"Эффективные методики в работе с детьми раннего возраста"
статья

Зайцева Виктория Валентиновна

Проблема обучения и воспитания маленьких детей связана с необходимостью решения целого комплекса педагогических, медицинских и психологических задач.

Найти «золотую» середину – главная цель исследователей. Методики развития детей раннего возраста приносят больше пользы или вреда? Давайте, разберемся во всех аспектах этого непростого вопроса.

Для начала нам необходимо определиться с термином. Специалисты сходятся во мнении, что под методиками раннего развития детей от 0 лет и до двух-трех лет следует подразумевать активизацию учебы и воспитания в этот период. Ведь традиционная образовательная система предполагает начинать ее значительно позже – от пяти-шести лет.

Психологи настаивают на разделении раннего психического развития малыша на три отдельные составляющие, при обязательном учете возрастных особенностей.

Преждевременный тип развития

Вы не научите своего малыша сидеть или ходить до тех пор, пока он не будет полностью готов к этому физически и психологически. В равной степени это касается и восприятия любой информации. Ребенок должен «дозреть» до нее.

Поздний тип развития

Восприятие сложной информации напрямую зависит от так называемого сенситивного периода развития. Для понимания этого термина лучше всего подойдет пословица – «каждому овощу свой час». Если малыш недостаточно интенсивно развивается, многие навыки и знания будут даваться ему позже и с большим трудом. Он упускает самое подходящее для них время! Это касается, например, обучения второму языку или занятий определенным видом спорта.

Своевременный тип развития

При своевременном варианте развития соблюдается полный баланс между требованиями к малышу и его возможностями.

Информация в оптимальном режиме последовательного усвоения соответствует возрастным и психологическим характеристикам ребенка.

Но будет ли правильным считать этот тип развития единственно правильным? Ответ отрицательный, так как все вышеперечисленные составляющие работают в разных пропорциях, но в едином комплексе. Все зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.  Поэтому педагогам необходимо знать методики развития детей раннего возраста. Рассмотрим основные методики: Марии Монтессори, Гленна Домана, Никитиных, Зайцева. Определим достоинства и недостатки каждой методики.

Некоторые современные методики раннего развития детей:

  • Методика Марии Монтессори.  Занятия включают в себя несложные физические упражнения, в том числе на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие речи, лепку, конструирование, рисование и аппликацию, развивающие игры, пение и танцы.  При этом ребёнку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться. 
  • Методика Гленна Домана.  Основывается на развитии зрительных и физических способностей с рождения.  Для этого используют систему карточек, которые нужно регулярно показывать ребёнку, постоянно наращивая объём и усложняя их содержание. 
  • Система Никитиных.  Методика представляет собой набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач.  Основным постулатом является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. 
  • Методика Николая Зайцева. для детей заключается в обучении чтению по складам, а не по слогам, буквам или словам.  15
  •  
  • Для этого используются специальные наборы кубиков, которые отличаются по форме, цвету и размерам. Ребёнок, играя с ними, исследует их текстуру, цвет, форму и звук.  1
  •  
  • Также на занятиях применяются таблицы с прописанными в ряд складами. По ним дети ищут склады (минимальные части слова), которые укажет педагог. Также склады распеваются с малышами на известные народные мотивы. 4
  •  
  • Обучение по методике Зайцева проводится только в игровой форме, без принуждения. Начинать занятия можно с двух лет.

Выбор методики зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целей развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методики развития детей раннего возраста.

Проблема обучения и воспитания маленьких детей связана с необходимостью решения целого комплекса педагогических, медицинских и психологических задач.

Найти «золотую» середину – главная цель исследователей. Методики развития детей раннего возраста приносят больше пользы или вреда? Давайте, разберемся во всех аспектах этого непростого вопроса.

Для начала нам необходимо определиться с термином. Специалисты сходятся во мнении, что под методиками раннего развития детей от 0 лет и до двух-трех лет следует подразумевать активизацию учебы и воспитания в этот период. Ведь традиционная образовательная система предполагает начинать ее значительно позже – от пяти-шести лет.

Психологи настаивают на разделении раннего психического развития малыша на три отдельные составляющие, при обязательном учете возрастных особенностей.

Преждевременный тип развития

Вы не научите своего малыша сидеть или ходить до тех пор, пока он не будет полностью готов к этому физически и психологически. В равной степени это касается и восприятия любой информации. Ребенок должен «дозреть» до нее.

Поздний тип развития

Восприятие сложной информации напрямую зависит от так называемого сенситивного периода развития. Для понимания этого термина лучше всего подойдет пословица – «каждому овощу свой час». Если малыш недостаточно интенсивно развивается, многие навыки и знания будут даваться ему позже и с большим трудом. Он упускает самое подходящее для них время! Это касается, например, обучения второму языку или занятий определенным видом спорта.

Своевременный тип развития

При своевременном варианте развития соблюдается полный баланс между требованиями к малышу и его возможностями.

Информация в оптимальном режиме последовательного усвоения соответствует возрастным и психологическим характеристикам ребенка.

Но будет ли правильным считать этот тип развития единственно правильным? Ответ отрицательный, так как все вышеперечисленные составляющие работают в разных пропорциях, но в едином комплексе. Все зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста. Поэтому педагогам необходимо знать методики развития детей раннего возраста. Рассмотрим основные методики: Марии Монтессори, Гленна Домана, Никитиных, Зайцева. Определим достоинства и недостатки каждой методики.

Некоторые современные методики раннего развития детей:

  • Методика Марии Монтессори. Занятия включают в себя несложные физические упражнения, в том числе на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие речи, лепку, конструирование, рисование и аппликацию, развивающие игры, пение и танцы. При этом ребёнку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться.
  • Методика Гленна Домана. Основывается на развитии зрительных и физических способностей с рождения. Для этого используют систему карточек, которые нужно регулярно показывать ребёнку, постоянно наращивая объём и усложняя их содержание.
  • Система Никитиных. Методика представляет собой набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.
  • Методика Николая Зайцева. для детей заключается в обучении чтению по складам, а не по слогам, буквам или словам. 15
  • Для этого используются специальные наборы кубиков, которые отличаются по форме, цвету и размерам. Ребёнок, играя с ними, исследует их текстуру, цвет, форму и звук. 1
  • Также на занятиях применяются таблицы с прописанными в ряд складами. По ним дети ищут склады (минимальные части слова), которые укажет педагог. Также склады распеваются с малышами на известные народные мотивы. 4
  • Обучение по методике Зайцева проводится только в игровой форме, без принуждения. Начинать занятия можно с двух лет.

Выбор методики зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целей развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование методики М.Монтессори в работе с детьми раннего возраста»

Рамки-вкладыши развивают: - мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию; -целостное восприятие; -любознательность, познавательный интерес; -обогащают словарь детей; -расшир...

Методика работы с детьми раннего возраста с использованием детского фольклора

Статья посвящена методике работы с детьми раннего возраста с использованием детского фольклора...

Представление опыта работы с детьми раннего возраста по методике Сергея и Екатерины Железновых

В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является «Музыка с мамой». Методика Железновых «Му...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Эффективность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста»

Цель: Развитие творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, демонстрация опыта работы по песочной терапии в детском саду.Задачи:·...

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...

«Использование эффективных форм, инновационных подходов в здоровьесберегающих технологиях при работе с детьми раннего возраста»

Вашему вниманию представлен полезный опыт работы, который расскажет каждому желающему о том, как правильно применять здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста, так как ранний в...

Применение Арт-методик в работе с детьми раннего возраста.

Применение Арт-методик в работе с детьми раннего возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"32371726","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...