизайнер
Кастрюля - повар
Жезл - полицейский
Инструменты- плотник
Фен - парикмахер
Швейная машинка - швея
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ
А, вот, дидактическая игра с прищепками, не только знакомят детей с профессиями, но и развивают мелкую моторику рук.
На столе разложены круги с изображением профессий и прищепки, к которым прикреплены картинки с изображением орудий труда, необходимо подобрать соответствие.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя -
Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель). Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей для использования в ДО
Дидактическое пособие состоит из 2-х или 3-х кругов разного диаметра, свободно вращающиеся и стрелочка. Игрок крутит круги и соединяет их стрелкой в соответствии с профессией.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУБИК БЛУМА»
Предлагаю поиграть с «Кубиком Блума»
Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является создателем приема, способствующего быстрому запоминанию любых текстов. Он предложил использовать после прочтения специальный кубик, на гранях которого написаны действия: «Почему», «Придумай», «Поделись», «Назови», «Предложи», «Объясни».
Человек бросает кубик и выполняет действие, написанное на выпавшей грани. Можно делать сколько угодно бросков. Чем их больше, тем лучше запоминается и усваивается материал и развивается мышление.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей; развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно образовывать название профессий, выражать свои мысли.
А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Я подбираю физкультминутки и пальчиковые игры в соответствии с темами и сейчас я предлагаю вам закрепить знания о профессиях людей и сделать пальчиковую гимнастику.
МНОГО МЫ ПРОФЕССИЙ ЗНАЕМ
Много есть профессий знатных, Cоединять пальцы правой руки с большим
И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим
Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединять пальцы обеих рук
Продавец, шахтёр, строитель. Сжимать и разжимать кулачки
Сразу всех не называю, Вытянуть руки вперед ладонями вверх
Вам продолжить предлагаю.
ТРЕНИНГ «РУКА СУДЬБЫ»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Посмотрите на сундучок, интересно вам узнать, что в нем находиться?
Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.
Косметолог – делает макияж и косметические маски.
Эколог – защищает природу.
Тренер – готовит спортсменов к соревнованиям.
Постижер – изготавливает на заказ косы, усы, бакенбарды, ресницы, бороды и парики.
Дизайнер – оформляет помещения.
Комбайнер – убирает в поле пшеницу, рожь
Уважаемые коллеги, что вы скажете о профессии, которая вам досталась? Хотели бы вы работать по профессии выбранной случайно?
Случайный выбор профессии может быть неправильным, так как важно подходить к этому решению осознанно, учитывая индивидуальные особенности человека. Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Поэтому задача педагога, состоит в том, чтобы ребенок, как можно больше узнал о профессиях.
Какие должны быть условия оптимального выбора профессии?
Должны выполняться три условия:
Хочу - мои желания.
Могу -способности и возможности.
Надо -востребованность профессии.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Желаем вам успехов в работе. Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации.
Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации, презентация методического материала....

Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации».
Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации». Поможет педагогом в работе с детьми по ранней профориентации....

«Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации"
Все профессии важны!...

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
Консультация для воспитателей "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"...

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».
В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне неё....

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».
В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне неё....

Презентация: "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"
Формы работы с дошкольникамипо ранней профориентации...
