Мастер-класс "Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"
учебно-методический материал

Фильшина Светлана Михайловна

Ранняя профориентация в ДОУ знакомит ребёнка с разнообразием профессий, формирует интерес к труду и закладывает основу для успешного выбора профессии во взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_proforientatsiya.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер-класс для педагогов «Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».

Цель:

     Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов с современными формами работы с дошкольниками по ранней профориентации.

 

Задачи:

  1. Актуализировать знания педагогов о формах работы, видах детской деятельности при ознакомлении с профессиями.
  2. Познакомить педагогов с современными формами, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией.
  3. Продемонстрировать варианты использования игровых инструментов по ранней профориентации дошкольников.

 

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: проектор, ноутбук,  

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ

Ход мастер – класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Фильшина Светлана Михайловна воспитатель детского сада «Родничок» г. Строитель, представляю вашему вниманию мастер-класс «Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Слайд №1

Тема мастер-класса: «Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».

Слайд №2

•        Антон Семенович Макаренко отмечал, что правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

•  Вячеслав Петрович Кондрашов - кандидат педагогических наук, автор учебно-методического пособия «Введение дошкольников в мир профессий» отмечал, что ранняя профориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональную составляющую «образа-Я»

Слайд №3 актуальность

      Ранняя профориентация в ДОУ знакомит ребёнка с разнообразием профессий, формирует интерес к труду и закладывает основу для успешного выбора профессии во взрослой жизни.

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир, учитель, полицейский и даже президент. …

       Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Именно в детском возрасте происходит активная социализация детей, накапливаются знания о мире многообразий профессий. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

 

       Слайд №4

      Процесс воспитания у дошкольников ранней профориентации реализуется через различные формы, методы и средства организации (представленные на слайде)

- наблюдение;

- экскурсии; виртуальные экскурсии

- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- динамические паузы;

- пальчиковые гимнастики;

- занятия;

- беседы;

    Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии

заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том,

чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Раннее трудовое воспитание

и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути

к успешности выбора профессии во взрослой жизни.

       Слайд № 5

Целью мастер-класса является: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов с современными формами работы с дошкольниками по ранней профориентации

      Слайд № 6

Задачи мастер-класса представлены на слайде.

Практическая часть

    Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

    Уважаемые коллеги назовите основной вид деятельности дошкольника? (ИГРА) Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Я предлагаю поиграть.

ИГРА «ПРОФЕССИИ»

Назовите профессии людей по первым буквам ваших инициалов….

Мы с вами вспомнили разные профессии.

   Я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий.

Но для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к профессиональной деятельности взрослых. Научить ценить труд, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, аккуратно выполнять возложенные на ребенка трудовые обязанности.

ИГРА «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ»

О труде размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде и разных профессиях много песен, пословиц и поговорок.

 А какие пословицы и поговорки о профессиях знаете вы, мы проверим с помощью «Разноцветного кубика». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить.

     «Какой мастер - такова и работа

«Тяжко тому жить- … кто от работы бежит

«Словами туда и сюда- … а делами – никуда

«Труд кормит- … а лень – портит

«Кто любит трудиться -… тому без дела не сидится

«Красна птица оперением… а человек – рукоделием

«Хочешь есть калачи… не лежи на печи»

  Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми, помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по опорной схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда,

 игра «ПРОФЕССИИ СЕЛА».

Перед вами лежат карточки-схемы, которые помогут вам составить рассказ о профессии. Предлагаю Вам выбрать любую картинку с профессией и составить рассказ о ней, опираясь на схему.

Составление описательных рассказов о профессиях по схеме

Для ознакомления с миром профессий можно использовать различные игры. Например, детям показывается предметная картинка, а дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Попробуем?

ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

 Свисток - тренер

Ландшафт - ландшафтный дизайнер

Кастрюля - повар

Жезл - полицейский

Инструменты- плотник

Фен - парикмахер

Швейная машинка - швея  

 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ

А, вот, дидактическая игра с прищепками, не только знакомят детей с профессиями, но и развивают мелкую моторику рук.

На столе разложены круги с изображением профессий и прищепки, к которым прикреплены картинки с изображением орудий труда, необходимо подобрать соответствие.

     ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»

    Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя -

Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель). Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей для использования в ДО

     Дидактическое пособие состоит из 2-х или 3-х кругов разного диаметра, свободно вращающиеся и стрелочка. Игрок крутит круги и соединяет их стрелкой в соответствии с профессией.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУБИК БЛУМА»

  Предлагаю поиграть с «Кубиком Блума»

 Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является создателем приема, способствующего быстрому запоминанию любых текстов. Он предложил использовать после прочтения специальный кубик, на гранях которого написаны действия: «Почему», «Придумай», «Поделись», «Назови», «Предложи», «Объясни».

  Человек бросает кубик и выполняет действие, написанное на выпавшей грани. Можно делать сколько угодно бросков. Чем их больше, тем лучше запоминается и усваивается материал и развивается мышление.

 С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей; развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно образовывать название профессий, выражать свои мысли.

А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Я подбираю физкультминутки и пальчиковые игры в соответствии с темами и сейчас я предлагаю вам закрепить знания о профессиях людей и сделать пальчиковую гимнастику.

 

МНОГО МЫ ПРОФЕССИЙ ЗНАЕМ

Много есть профессий знатных,    Cоединять пальцы правой руки с большим

 И полезных, и приятных.                Соединять пальцы левой руки с большим

 Повар, врач, маляр, учитель,  Последовательно соединять пальцы обеих рук

 Продавец, шахтёр, строитель.         Сжимать и разжимать кулачки

 Сразу всех не называю,                   Вытянуть руки вперед ладонями вверх

Вам продолжить предлагаю.

 

ТРЕНИНГ «РУКА СУДЬБЫ»

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

Посмотрите на сундучок, интересно вам узнать, что в нем находиться?

Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке, нужно сказать волшебные слова«Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».

На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.

Косметолог – делает макияж и косметические маски.

Эколог – защищает природу.

Тренер – готовит спортсменов к соревнованиям.

Постижер – изготавливает на заказ косы, усы, бакенбарды, ресницы, бороды и парики.

Дизайнер – оформляет помещения.

Комбайнер – убирает в поле пшеницу, рожь

Уважаемые коллеги, что вы скажете о профессии, которая вам досталась? Хотели бы вы работать по профессии выбранной случайно?

Случайный выбор профессии может быть неправильным, так как важно подходить к этому решению осознанно, учитывая индивидуальные особенности человека. Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Поэтому задача педагога, состоит в том, чтобы ребенок, как можно больше узнал о профессиях.

 Какие должны быть условия оптимального выбора профессии?

Должны выполняться три условия:

Хочу - мои желания.

Могу -способности и возможности.

Надо -востребованность профессии.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

 Желаем вам успехов в работе. Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации.

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации, презентация методического материала....

Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации».

Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации». Поможет педагогом в работе с детьми по ранней профориентации....

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Консультация для воспитателей "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"...

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».

В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне неё....

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».

В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне неё....

Презентация: "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"

Формы работы с дошкольникамипо ранней профориентации...